Конспект урока по русскому языку в 6 классе
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Оценка 4.9
Занимательные материалы +1
docx
русский язык
5 кл—7 кл
27.04.2020
Конспект урока по русскому языку в 6 классе
Конспект урока содержит разнообразный занимательный материал
Конспект урока по русскому языку в 6 классе.docx

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Тема: употребление глаголов в составе фразеологизмов

Тип урока: комбинированный

Цели: узнать, какие глаголы употребляются в составе фразеологизмов; какую роль они играют в нашей речи

Задачи:

- научиться отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний;

- распознавать их в тексте, усваивать их значение;

- обогатить свой словарный запас;

- правильно использовать фразеологизмы  в речи.

 

Ход  урока:

1.Организационный момент. Мотивация.

- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Я рада вас видеть, начнем урок.

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь просто так, ведь любое дело нужно начинать с улыбки, с хорошего настроения. (Слайд 1)

Когда улыбкой день освещается, чудесным образом все получается.

 

2. Актуализация знаний.

Стадия 1.  Вызов

- Ребята, что лучше: клевать носом  или водить за нос, а может лучше  задирать нос или  вешать нос?

- Что это за выражения?

- Что такое фразеологизмы?  (Несвободное, неделимое, устойчивое сочетание слов) (Слайд 2)

- Чем фразеологизмы отличаются от свободных слов и словосочетаний             (значение имеет все выражение, а не отдельные его слова, оно едино и не делится) (Слайд 3)

- Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке? (о глаголах).

Тогда скажите,  как связаны глаголы с фразеологизмами? (в состав многих фразеологизмов входят глаголы, о которых мы и говорили).

-Зачем  в своей речи употреблять фразеологизмы? Нужны ли они нам?  (Они украшают нашу речь, делают ее красивой и выразительной).

 

3. Определение целей и задач урока.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о фразеологизмах, в состав которых входят глаголы.

- Откройте тетради и запишите число и тему нашего урока.

Исходя из темы урока, определите задачи нашего урока.

- научиться отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний;

- распознавать их в тексте, усваивать их значение;

- обогатить свой словарный запас;

- правильно использовать фразеологизмы  в речи (Слайд 5)

 

4. Выявление места и причины затруднения

Стадия 2. Осмысление.

Начнем нашу работу.

Не будем дрожать как осиновый лист, возьмем себя в руки, будем прокладывать дорогу к знаниям, не забывая протянуть руку товарищу, и будем знать тему урока как свои пять пальцев.

- И опять мы говорим фразеологизмами. Понятно ли вам их значение? Скажите, что значит фразеологизм «взять себя в руки»?

- А где можно узнать значение фразеологизмов,  если не знаешь? (демонстрирует словари) (Слайд 6)

- Назовите глаголы,  которые встретились вам в  этих фразеологизмах ( не будем дрожать, будем прокладывать, протянуть, будем знать)

 

В русском языке  существует множество фразеологизмов, в которые входят глаголы и тем самым делают нашу речь красивой и выразительной.

 

5. Первичное закрепление

Зд.1

Работа в группе.

- Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Предложения запишите. Первая группа (первый ряд)- первое предложение,

Вторая группа – второе предложение

Третья группа – 3 предложение (Слайд 7).

Не слушал – ворон считал, ушами хлопал, в облаках летал

Бездельничал – бил баклуши, лодыря гонял, сидел сложа руки

Обманывал – обвел вокруг пальца, вводит в заблуждение, пускает пыль в глаза

- Ребята, что изменилось? Как лучше?  О каком свойстве фразеологизмах здесь идет речь?

- Вы обратили внимание, что нам встретились фразеологизмы с одинаковым значением, как называется такое явление в русском языке? (фразеологизмы – синонимы).

- Как вы думаете, если у фразеологизмов  есть синонимы, могут  ли у них быть антонимы? Напомните, что такое антонимы?

Зд. 2

Запишите фразеологизмы противоположные по значению  данным (Слайд8)

Набраться сил – выбиться из сил

Выйти из себя - взять себя в руки

Одержать победу – потерпеть поражение

Лишиться чувств – прийти в чувство (Слайд 9)

 

Зд.3

Узнай  фразеологизм по иллюстрации, объясни значение (Слайд 10-13)

Волосы встали дыбом

Держать в ежовых рукавицах

Вводить в заблуждение

Собака зарыта

- Отгадайте современный фразеологизм, представленный на иллюстрации (Слайд 14)

Висеть на телефоне

- Да, вряд ли бы вас поняла ваша бабушка, если бы вы сказали ей, что весь день висели на телефоне.

- А сейчас давайте отдохнем и посмотрим подобную ситуацию.

 

6. Физминутка (просмотр  видеоролика)
- Ребята, скажите, почему так бывает? Когда так бывает, что нас не понимают другие?

Мы видим  употребление фразеологизмов  с несвойственным для них значением, неуместное употребление фразеологизмов. Значит,  мы должны не только знать значения фразеологизмов, а еще  учитывать ситуацию, где и с кем мы говорим.

 

7.Самостоятельная работа

Зд. 4

- Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения (Слайд 16)

 

Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
Мы дружно работали сложа руки.
Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
Яшка сломя голову остановился.

(проверяем, один ученик читает)

 

Зд.5 (Слайд 17)

- Прочитайте текст. Кто больше найдет фразеологизмов в тексте? Подчеркните их. Значение одного из фразеологизмов письменно объясните.

 

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...

(По Э.А. Вартаньяну)

Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение? Назовите их. Каково их значение?

(Взаимопроверка по образцу)

 

 

8. Рефлексия

- Ребята,  скажите, зачем в речи употреблять  фразеологизмы?

- Что мы должны знать, употребляя фразеологизмы в речи?

 

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу.   И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников    сквозь пальцы.

 

-Оцените свою работу, как вы работали  на уроке. Выберите тот фразеологизм, который отражает вашу работу на уроке, и запишите его.

 

9.Домашнее задание

1. Составить предложения с глаголами в свободном значении  и в составе фразеологизма

 2. Написать рассказ на тему:

Медвежья услуга.


 

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Сегодня на уроке мы будем говорить о фразеологизмах, в состав которых входят глаголы

Сегодня на уроке мы будем говорить о фразеологизмах, в состав которых входят глаголы

Вы обратили внимание, что нам встретились фразеологизмы с одинаковым значением, как называется такое явление в русском языке? (фразеологизмы – синонимы)

Вы обратили внимание, что нам встретились фразеологизмы с одинаковым значением, как называется такое явление в русском языке? (фразеологизмы – синонимы)

Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие

Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие

И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы

И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020