Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

  • pdf
  • 11.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4.2Тире меду подлежащим и сказуемым.pdf

Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым»                                   8 класс

Цели:

углубить знания о постановке  тире между подлежащим и сказуемым; совершенствовать  навыки правильной постановки тире между подлежащим и сказуемым, формировать умения применять правило в письменной речи; воспитывать бережное отношение к книге, привить любовь к чтению.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило постановки тире в простых предложениях; различать по смыслу подлежащее и сказуемое.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализов языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Оборудование: УМК "Русский язык 8 класс" под ред. Быстровой, ноутбук, проектор, карточки для индивидуальной самостоятельной работы за партой 

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы обучения:  эвристическая поисковая беседа,  самостоятельная работа учащихся.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Ян Амос Коменский говорил: Считай  несчастным тот  день  или  тот час, в который  ты  не усвоил  ничего  нового и  ничего не  прибавил к своему  образованию». Слайд 1.

 Мы сегодня сделаем важное для нас открытие. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. У вас на столах рабочие листы, в них сегодня будем работать. Запишите число, классную работу

2.     Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

-   Давайте вспомним, какие разделы науки о языке мы изучаем?

-   Какие синтаксические единицы вам известны?

-   Что такое предложение? Грамматическая основа?

Вывод: Итак, мы повторили основные понятия, которые необходимы при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация». Лингвистическая разминка. Слайд 2.

          Учащиеся выполняют задание в рабочих листах, один  у доски На утрен...ей з...ре озеро Байкал  окрашивает(?)ся в (нежно)розовые и красноватые т...на и приобретает теплый перелива...щийся оттенок. - Запишите предложение в рабочие листы, вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

-   Найдите грамматическую основу в этом предложении.  Укажите вид сказуемого.

Создание проблемной ситуации.

-   Ребята, а что такое оттенок?

Оттенок – разновидность одного и того же цвета. 

-   Подчеркните грамматическую основу.

-   Чем выражены подлежащее и сказуемое? 

-   Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях? 

Запишем еще 2 предложения: Слайд 3.

1.Байкал - самое большое озеро Евразии.

2.Его форма словно рождающийся месяц.

-   Сравните эти предложения.

-Как вы думаете, нужно ли ставить тире в этих предложениях?  - Значит, о чем мы будем говорить на уроке. Назовите тему нашего урока. (Тире между подлежащим и сказуемым). Запишите тему в рабочие листы 

3.     Постановка цели и задач урока. Слайд 4.

Определите цели урока. На доске незаконченные предложения:

1)    Узнать, какими частями речи… 

2)    Научиться ставить …

3)    Находить в тексте предложения…   Составлять предложения… 

4)    Узнать случаи, когда ... 

- Молодцы!

4.   Построение проекта выхода из затруднения.

                   Слово учителя.

4.1.   Итак, задачи обозначили. Перейдем к практике.

          Начнем наши исследования. Нам даны предложения, в которых определить, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое и при каких условиях ставится или не ставится тире. Задание 1. Индивидуальные наблюдения. Слайд 5. 

Тире ставится:

 

Байкал крупнейший природный резервуар пресной воды .

СУЩ. + сущ. 

Шестью шесть  тридцать шесть.

Числ. + числ. 

Длина береговой линии озера   две тысячи  километров 

СУЩ. + числ. 

Беречь от экологических катастроф  заботиться о будущем

Инф. + Инф. 

Наша задача   не загрязнять водоемы.

СУЩ. + Инф. 

Наблюдать за прозрачностью водного пространства    большое удовольствие.

Инф.+ СУЩ

Чистота озера Байкал  вот богатство России.

Охранять природу   значит любить свою родину.

Байкал  это  территория Всемирного наследия.

сущ. (инф.) + это( вот, значит) + сущ.(инф.) 

Слайд 6.  Проверка.  Вывод.  (Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если в состав грамматической основы входят в разных сочетаниях существительные, инфинитивы и числительные без вспомогательной части ).  Занесение результатов в оценочный лист. 

4.2.   Работа в парах. Задание 2. 

1 группа:

ОНО    богатство.    

Мы  заботливые граждане страны.

 

2 группа:

Байкал  КАК  водохранилище.

Вода    БУДТО    зеркало.

Ты  между  сестёр  СЛОВНО  белая  ворона.

3 группа:

4 группа:

Андрей    И   мой  друг.  

Апрель  ТОЖЕ  весенний  месяц.

Байкал,  ПО  СЛОВАМ  УЧЕНЫХ,  экспорт воды.

