Конспект урока
по теме «Корень слова»
Шилина Ирина Петровна
Гоношихинская СОШ, филиал МКОУ «Новозыряновская СОШ»
Учитель
Русский язык
Класс: 5
Тема урока: Корень слова. 1
Учебник «Русский язык 5 класс» в 2-х частях (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., издательство: М.: Просвещение, 2020),
Цель урока: сформировать у учащихся понятие о корне как о самой главной морфеме слова, актуализировать знания о формах слова и однокоренных словах; научиться находить корень слова, подбирать однокоренные слова.
Задачи урока: формировать умение формулировать определение понятий;
отрабатывать навык находить корень через подбор однокоренных слов и анализ лексического значения; знакомить с омонимичными корнями; формировать навыки разграничения омонимичных корней; совершенствовать орфографические умения.
Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, логически мыслить.
Воспитательные: создавать условия для развития познавательного интерес к предмету, используя элементы игры и занимательности.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся; понимают, в чем значение знаний для человека.
Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему, умение вести самостоятельный поиск информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Предметные: учатся видеть корень слова, понимают его роль.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Регулятивные УУД: планируют необходимые действия, операции; принимают и сохраняют учебную задачу;
планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции;
исправляют и объясняют ошибки; оценивают свою работу.
Познавательные УУД: осознают учебно-познавательную задачу;
осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно - следственные связи;
извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют; приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Коммуникативные УУД: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в группах; задают вопросы, отвечают на вопросы других; учатся ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов, учатся осуществлять коммуникативную деятельность, использовать правила общения в конкретных учебных ситуациях; формулируют, высказывают и обосновывают собственные мысли.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Техническое оборудование и наглядные средства обучения: ноутбук, проектор, раздаточный материал, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова; три конверта с корнями, три конверта со словами, в которых морфемы (корни слов) отсутствуют; два набора шестиугольников: набор №1 (два шестиугольника с надписью «-вод-»; шесть шестиугольников со словами вода, водный, водяной, водичка, водянистый, водопровод; шесть шестиугольников со словами водить, выводить, водитель, проводка, заводить, приводить); набор №2 (один шестиугольник с надписью уч-; один шестиугольник с надписью –сад-; десять пустых шестиугольников зеленого цвета; десять пустых шестиугольников желтого цвета).
Ход урока
I.Мобилизующий этап. Вступительное слово.
- Сегодня мы собрались на заседание ученого совета. Область знаний, в которой нам предстоит совершить открытия, - Лингвистика. А что изучает эта наука?
Отметим в тетради дату рабочего дня.
В «Корзину успеха нашей деятельности» соберем положительные эмоции: сегодня это слова, называющие деятельность первой буквой вашего имени (Диана - действовать, Рита – радовать, Алена - активизировать).
II.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Прежде, чем открывать новое, мы должны доказать, что какой-то багаж знаний мы уже имеем, владеем научной терминологией. Сегодня плоскость языка, в которой мы работаем, связана со строением слова.
Составьте кластер, приготовьтесь его представить.
Какой раздел науки о языке мы изучаем?
Что является предметом его изучения?
Какие части слова/ морфемы нам известны?
Какую роль в языке выполняют приставки и суффиксы?
А окончание? (Учащиеся работают в группе, составляют кластеры.
Демонстрируют у доски на своих листах - защита.
Ответы на вопросы. Строят понятные высказывания).
III.Актуализация знаний.
Визитной карточкой ученого-лингвиста является его грамотное письмо. Я уверена, что это свойственно и нам. Мы собрались с вами зимой, когда…
( Анализ текста /ИД.)
Снежная сказка
Пропл . сали по сн . гам снежные м . тели.
Сн . гири сн . говикам песню просв . стели.
У заснеженной р . ки в снежном переулке
Вес . ло л . тят сн . жки, режут лед сн . гурки.
О чем текст? Что придает ему красоту? Какие изобразительно-выразительные средства используются в тексте?
С какой орфограммой работали? А чем интересна лексика этого стихотворения? Выпишите однокоренные слова: Что такое снегурки?
Что роднит эти слова? Какая морфема станет предметом нашего разговора? Ребята, найдите в стихотворении однокоренные слова и формы слова.
