7 класс Тема: «Закрепление полученных сведений о деепричастии. Пунктуация деепричастного оборота».
Цель урока: закрепить сведения о деепричастии, полученные на предыдущем уроке.
Работа по развитию речи: конструирование предложений с синонимической заменой; составление монологического высказывания на лингвистическую тему; употребление деепричастий для передачи динамичности в развитии действия в текстах повествовательного характера. Повторение: не с различными частями речи. Формирование умения отличать деепричастия от личных форм глагола и причастий, производить синонимическую замену личных форм глагола деепричастиями; формирование практического умения находить деепричастный оборот и правильно ставить знаки препинания. I. Проверка домашнего задания. Проверяется выполнение упражнения. Один ученик выписывает на доску слова из упражнения, в которых требовалось графически объяснить написание не. Второй ученик делает морфологический разбор причастия сгорбившейся (старушки).
В то время как на доске выполняются эти задания, класс отыскивает в тексте упражнения предложения, соответствующие следующим схемам:
1) =======, | - ∙ - ∙ - ∙ - ∙ - | .
2) …, | - ∙ - ∙ - ∙ - ∙ - |, =======.
3) | - ∙ - ∙ - ∙ - ∙ - |, ======.
Потом семиклассники находят в упражнении предложения с одиночными деепричастиями и устно объясняют знаки препинания.
Дополнительные вопросы:
- Что такое деепричастие?
- Признаки каких частей речи есть у деепричастия?
- Что такое деепричастный оборот? Где он может стоять в предложении?
- Расскажите о знаках препинания при деепричастном обороте. Приведите свои примеры.
- Какая орфограмма связана с написанием деепричастия? Приведите примеры.
II. Под руководством учителя делается морфологический разбор деепричастия сгорбившись. Сравнив с морфологическими признаками причастия (сгорбившейся), делаем общий вывод о том, что общие признаки есть у причастия и деепричастия, какие различия (обе формы – глагольные, имеют вид; но причастие – изменяемая форма глагола, а деепричастие – неизменяемая).
III. Выработке умения различать причастия и деепричастия способствует сопоставительный анализ предложений:
| Стремясь выполнить задание к сроку |, ученики работали без устали.
Ученики |
, | стремившиеся выполнить задание к сроку |, работали без устали.
В ходе анализа учащиеся определяют, в чём разница между деепричастным и причастным оборотами: различна их синтаксическая роль в предложении: деепричастие относится к глаголу и характеризует действие, причастие относится к существительному и характеризует предмет, лицо, производящее действие; поэтому в первом предложении запятыми выделено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, во втором – определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. Постановка запятых в первом предложении не зависит от места оборота (это можно показать, устно перестроив предложение). Для отработки пунктуационных навыков очень важно постоянно требовать определения деепричастных и причастных оборотов, графического объяснения знаков препинания при них.
IV. С целью выработки у учащихся умения отличать деепричастия от личных форм глагола и употреблять деепричастия в речи проводится следующее упражнение.
Заменить, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объяснить знаки препинания. По вопросам определить вид деепричастия.
1) Герасим шёл, не торопился, не отпускал Муму с верёвки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костёр.
- Какие предложения передают большую динамичность, стремительность в развитии действия? (Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более динамичны, чем предложения с однородными глаголами-сказуемыми).
Обращаем внимание семиклассников на то, что особенно часто деепричастия употребляются для передачи динамичности, стремительности в развитии действия в текстах повествовательного характера. В качестве примера мы читаем отрывок из «Детства» А.М.Горького:
«Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идёт тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и всё её большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись кого-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушалась, улыбаясь всё веселее, - и вдруг её сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было отвести глаз от неё – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!»
Домашнее задание: § , упр. ; записать в словарик и выучить слова с непроверяемыми орфограммами, помещёнными в разделе «Деепричастие»; составить связный рассказ о деепричастии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.