Название предмета Русский язык
Класс 8
УМК (название учебника, автор, год издания)
Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. Издательство «Просвещение», 2012
Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) Базовый
Тема урока Безличные предложения
Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1
Место урока в системе уроков по теме 37
Цель урока: продолжить закреплять умения определять вид односоставных предложений; научить определять, чем выражено сказуемое в безличном предложении.
Задачи урока
- формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.
- закреплять умение составлять лингвистический рассказ по схеме.
- развивать память, речь, образное мышление учащихся.
- воспитывать чуткое отношение к состоянию природы.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: познакомить обучающихся с понятием «безличные предложения», помочь обучающимся определить способ отличия безличных предложений от других односоставных по значению, по способу выражения сказуемого, по структурным особенностям.
Метапредметные результаты:
побуждать обучающихся, применять для решения учебных задач урока мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы.
Личностные результаты: воспитание умения преодолевать трудности, применив волевые усилия; воспитание стремления к труду, осознания ценности и необходимости трудиться.
Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Т.А.Ладыженской, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал, презентация по данной теме.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)
1.Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
2.«Словарь русского языка» Ожегова С.И. Словари http://slovari.yandex.ru
3. http://vinegretis.blogspot.ru/2014/04/8-31-44.html
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент |
Приветствие; проверка готовности к уроку, организует внимание |
Готовят рабочее место |
2. Актуализация опорных знаний |
1. Проверка д/з Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)
2. Орфографический диктант Записать слова под диктовку (один ученик вызывается к доске) Академия, бассейн, неологизм, прогресс, декорация, лотерея, пресса, метрополитен, аккомпанемент, эстетический, туннель, палисадник, компоновать, винегрет. - Проверьте правильность написания слов по орфографическому словарю и те слова, в которых сделали ошибки, запишите еще раз и выделите орфограммы.
3. Фронтальный опрос Задает вопросы: - Главный член предложения, который отвечает на вопросы что делать, что делает? (сказуемое) - Для поговорок и пословиц типичны какие виды предложений? (обобщенно-личные) - Подлежащее можно легко поставить в каких предложениях? (определенно-личные) - В неопределенно-личных предложениях сказуемое имеет какую форму? ( 3 лицо, мн.число или прошедшее время, мн.число) |
Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р
Участвуют в работе по повторению в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы
|
3. Постановка цели и темы урока. Изучение нового материала |
Ставит перед учащимися проблему. Прочитать предложения, записанные на доске. Списать их в тетрадь, указать односоставные предложения и их вид. (один ученик работает у доски, остальные в тетради) 1. Сегодня начал таять снег. 2. Он искрится на ярком солнце. 3. Проходишь по лесу и восхищаешься этой красотой. 4. За лесом вьюжило. 5. Смеркалось. 6. Уже похолодало. 7. Морозило все сильнее. 8. Мне не сидится в хате тесной, тянет погулять.
Задает вопросы. - Какая часть речи чаще всего употребляется в данных предложениях? - Почему в данных предложениях много глаголов? - Определите вид односоставных предложений. Если возникли трудности в определении вида предложения, то рядом с предложением поставьте вопросительный знак. - Что вы можете сказать о тех предложениях, у которых вам было трудно определить вид? - Чем похожи эти предложения? - Попробуйте объяснить какова роль таких предложений в тексте? - Можно ли в этих предложениях точно сказать, кто производит действие? - О чем говориться в предложении № 8? - Попытайтесь сказать, что обозначает название «безличные» предложения? - Итак, ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какие цели вы перед собой сегодня поставите? Запишите тему сегодняшнего урока. |
Выполняют задание, которое учит определять виды предложений.
Анализируют данные предложения, объясняют, чем схожи предложения, пытаются дать названия этим предложениям, формулируют тему и цель урока.
|
4. Первичное закрепление |
Организует работу учащихся, консультирует их, осуществляет контроль за выполнением заданий. Переделайте двусоставные предложения в односоставные: 1.Ребенок не спит- 2. Метель замела дорогу- 3. Он нездоров-
Работа по учебнику. Выполнить упражнение 199 на странице 111 |
Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями.
|
5. Физкультминутка |
Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) |
Выполняют физкультминутку |
6. Первичный контроль |
Организует работу по применению новых знаний самостоятельно. Предлагает из данных предложений выбрать безличные и указать, чем выражено сказуемое в безличном предложении. Работа с раздаточным материалом. 1. Легким запахом веет полынь. 2. На рассвете в долинах теплом и черёмухой веет. 3. В ту ночь никому не спалось. 4. Свежее сено хорошо пахнет. 5. Едем бором, тёмными лесами. 6. На улице свежо.
Осуществляет контроль по изученному материалу. Работа в парах. -Докажите, что пред вами текст. - Найти в тексте безличные предложения, сколько их? - Чем выражено сказуемое? - Сделайте вывод о функции безличного предложения в художественной речи. К ночи становится очень росисто и холодно. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. Крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. Шурша по сухой листве, добредешь до шалаша. Там не полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь. И.Бунин «Антоновские яблоки»
Работа по карточкам. Из данных предложений нужно выписать только те, которые являются безличными. Объяснить пропущенные орфограммы. 1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин) 2) Тихо бреду вдоль пушистых реш…ток канала (М.Дудин) 3) Красны, ясны и тихи ст…яли к…роткие зимние дни (С.Аксаков) 4) От её голоса п…веяло теплотой. (Теплота повеяла от ее голоса) 5) Вдыхаешь запах м…розной пр…хлады. 6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме. 7) В ту ночь никому не спалось. (В ту ночь никто не спал) 8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес. 9) В воздухе пахнет сосновой см…лой. (Сильно пахнет сосновая смола) |
Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку.
Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.
Выполняют самостоятельную работу по карточкам, проверяют по ключу: двусоставные:3,6,8 безличные: 4,7,9 определенно-личные:1,2,5 |
7. Инф-я о д/з |
Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения д/р: На выбор: -параграф 35, выполнить упр. 203, 204; -составить текст о состоянии природы и о состоянии человека, используя безличные предложения. |
Записывают д/р |
8. Подведение итогов, рефлексия |
Организует ситуацию итоговой рефлексии. Оценивает обучающихся, выставляет отметки -Чему я научился на уроке? -Как я научился это делать? -Что было трудно делать? -На что обращу внимание при подготовке дом. задания к следующему уроку? Рефлексия «Лестница успеха» Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по «Лестнице успеха: Вы выбираете: - красный цвет, если испытываете затруднение; - жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применить его на практике; - зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике. |
Анализируют свою деятельность |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.