Русский язык. 8 класс.
Тема: Назывные предложения.
Цель урока:
· познакомить учащихся с назывными предложениями;
· показать структурные особенности и особенности употребления назывных предложений;
· воспитывать у учащихся интерес к творчеству русских поэтов, любовь к русскому языку.
Задачи:
· показать учащимся способы выражения главного члена в назывных предложениях;
· определять роль назывных предложений в художественной литературе;
· научить детей использовать назывные предложения в речи;
· закрепить навык синтаксического разбора предложений.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, к художественному слову; к отечественной литературе;
- стремление к речевому самосовершенствованию; к усвоению грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- владение всеми видами речевой
деятельности: аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и
дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.
Предметные результаты:
- представление об основных функциях простого предложения; о роли односоставных предложений в текстах художественной литературы;
- проведение различных видов анализа слова (морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический).
Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Т.А.Ладыженской, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал, презентация по данной теме.
Структура и ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1.Организационный момент.
|
Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку.
- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. - Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий! |
Приветствуют учителя
|
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. |
2.Актуализация опорных и
знаний и их коррекция. |
Фронтальная беседа: - Назовите основную единицу синтаксиса, характеризующуюся смысловой и интонационной законченностью? (предложение) - Что называется грамматической основой предложения? (подлежащее и сказуемое) - Какие бывают предложения по цели высказывания? (повествовательное, вопросительное, побудительное) - На какие группы делятся предложения по наличию второстепенных членов? (распространённое и нераспространённое) - Какие бывают предложения по наличию главных членов предложения? (двусоставные и односоставные) – Какие предложения называются односоставными? - Как их отличить от двусоставных? – Какие предложения называются определенно-личными? Какими формами глагола выражается сказуемое в определенно-личных предложениях? (Подлежащие я, ты, мы, вы отсутствуют в предложениях, но они подсказываются формой глагола) Мы вспомнили некоторые теоретические сведения; определения же, касающиеся односоставных предложений, мы вспомним в ходе урока.
Задание из ОГЭ 9 класс № 7 1. Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. 1. «подземного хода» - хода под землёй 2. «по материнской линии» - по линии матери 3. «начальные главы» - главы начала 4. «ремесло сапожника» - сапожное ремесло 5. «сказания кельтов» - кельтские сказания
3. Замените словосочетания, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. 1. «особенности кроликов» - кроличьи особенности 2. «искусству фехтования»- фехтовальному искусству 3. «царство под горой» - подгорное царство 4. «ответ с загадкой» - загадочный ответ 5. «правила игры» - игровые правила
4. Замените словосочетания, построенные на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. 1. «радушно приняли» - приняли с радушием 2. «отпраздновали весело»- отпраздновали с весельем 3. «откровенно выразил» - выразил с откровенностью 4. «смотрели подозрительно» - смотрели с подозрением 5. «безжалостно отчитал» - отчитал без жалости |
|
Регулятивные: осуществляют Познавательные: используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи. |
3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи |
Работа по карточкам. - Дай определение односоставного предложения. (Это такое простое предложение, в котором только один главный член, и его нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым.) - Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите тип предложений. 1.Вам не видать таких сражений. («Бородино» М.Ю. Лермонтов) 2.Сижу за решеткой в темнице сырой. («Узник» А.С. Пушкин) 3.Потом его в степи без чувств нашли. («Мцыри» М.Ю. Лермонтов) 4.Мороз и солнце; день чудесный! («Зимнее утро» А.С. Пушкин)
- В чем особенность последнего предложения? (Это сложное бессоюзное предложение, обе части которого – односоставные предложения с главным членом, выраженным существительным)
- Перед вами, ребята, карта односоставных предложений. Вам предстоит познакомиться со всеми видами этих предложений. - Как вы понимаете смысл этого названия назывные предложения? (Называет что-то, дает название). - Исходя из всего сказанного, определите тему сегодняшнего урока? - Тема нашего урока: назывные предложения. - К концу урока вы должны знать назывные предложения и их отличительные признаки, а также уметь характеризовать назывные предложения и употреблять их в речи. |
|
Регулятивные: принимают
учебные задачи, сформулированные вместе с учителем |
4.
Изучение нового материала.
|
- Не указывая на действие, а лишь называя предметы, явления можно ли передать красоту мира? (конечно) - Рассмотрим, как с этим заданием справился А.А.Фет, который нарисовал картину, не использовав ни одного глагола. (слайд) Шепот, робкое дыханье, трели соловья. Серебро и колыханье сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымных тучках пурпур розы, Отблеск января, И лобзания и слезы, И заря, заря! А.А.Фет
- О чём данное стихотворение? (О чувствах, настроении, переживаниях лирического героя). - Какая картина рисуется в вашем воображении? (Ночь, ручей, луна, двое влюбленных, которые не могут расстаться, пение соловья, постепенно приближается рассвет, поэтому меняются краски). - Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивляясь тому, как можно без глаголов передать красоту мира. Л.Н.Толстой восторженно отвечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». - Особенности синтаксических конструкций в том, что это стихотворение состоит из одного предложения, включающего назывные предложения. Назывные предложения – это такие односоставные предложения, в которых главный член – подлежащее выражается именем существительным в именительном падеже или сочетанием числительного с существительным. (Декабрь. Три часа ночи.) - Эти предложения показывают, что события, явления, предметы, названные главным членом, существуют. - Назывные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными. (Вечер. Тихий зимний вечер.) Второе предложение распространено согласованным определением. Распространить назывные предложения могут только второстепенные предложения, относящиеся к группе подлежащего, т.е. все виды определений (согласованные и несогласованные). В таком предложении не может быть дополнения и обстоятельства, потому что они должны относиться к сказуемому. - Обращаю ваше внимание на выразительную ёмкость этих предложений, что делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия. |
|
Познавательные:
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. умение соотносить свои действия с планируемым результатом.
|
5. Физминутка. |
Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте) |
Выполняют физкультминутку |
Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий |
6. Закрепление полученных знаний.
|
Работа по учебнику. Чтение параграфа 31 на странице 101 Упражнение 174 – комментированное письмо. Упражнение 176 – комментированное письмо.
Работа в паре (по карточке) Записать номера назывных предложений: 1. В плохую погоду сидишь дома. 2. В лесу потемнело. 3. Слезами горю не поможешь. 4. Укутанные снегом, притихшие дома. 5. Светлые дали. 6. Вход в театр. 7. Теплый день. 8. Пахнет прибитой дождём пылью. 9. Мне не работалось. 10.Я не работал. 11. Последний звонок. |
Выполняют работу в паре, обмениваются тетрадями, проверяют по ключу
Ключ: 4,5,6,7,11
|
Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно
контролировать своё время и управлять им .
|
7.Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
- Что такое назывные предложения? - Чем обычно выражается главный член в назывном предложении? - Что показывают назывные предложения? - Где и с какой целью употребляются назывные предложения?
|
Обсуждение того, что узнали на уроке, чему научились. |
Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
8.Рефлексия. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
Мы проделали большую работу, а теперь я предлагаю составить синквейн и выразить свое отношение к теме. Назывное
предложение. |
Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их |
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке |
9. Домашнее задание. |
Параграф 31, знать правило, примеры. Упр. № 175. Индивидуально для сильных учеников: найти в стихах или прозе известных поэтов или писателей назывные предложения, определит их роль в тексте (остальные – по желанию) |
Записывают д.з. в дневник |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.