Конспект урока по русскому языку в 8 классе. Тема:"Определенно-личные предложения".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Определенно-личные предл.2 ур.doc

Русский язык.  8 класс.

Тема: Определенно-личные предложения.

Цели:

Обучающая: обучение умению находить односоставные и двусоставные предложения;

-дать понятие определенно-личных предложений;

-формировать умение находить определенно-личные предложения по значению, их структурным особенностям;

Развивающая: развивать умение использовать односоставные предложения в разных стилях.

Воспитательная: прививать любовь к русскому языку.

Планируемые результаты:

Личностные:  формирование навыков инидивидуальной и коллективной исследовательской деятельности;

Метапредметные:

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую

Предметные: научиться опознавать определенно-личные предложения.

Педагогические технологии: технология вторичного осмысливания знаний, практикум по вторичному закреплению, выработка умений по их применению.

Термины: односоставные и двусоставные предложения, грамматическая основа предложения (подлежащее, сказуемое), грамматические признаки, определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное предложения.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы обучения: работа с учебником, опорной таблицей, решение проблемных вопросов, практическая работа, ноутбук, проектор.

 

 

Структура и ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный  момент.

 

Приветственное слово учителя.  Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

 

- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. 

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий!

Приветствуют учителя

 

 

Показывают тетради с д/р, задают  вопросы, возникшие при выполнении д/р

 

 

Принцип психологической комфортности.

 

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
 
Проверить уровень полученных ранее  знаний по теме

- Обратите внимание на слайд. Нам известна крылатая фраза: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться"

-Как вы понимаете данное высказывание? (Плохо, когда человек не имеет знаний, но ещё хуже, когда он не стремится их получить, когда не прилагает никаких усилий, чтобы постичь новое для себя).

- Так давайте сегодняшний урок проведем под этим девизом. Ведь Бернард Шоу сказал: "Единственный путь, ведущий к знанию, - деятельность"

- Записываем дату, классная работа.

 

На столе у каждого лежит листок самооценки. По мере выполнения заданий ставьте себе отметку: "5" если все сделали без ошибки; "4" -1-2 ошибки, "нужно повторить"

Вид работы

1.Устная разминка "Четвертый лишний".

2.Терминологический футбол.

3.Анализ предложений.

4.Заполнение блок-схемы .

5.Работа в группах.

6.Синтаксический разбор предложения .

7. Упражнение 139

8. Творческая работа.

9. Итоговая оценка.

 

 

Работают с эпиграфом, отвечают на вопросы, записывают дату, классная работа

 

 

 

 

 

 

 

Ознакомление с листом самооценки.

Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

 

-Посмотрите на слайд. Какое задание можно выполнить с этим предложением?

В предложении Смотрю в окно и не узнаю леса грамматическая основа…(смотрю и не узнаю) (слайд 4)

- Ребята, в предложении нет подлежащего, но можно ли сказать, кто совершает действие? Кто?

- Как называются такие предложения? (определенно-личные)

- Как объяснить этот термин?

- Какое здесь лицо?

-  Какое местоимение соответствует 1 лицу ед.числу?

- Можем ли мы преобразовать данное односоставное предложение в двусоставное?

- Являются ли предложения, в которых присутствует только один главный член, незавершенными по смыслу?

- Понятны они нам?

- Какой можно сделать вывод? (слайд5)

Односоставными определенно-личными предложениями называются такие предложения, в которых грамматическая основа состоит только из одного главного члена и отсутствие второго не вызывает смысловой незавершенности.

- Сформулируйте тему нашего урока?    (слайд6)
- Сформулируйте цели нашего урока.

- Напоминаю, что формулировка цели строится по плану

«вспомнить – узнать - научиться»            (слайд 8)

-вспомнить отличие односоставных и 
двусоставных предложений; глагольных и именных; назывные предложения;
-дать понятие определенно-личных предложений;
-научиться находить определенно-личные предложения;
определять вид односоставных предложений

 

 

 

 

Работают со слайдом, формулируют тему и цели урока.

 

 

 

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

 

 

 

4. Изучение нового материала.
Познакомить учащихся с видами определения и уметь их отличать

 

 

 

 

 

 

 

Практикум.

Исследование текста.

 

 

 

- Ребята, мы на прошлом уроке познакомились с односоставными предложениями. Проверим, как вы ориентируетесь в полученных знаниях.

1 Задание для устной разминки: найдите четвертое лишнее, обоснуйте свой выбор. С места)….            (слайд 2)

1) На морозном воздухе было трудно дышать.

2) Не хочу возвращаться.

3) Утро.

4) За окном виднелось уже вспаханное поле. (двусоставное) Все остальные - односоставные

(слайд 3)

1) Малыш не спит.

2) Приближается вечер.

3) Сердце громко стучит.

4) От добра добра не ишут. (односоставное). Все остальные двусоставные.

- А что значит двусоставное предложение? А односоставное? Выполни задание по карточке. Оцените себя.

Работа в паре.

2 Задание Терминологический футбол.

-Продолжим работу с повторения некоторых теоретических понятий по теме. Какие вопросы вы могли бы задать друг другу, чтобы проверить уровень знаний по изученной теме. (вопросы-ответы)

- Оцените себя

 

- Ребята, работая с предложениями, узнаем, местоимение только 1 лица, единственного числа можно подставить к сказуемому в определенно-личных предложениях.

