Урок-праздник в 5 классе на тему « Моя любимая игрушка». ( Описание предмета )
Цели: расширить знания учащихся об истории создания различных игрушек, создать атмосферу праздника на уроке через игру, конкурсы и творческие задания. Развивать навыки связной устной речи, обогатить лексический запас учащихся, воспитывать бережное отношение к подаренным игрушкам, семейным реликвиям.
Подготовить учащихся к написанию сочинения « Моя любимая игрушка».
Оборудование. Учительский стол превращен в витрину магазина,
на нём игрушки-копилки, матрешки, неваляшки, фарфоровые сувениры; на партах перед детьми куклы, мягкие, электронные, механические, комплектно-сборочные игрушки.
Эпиграф. Сонница-бессонница,
Не играй моим дитятком,
А играй игрушками...
Из колыбельной
Итак, народная кукла не просто детская забава, но имеет она огромное бесценное воспитательное значение, творит особую духовную связь с фольклором и народными ремеслами... кукла является символом национального стиля и связи поколений.
Максимук В.В.
Ход урока
Учитель. Сегодня у нас состоится необычный урок.
Это будет урок-праздник, потому что нам придется общаться с любимыми игрушками, рассказывать о них, придумывать сказочные истории и
подготовиться к написанию сочинения об этих удивительных.
Назовите, пожалуйста, сказки, в которых главными героями являются игрушки?
- Алексей Толстой «Приключение Буратино».
- Гофман «Щелкунчик, или Мышиный король».
- Одоевский «Городок в табакерке».
- Андерсен «Оловянный солдатик»
Учитель. Итак, открываем первую страницу урока, историческую.
СТРАНИЦА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ
Выступления детей о происхождении игрушек.
- Игрушки появились в глубокой древности у маленьких жителей Египта и Греции. Это были куклы, фигурки животных, мячи. Причем делались они из разных материалов: дорогие - из янтаря, слоновой кости, серебра, мрамора; игрушки попроще, победнее - из дерева, глины, но зато ярко раскрашивались.
- Самые затейливые, сложные игрушки изготавливали в 17-19 вв. Это были настоящие механические чудеса. Чего только не придумывали! Вот шустрый заяц грызет морковку и при этом еще поводит ушами. Красавица держит в руке пудреницу и, глядя в зеркальце, прихорашивается. Другая красавица, если несколько раз повернуть волшебный ключик, начинает перебирать струны арфы. Льются приятные негромкие звуки, и кукла покачивает головой в такт музыке. А вот целый полк игрушечных солдат под бой барабана марширует по игрушечной улице.
Учитель. Ребята, найдите описание игрушки, которую подарил на Рождествосвоим крестникам советник Дроссельмейер из сказки Гофмана «Щелкунчик, или Мышиный король».
«На зелёной лужайке стоял замечательный замок со множеством зеркальных окон и золотых башен. Заиграла музыка, двери и окна распахнулись, и все увидели, что в залах прохаживаются крошечные, но очень изящно сделанные кавалеры в шляпах и дамы в платьях с длинными шлейфами. В центральном зале столько свечек горело в серебряных люстрах, под музыку плясали дети в коротких комзольчиках и юбочках Господин в изумрудно - зелёном плаще выглядывал из окна, раскланивался, снова прятался».
Учитель. Такие игрушки отличались необыкновенной роскошью и были доступны только детям богачей, их дарили и хранили как фамильные драгоценности, передавали по наследству. Обратите внимание на то, с какой любовью писатель-сказочник описывает замечательную игрушку. Вам предстоит сделать то же самое. В игрушках прошлых времён всё копировалось настолько тщательно, что историки, искусствоведы, художники изучали по игрушкам, как по справочникам, культуру, традиции, моду, мастерство ткачей, швей, кружевниц той поры. В городе Сергиевом Посаде, что под Москвой, есть даже Музей игрушки, созданный почти сто лет назад. Каких там только игрушек нет!
В какие же игрушки играли ваши сверстники в далёком прошлом?
(звучат заранее подготовленные сообщения детей)
-В русских и украинских сёлах самой распространённой игрушкой была самодельная тряпичная кукла. Даже в очень бедных семьях таких кукол было несколько десятков. В них играли все дети до 7-8 лет, и лишь позже игры мальчиков и девочек разделялись.
