Русский язык. 8 класс.
Тема урока: «РР Публичное выступление на общественно-значимую тему».
Цели: обобщение знаний о правилах публичной речи, ее свойствах; развитие письменной и устной речи учащихся; формирование познавательного интереса, усиление положительной мотивации обучения.
Задачи:
Обучающие: формирование умений создавать публичное выступление на общественно значимую тему; закрепление умений и навыков по теме «Вводные слова и предложения», формирование умения использовать вводные конструкции в речи, формирование познавательного интереса, усиление положительной мотивации обучения;
Развивающие: развитие языковых и лингвистических компетенций; формирование информационной культуры; развитие творческих способностей учащихся;
Воспитательные: воспитание любовь и уважение к русскому языку; воспитание информационной культуры посредством использования компьютера на уроках и во внеурочной деятельности; воспитание умения работать самостоятельно.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: формирование навыков индивидуальной и коллективной диагностической деятельности на основе алгоритма;
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.
Предметные результаты: научиться определять вставные конструкции.
Тип урока: урок развития речи.
Методы и формы работы учащихся: проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, фронтальная.
Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Т.А.Ладыженской, ноутбук, проектор, индивидуальный раздаточный материал.
Структура и ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
|||||||||
1.Организационный момент.
|
Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку. Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)
- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. - Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий! |
Приветствуют учителя
Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р
|
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
|||||||||
2.Актуализация опорных и
знаний и их коррекция. |
Словарная работа. Дискуссия, тезис, слово, оратор, красноречие, репетиция, талантливый, переговоры, репортаж, беседа, ситуация, диалект.
Сейчас я прочитаю вам сочинение, которое недавно попало мне в руки. Тема сочинения была определена так: «Красота-то какая!» Можно было написать о красоте природы, окружающего нас мира. Вот послушайте, что у ученика получилось. В одном лесу построили завод, где из зайцев
шили шубы. После первых слов, глаза мои стали сами собой расширяться,
увеличивая все больше. И вот, когда на завод привели очередную партию зайцев,
они решили организовать побег (перед глазами стали всплывать кадры из
Освенцима... длинная вереница несчастных зайцев перед огромными заводскими
воротами на фоне чадящих огромных страшных труб.).
|
Записывают слова, объясняют орфограммы.
Слушают учителя, участвуют в диалоге.
|
Регулятивные: осуществляют Познавательные: используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи. |
|||||||||
3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
|
- Смешно, а почему? - Тема сочинения была раскрыта? - Почему? - Что такое идея произведения? - Какие правила были нарушены учеником? - Что надо помнить при написании сочинения? - А если это публичное выступление? - Можем ли мы считать публичное выступление сочинением? Примерные ответы учеников: Конечно, было смешно, и тема сочинения не раскрыта, так как ученик не понял ее, увлекся сюжетом, построил свое сочинение по принципу современного криминального чтива. Сочинение не имеет идеи, так как главная мысль не понятна читателю. Описание природы дано только в одном предложении. Когда мы пишем сочинение, обязательно надо хорошо продумать, о чем мы будем писать, что именно хотим сказать своему читателю. Публичное выступление – это тоже сочинение, которое надо хорошо обдумать, составить план. Это даже труднее, чем сочинение, потому что надо учитывать, кто тебя слушает. - Определите тему урока? - Назовите цели и задачи на сегодняшний урок?
- Итак, представьте, что вам нужно подготовить публичное выступление. Тема нашего сегодняшнего урока как раз и звучит так: «Публичное выступление на общественно значимую тему». |
Анализируют данное сочинение, объясняют, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.
Слушают учителя, анализируют |
Регулятивные: принимают
учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
|
|||||||||
4.
Изучение нового материала.
|
1.Работа с эпиграфом. Обратите внимание на эпиграф нашего урока: «Слово – полководец человечьей силы (В. Маяковский). - Как вы понимаете данное высказывание? – Припомните, а какая наука учит нас говорить и писать искусно, умело, успешно? (риторика) – Риторика не просто древняя, а древнейшая наука. Своего рассвета она достигла в Древней Греции примерно 2500 лет назад. Как видите, очень давно. Древние греки считали ее очень важной наукой, нужной каждому человеку. Поэтому риторике учили в школе специально, как чтению и письму.
2.Фронтальный опрос. - Как вы понимаете тему урока? - Что значит выступление? (рассказ о какой-либо проблеме). - Публичное выступление? (выступление перед публикой, слушателями). - Общественно значимая тема? (тема, важная для всех людей). - Как вы думаете, какие темы являются общественно значимыми? Приведите примеры таких тем (Экология, образование, здоровье…). Темы фиксируются на доске. - Зачем нужно уметь выступать публично на общественно значимую тему? Где в жизни может пригодиться данное умение?