Работают с текстом на слайде. Связывают настроение природы за окном, стенами школы и в стихотворном тексте. Отвечают на вопросы: С какой орфограммой работали? А чем интересна лексика этого стихотворения?
Выпишите однокоренные слова: Что такое снегурки?
Что роднит эти слова? Какая морфема станет предметом нашего разговора? Ребята, найдите в стихотворении однокоренные слова и формы слова.
-В роли подсказки прозвучит загадка
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту,
Я не вверх, а вниз расту.
Находят и называют формы слов (снежная, снежные, в снежном) и группу однокоренных слов. Объясняют выбор.
IV.Первичное усвоение новых знаний.
Работая учеными-исследователями, мы должны собрать информацию о корне. Какие методы, приемы используют исследователи в своей работе? Опыты, наблюдения, эксперименты, обращение к научной литературе.
1.Работа в группе.
Поставим опыт. Три конверта. В них морфемы (корни слов отсутствуют). Соберите из них слова. Получилось? Нет? Почему?
К какому выводу пришли после первого опыта?
2. Обратимся к научной литературе. Интересно, а это слово многозначное или однозначное? С какими словами рядом, в каких ассоциативных рядах, в соседстве с какими словами вы могли бы употребить это слово? К какому выводу пришли? Почему?
Корень – часть слова. Слов на свете нам не счесть, в каждом слове корень есть.
3.Работа со словарем в парах. Корень – многозначное или однозначное слово. Какое его значение интересует нас на уроке русского языка?
- Как называются слова, имеющие несколько лексических значений?
- О каком значении этого слова мы будем говорить на уроках русского языка?
- Как называются слова, имеющие несколько лексических значений?
4.Физминутка.
Передают эстафетную палочку с однокоренным словом однокласснику.
- О каком значении этого слова мы будем говорить на уроках русского языка?
V.Первичная проверка понимания.
Продолжаем наше исследование. Какую роль играет корень в языке?
1.Работаем в группах с шестиугольниками.
Задание для первой группы: -вод-/-вод-. Несмотря на то, что у всех слов на шестиугольниках одинаковый корень, их нужно разделить на две группы родственных слов. (Понаблюдать за словом водопровод).
Задание для второй группы: проверяет и заканчивает работу первой группы.
Задание для третьей группы: работа с корнями -гор-/-гор-.
Вывод групп: по какому же признаку исключили слово?
А могут ли быть омонимичными корни? А важно ли их различать?
2.Проведем новый эксперимент: отгадайте слова, которые я задумала:
Пол . скать, сп . шу, зал . зать, пос . деть
Что необходимо сделать, чтобы значение корня стало понятным?
Анализируют значения слов и выбирают лишние слова, обосновывают свой выбор. Формулируют цель учебной деятельности вместе с учителем. Работают в парах.
VI.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
Обобщим все, что нам известно о корне:
Работаем в группах с шестиугольниками:
Посадите дерево однокоренных слов.
-уч- -сад -
Наборы шестиугольников выдается каждой группе. Учащиеся составляют слова с предложенным группе корнем, записывают в пустые шестиугольники и размещают их в форме дерева. Демонстрируют работу у доски.
VII.Первичное закрепление с комментированием.
Обобщим все, что нам известно о корне
Синквейн: Корень - сердце слова. (Составляют в группе синквейн)
VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
У нас осталось одно незаконченное дело:
Составьте слова: конверты с корнями добавляются к конвертам, полученным в начале урока, Составьте слова, подберите проверочные к безударным гласным в корне, запишите. Сделайте вывод.
IX.Домашнее задание.
«Найти корень слова, это зажечь внутри фонаря огонек», - говорила М. А. Рыбникова. Я желаю вам научиться это делать и это поможет вам лучше владеть языком и грамотнее писать!
1. упр. 24
Богатая у меня семья родственников/ лингвистическая сказка.
Подводят итоги урока под руководством учителя, оценивают себя и товарищей. Отвечают на вопросы.
X.Рефлексия (подведение итогов урока).
Закрывая работу нашей научной лаборатории, обобщаем все, что нам известно о корне:
«Микрофон»
Смайлик – из частей слова.
Учащиеся подводят итоги урока под руководством учителя, оценивают себя и товарищей. Отвечают на вопросы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.