-Делались такие куклы одинаково: кусок материи туго сворачивался - это туловище. Верхнюю часть обтягивали белой льняной тряпочкой - это было лицо. Коса заплеталась обычно из кудели. А вот как её нарядить - тут-то требовалась фантазия мастерицы! В дело шли лоскутки ситца, кумача, шелка. Украшались платья вышивкой, тесьмой. Даже конфетные обёртки шли в ход.
-Самодельные куклы считались хорошим подарком, их брали с собой в приданое, в свадебных подарках они олицетворяли девичью красоту. Раньше девушек рано выдавали замуж. Такие юные невесты часто с собой в дом жениха брали целую корзину с куклами и тайком играли с ними, и никто не; мел подглядывать и ругать их за это.
-Делали кукол и из полена, называли их дурами. Пусть на них были и модные шляпы с лентами и роскошные шали с бахромой, но из полена же!
Любимы у детей были и глиняные свистульки: коровки, коники, петушки. Их обжигали в печи, а потом ярко раскрашивали.
-Сувенирами стали куклы - матрёшки. Такая кукла по праву является, символом русской культуры, хотя она происхождением из Японии.
-А сейчас у современных девочек самой любимой игрушкой является кукла Барби. Впервые Барби появилась в 1959 году в Нью - Йорке на ярмарке игрушек. Ей придумали рекламу - и суперпопулярность ей была обеспечена среди девочек всего мира. У этой куклы теперь более 40 профессий: врач, учительница, балерина, спортсменка, стюардесса, дипломат и т.д.; 25 национальностей: итальянка, испанка, шведка... Ежегодно для Барби дизайнеры создают 100 новых комплектов одежды. Особый спрос - на свадебные платья. У Барби более 20 домашних животных. У нее есть семья, зоскошный дом, своя парикмахерская, машина. Самая привлекательная деталь в облике Барби - необыкновенно роскошные волосы.
СТРАНИЦА 2, РЕКЛАМНАЯ
Представление детьми своей любимой игрушки.
- Предлагаю познакомиться с моей куклой Алисой. Это самая лучшая кукла на свете, потому что она является моим преданным и надежным другом. У нее светлые волосы и большие карие глаза, алые губки. Одета она в шелковое синее платье и бархатный золотистый жилетик. На ее ножках - золотистые туфельки, как у Золушки. У Алисы всегда хорошее настроение, поэтому на лице добрая, милая улыбка.
СТРАНИЦА 3. ДУШЕВНАЯ
Рассказ на конкурс «Игрушка-талисман»
Учитель. Посмотрите в Школьном толковом словаре иностранных слов значение слова «талисман».
(Талисман (фр. talisman). По суеверным понятиям, предмет, приносящий удачу и оберегающий от несчастья),
- Есть ли у вас такие игрушки?
- Почему именно этим игрушкам выпала такая роль?
- Опишите их внешний вид.
- Как они попали в ваш дом?
- Как хранятся в семье?
- Ваше отношение к таким игрушкам?
СТРАНИЦА 4, НРАВСТВЕННАЯ
Ученики сообщают содержание рассказа Евгения Носова «Кукла». Чтение эпизода рассказа.
«В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги...Светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла большая дыра, прожженная, должно быть сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, а то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».
Учитель. Видели ли вы когда-нибудь выброшенные и искалеченные игрушки?
Как можно отнестись к подобным поступкам детей и взрослых?
Можно это считать баловством и шуткой?
А как вы назовете такой поступок?
- Бессердечием.
- Непомерной наглостью.
- Отсутствием доброты и отзывчивости.
Учитель. Отсутствием совести и стремления к красоте, так как игрушка - всегда является представлением человека о самом прекрасном в жизни. Существовала народная примета; если ребенок небрежно относится к игрушке - быть беде.
СТРАНИЦА 5. ТВОРЧЕСКАЯ
Учитель. Посмотрите на эпиграф урока, записаны слова - не делать игрушку, а
творить, поэтому спишите слова с доски, которые вам понадобятся для написания домашнего сочинения «Моя любимая игрушка».
Творчество, творец, олицетворение, личность, старинный, красота,
прекрасный, благословение, изящный, грациозный, традиция, талисман, реликвия.
Работа над планом сочинения «Моя любимая игрушка».
1. У меня есть любимая игрушка.
2. Ее внешний вид.
3. Почему люблю именно эту игрушку.
4. Кому подарю ее в будущем?
СТРАНИЦА 6. КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКАЯ
Демонстрация видеофрагментов кинофильма «Приключение Буратино». СТРАНИЦА 7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Написать сочинение «Моя любимая игрушка».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.