Весна, ВЕРОЯТНО, лучшее  время  года.

5 группа:

Жизнь  прекрасна  и  удивительна.

В  лесу  воздух   чист  и  свеж.

6 группа:

Бедность  НЕ  порок.    

Сердце  НЕ  камень.

7 группа:

Март  ТОЛЬКО  начало  весны. Эти  слова  ЛИШЬ  предупреждение.

 

8 группа: Образование,  МОЙ  ДРУГ,  опора  жизни.

Самообразование,  МОЙ  ДОРОГОЙ,  лучшее  учение.

9 группа: 

Чистота  ЕСТЬ  необходимое  условие  прекрасного.

Мысль изречённая есть ложь

 

Вывод. (Тире обычно не ставится, если в составе сказуемого есть отрицательная частица, если в составе сказуемого есть сравнительные союзы как, будто, словно; если подлежащее выражено местоимением; если сказуемое выражено прилагательным, если между подлежащим и сказуемым есть вв.слова, обращения).    Молодцы! Отлично поработали. 

5.   Физкультминутка

6.   Первичное проверка понимания

6.1.   Продолжаем изучать тему. У вас на рабочих листах есть текст. Работаем с ним.

1)      Прочитайте текст.

2)      Поставьте, где необходимо, тире. 

3)      БАЙКАЛ

 1) Байкал – неповторимое творение природы. 2) Глубина его – тысяча шестьсот двадцать метров.

 3) Такой водоем – ценность мирового значения. 4) Его надо беречь. 5) Поэтому еще в тысяча девятьсот шестьдесят девятом году было принято правительством специальное постановление по сохранению бассейна озера Байкал. 6) Реки, питающие Байкал, расчищаются от затонувшей древесины. 7) Берега чистят от завалов и захламлений. 8) Площадь водоохранной зоны – десятки тысяч квадратных километров.

 9) Велика научная ценность Байкала. 10) Это озеро – природный музей. 11) На территории бассейна озера Байкал есть государственные лесопарки, заповедники и заказники.

 12) Байкал – наша национальная гордость. 13) Уберечь его от экологической катастрофы – дело чести всех россиян.

Проверка с комментированием.

3)   Докажите, что это текст.

4)   Определите тему, основную мысль.

5)   Выпишите слова с удвоенными гласными и согласными. Объясните написание слов.

6.2.   Исследование синтаксического материала.

          Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире. Что для этого нужно сделать?

 1)Повесть "Капитанская дочка" была историческим произведением.

2)  Основу повести составляют картины восстания Пугачева.

3)  Маша Миронова стала любимым женским образом автора.

7.   Первичное закрепление.

          Итак, мы сегодня попробовали выступить в роли ученых и совершить открытие о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Предлагаю выполнить задание "Да-нет", проверить, насколько хорошо вы усвоили тему, и поставить себе оценку.

1.

-

Труд как блестящая сталь.

2.

+

О решенном говорить – только путать.

3.

+

Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.

4.

-

Старость не радость.

5.

-

Июнь лишь начало лета.

6.

-

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

7.

+

Сердце наше – вечная тайна для нас самих.

8.

+

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

9.

+

Искусство – это мышление в  образах.

10.

+

Память - одно из важнейших свойств бытия.

Взаимопроверка. Занесение результатов в оценочный лист.

8.   Домашнее задание (дифференцированное)

Параграф 19

1.   Упр.228 (по заданию)

2.   Подобрать на изученное правило 10 пословиц, поговорок, афоризмов на тему «Жизнь».

3.   Написать мини-сочинение на тему «Жизнь», используя предложения с выученной пунктограммой.

9. Рефлексия деятельности

-   Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? 

-   Когда мы ставим тире между подлежащим и сказуемым? (Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если в состав грамматической основы входят в разных сочетаниях существительные, инфинитивы и числительные без вспомогательной части)

-   А когда не ставим? (Тире обычно не ставится, если в составе сказуемого есть отрицательная частица, если в составе сказуемого есть сравнительные союзы как, будто, словно; если подлежащее выражено местоимением; если сказуемое выражено прилагательным, если между подлежащим и сказуемым есть вв.слова, обращения).

-   Понятна ли была тема урока?

-   Что на уроке было самым трудным, неинтересным?  Интересным?

-   Продолжите фразу: «Я научился…»    

-   Выберите фразеологизм, который характеризуют вашу работу сегодня (Шевелить мозгами, Краем уха, Хлопать ушами)

10. Выставление оценок.

Всем спасибо за урок. Надеюсь, в будущем вы станете настоящими учеными.