3.Беседа. - Выступать вы будете перед своим классом. Как вы думаете, какие проблемы волнуют вас и ваших сверстников? - А проблема засорения нашего языка будет среди этих проблем? - Как вы построите свое выступление? - Это будет сочинение-рассуждение? - Каковы правила построения текста такого типа? Примерные ответы учеников: Проблем много: отношения со сверстниками, с родителями, проблемы экологические, подготовки к Олимпийским играм в Сочи, потому что в городе «пробки» (все смеются), проблема свободного времени. Надо построить свое выступление так, чтобы тем, кто слушает, было интересно, а еще выступление не должно быть длинным, «краткость – сестра таланта». Сочинение рассуждение строится по следующему плану: тезис – главная мысль, доказательства – аргументы и вывод.
4. Работа в паре. На партах – карточки с набором предложений. Задание: определить последовательность предложений для получения связного текста. 1. Экология языка – поиск путей устранения негативного влияния косноязычия, прикольных словечек, ненормативной лексики и так далее. 2.Несоблюдение законов экологии убивает человека биологически, несоблюдение законов культуры может убить человека нравственно. 3.Человек живёт в определённой окружающей среде, загрязнение которой делает его больным, угрожает его жизни. 4. «Экология» – от греческого «дом», «жилище». 5. И человечество предпринимает гигантские усилия, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоёмы, леса… 6. В защите и охране нуждается национальная культура, составной частью которой является наш язык.
Ключ: 4, 3, 5, 2, 6, 1).
|
Работают с эпиграфом. Обмениваются мнениями.
Отвечают на вопросы
Участвуют в беседе, делают выводы.
Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку. Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.
|
Познавательные:
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. умение соотносить свои действия с планируемым результатом.
|
|||||||||
5. Физминутка. |
Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) |
Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями |
Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий |
|||||||||
6. Закрепление полученных знаний.
|
Работа с терминами. - Как вы думаете, какие средства выразительности необходимы для создания публичного выступления? - Вам нужно распределить данные слова в 2 столбика. Запишите в первый столбик средства, которые можно использовать в публичном выступлении, а во второй - которые нельзя Просторечные слова, книжная лексика, термины, обращения, риторические вопросы, слова разговорного стиля, сленговые выражения, оценочная лексика, метафоры, эмоционально-окрашенные слова. диалектные слова.
Можно использовать: риторические вопросы, обращения, оценочная лексика, эмоционально-окрашенные слова, книжная лексика, метафоры, термины. Нельзя использовать: слова разговорного стиля, просторечные слова, диалектные слова, сленговые выражения.
- Теперь давайте подумаем, как композиционно должны мы построить свое выступление? - С чего начать? Приветствие, обращение. - Должна ли быть сформулирована проблема? - Чтобы вас интересно было слушать, какие приемы вы употребите? - Какие доказательства приведете? - Закончить выступление надо обязательно как? - Кольцевая композиция-с чего начали к этому и вернуться. И когда вы выполните все эти требования, у вас получится такое выступление, которое с удовольствием будут слушать все. Примерные ответы учеников: В публицистическом выступлении должна быть обязательно сформулирована проблема, слушающие нас должны хорошо понимать, о чем идет речь, в чем их убеждают. Доказательства надо приводить такие, чтобы они были яркими, интересными. Это могут быть афоризмы, примеры из литературных произведений, из биографий известных людей, из периодической печати, рассказ об общественно значимых событиях. Кольцевая композиция позволяет нам правильно расставить приоритеты в выступлении.
Структура публичного выступления.
|
Выполняют работу терминами. Распределяют слова, анализируют.
Делают записи в тетрадях. |
Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно
контролировать своё время и управлять им . извлечение необходимой информации из текст
|
|||||||||
7.Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
- Вы уже поняли, что сегодняшний наш урок – это подготовка к созданию публичного выступления. - Какие разделы науки о языке мы сегодня вспомнили, чтобы вы могли выполнить домашнее задание: и пунктуация, и стилистика, и типы речи, и изобразительно-выразительные средства языка. - Посмотрите, как богат, как выразителен наш язык, как много надо знать, чтобы владеть им, чтобы быть образованным, интересным человеком, чтобы услышав ваше выступление, каждый мог воскликнуть: красота-то какая! |
Делают вывод |
Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
|||||||||
8.Рефлексия. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
Предлагает проанализировать свою деятельность. «Синквейн» |
Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их |
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке |
|||||||||
9. Домашнее задание. |
Дома вы подготовите публичное выступление на одну из предложенных тем: 1.«Спорт – это здорово!» 2.«Почему надо изучать русский язык?» 3. «Каким человеком я хочу быть?» - Ваше выступление должно быть построено с учетом всех тех рекомендаций, которые прозвучали сегодня на уроке. Вы можете использовать те материалы, которыми вы пользовались на уроке и в качестве тезиса, и в качестве аргументов. |
Записывают д.з. в дневник |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.