Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Закрепление полученных сведений о деепричастии"
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Закрепление полученных сведений о деепричастии"

Оценка 4.8
docx
05.01.2020
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Закрепление полученных сведений о деепричастии"
7 класс ,,Деепричастия,,.docx

                                                                                                                                    7 класс  Тема: «Закрепление полученных сведений о деепричастии.                            Пунктуация деепричастного оборота».

Цель урока: закрепить сведения о деепричастии, полученные на предыдущем уроке.

         Работа по развитию речи: конструирование предложений с синонимической заменой; составление монологического высказывания на лингвистическую тему; употребление деепричастий для передачи динамичности в развитии действия в текстах повествовательного характера.                Повторение: не с различными частями речи.                                                   Формирование умения отличать деепричастия от личных форм глагола и причастий, производить синонимическую  замену личных форм глагола деепричастиями; формирование практического умения находить деепричастный оборот и правильно ставить знаки препинания.                       I. Проверка домашнего задания.                                                                       Проверяется выполнение упражнения. Один ученик выписывает на доску слова из упражнения, в которых требовалось графически объяснить написание не. Второй ученик делает морфологический разбор причастия сгорбившейся (старушки).

         В то время как на доске выполняются эти задания, класс отыскивает в тексте упражнения предложения, соответствующие следующим схемам:

1)        =======, | - ∙ - ∙ - ∙ - ∙ - | .       

2)        …, | - ∙ - ∙ - ∙ - ∙ - |, =======.            

3)        | - ∙ - ∙ - ∙ - ∙ - |, ======.

                                                                                                                                               Потом семиклассники находят в упражнении предложения с одиночными деепричастиями и устно объясняют знаки препинания.

        Дополнительные вопросы:

        - Что такое деепричастие?

        - Признаки каких частей речи есть у деепричастия?

        - Что такое деепричастный оборот? Где он может стоять в предложении?

        - Расскажите о знаках препинания при деепричастном обороте. Приведите свои примеры.

        - Какая орфограмма связана с написанием деепричастия? Приведите примеры.

        II. Под руководством учителя делается морфологический разбор деепричастия сгорбившись. Сравнив с морфологическими признаками причастия (сгорбившейся), делаем общий вывод о том, что общие признаки есть у причастия и деепричастия, какие различия (обе формы – глагольные, имеют вид; но причастие – изменяемая форма глагола, а деепричастие – неизменяемая).

        III. Выработке умения различать причастия и деепричастия способствует сопоставительный анализ предложений:

        | Стремясь выполнить задание к сроку |, ученики работали без устали.  

Ученики

, | стремившиеся выполнить задание к сроку |, работали без                                                                                     устали.

        В ходе анализа учащиеся определяют, в чём разница между деепричастным и причастным оборотами: различна их синтаксическая роль в предложении: деепричастие относится к глаголу и характеризует действие, причастие относится к существительному и характеризует предмет, лицо, производящее действие; поэтому в первом предложении запятыми выделено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, во втором – определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. Постановка запятых в первом предложении не зависит от места оборота (это можно показать, устно перестроив предложение).                                                                                                       Для отработки пунктуационных навыков очень важно постоянно требовать определения деепричастных и причастных оборотов, графического объяснения знаков препинания при них.

        IV. С целью выработки у учащихся умения отличать деепричастия от личных форм глагола и употреблять деепричастия в речи проводится следующее упражнение.

        Заменить, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объяснить знаки препинания. По вопросам определить вид деепричастия.      

1)           Герасим шёл, не торопился, не отпускал Муму с верёвки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их  в костёр.

 

- Какие предложения передают большую динамичность, стремительность в развитии действия? (Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более динамичны, чем предложения с однородными глаголами-сказуемыми).

Обращаем внимание семиклассников на то, что особенно часто деепричастия употребляются для передачи динамичности, стремительности в развитии действия в текстах повествовательного характера. В качестве примера мы читаем отрывок из «Детства» А.М.Горького:

«Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идёт тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и всё её большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись кого-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в  сторону, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушалась, улыбаясь всё веселее, - и вдруг её сорвало с  места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было отвести глаз от неё – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!»

Домашнее задание:  §    , упр.     ; записать в словарик и выучить слова с непроверяемыми орфограммами, помещёнными в разделе «Деепричастие»; составить связный рассказ о деепричастии.                              

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Закрепление полученных сведений о деепричастии"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Закрепление полученных сведений о деепричастии"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Закрепление полученных сведений о деепричастии"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Закрепление полученных сведений о деепричастии"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Закрепление полученных сведений о деепричастии"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Закрепление полученных сведений о деепричастии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2020