 

Комментированное письмо.  (анализ предложений) (слайд 10)

Определите, какие формы глагола ( наклонение, лицо, число) используются в о-л предложениях?

Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою. (А.С.Пушкин) (изъяв.накл., 1 л. Мн.ч., )

Куда бежишь, тропинка милая? (М. Исаковский) (изъяв. Накл., 2 л., ед.ч.)

Какое правило мы можем еще повторить? Является ли обращение членом предложения?

К доске…

Чему смеётесь? Над собой смеётесь! (Н.В.Гоголь) (изъяв. Накл., 2 л., мн.ч.)

И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А.С.Грибоедов) (изъяв. Накл., 1 л, ед.ч. )

Вели встретить им меня с детской любовью и послушанием. (А.С.Пушкин)

(повел. Накл., 2 л. Ед.ч)

Объясни постановку знаков препинания в предложении.

 

Всем: Какие предложения называются определенно-личными? В какой форме должен стоять глагол? В каком лице, числе?

 

Вывод: глаголы в форме 1, 2 лица ед.ч .и мн.ч изъяв. ,повел накл. (слайд 11-12)

Какие местоимения соответствуют 1 и 2 лицу?

Оцените себя.

Выполняют задание. Отмечают в листе самооценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в паре. Задают вопросы-ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют работу со слайда. Оценивают себя по листу самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь

умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

 

5. Физминутка.

Организует смену деятельности.

Про муху.

Немного отдохнем. Не используя руки, выполняйте движения мимикой, мышцами лица.

Представьте, что в класс залетела муха, кружилась, кружилась и села вам на лоб.

Отлетела и вновь прилетела, сев вам на щеку. Теперь она села вам на подбородок. Переместилась на нос. Залетело много мух и облепили вам все лицо. Муха села на плечо, ногу. Муха кружится около лица, попытайтесь ее поймать.

Разминка для глаз. Посмотрите на пол, потолок, окно, дверь, доску. И в обратном порядке. Хорошо, молодцы, продолжаем урок.

Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями

Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

6. Закрепление полученных знаний.

 

 

Повторение алгоритма.

Ребята, что нужно сделать, чтобы правильно определить вид предложения? Повторим алгоритм:

1.                               нахожу грамматическую основу

2.                               смотрю: односоставное или двусоставное предложение

3.                               если односоставное, то смотрю, что имеется: подлежащее или сказуемое

4.                               если сказуемое, то определяю, чем оно выражено и по таблицам определяю вид односоставного предложения

5.                               если подлежащее - только назывное

6.                                

Работа в паре по карточке.

-Ребята, у вас на партах листочки с предложениями. Как вы думаете, какие виды работ мы можем с ними выполнить? А как вы считаете, что мы будем делать, исходя из темы нашего урока?

- Среди предложений отметить только двусоставные

Выпишите номера предложений.(2,4,11,12) и грамматическую основу.

- Среди предложений отметить только односоставные определенно-личные. Определить, какой частью речи может выражаться главный член предложения.  Выпишите номера предложений.(1,5,7,9,10) и грамматическую основу

- Среди предложений отметить только односоставные назывные. Определить, какой частью речи выражается главный член предложения. Выпишите номера предложений.(3,6,8) и грамматическую основу.

 

Карточка.

1. Люблю грозу в начале мая. (о/л).

2. В садах ученики окапывают деревья. (дв).

3. Осень.(н).

4. Радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к звёздам!(дв).

5 Поедешь со мной? (о/л).

6. Раннее утро. (н).

7. Стой за правду горой. (о/л).

8. Вот и беседка (н).

9. Верните книгу в библиотеку. (о/л).

10. Посмотрите на них! (о/л).

11. Дождь шумел гудел хлопал. (дв).

12. Я сердце по свету рассеять готов. (дв).

 

Синтаксический разбор предложения.    (слайд 18)

Выполним разбор одного из предложений. Составьте схему предложения, дайте характеристику.

Верните книгу в библиотеку.

Работа по учебнику.

Упражнение 139, стр 99 - устная работа.

 

- Докажите, что эти предложения односоставные, определенно-личные.

В текстах какого стиля употребляли о-л? (худож.)

 

-Ты идешь домой?

-Иду. А ты?

-Иду.

-Пойдем быстрее.

 

- Как вы думаете, какой это стиль речи?

Вывод: О/л предложения используются не только в художественном стиле, но и в разговорном.

 

Творческая работа. (слайд 19)

Напишите небольшой текст по теме «Зима», используя о/л , назывные предложения и ,конечно, другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им .
Коммуникативные:  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей,
умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения

извлечение необходимой информации из текст

 

7.Итог урока.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

- Какова тема нашего урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Что было сложным? Новым?      (слайд 20)

 

Я узнала (что такое о-л предложения, где они употребляются, глагол в какой форме соответствует этим предложениям)

Я научилась (находить их в тексте, отличать от односоставных)

Мне было сложно…

Мне было интересно…

Что было нашей целью?  (слайд 21)

Достигли мы её?

                        

 

Делают вывод

 

Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

8.Рефлексия.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Предлагает проанализировать свою деятельность.

«Синквейн»

 

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

9. Домашнее задание.

 

 

1) упр. 140

2) Выписать из худож лит-ры М.Ю.Лермонтова «Мцыри» 5 предложений о/л

Записывают д.з. в дневник

Регулятивные: принимают учебную задачу

 


Посмотрите также