Конспект урока по русскому языку "Запятая между однородными членами, соединенными союзами".
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку "Запятая между однородными членами, соединенными союзами".

Оценка 4.7
docx
10.11.2021
Конспект урока по русскому языку "Запятая между однородными членами, соединенными союзами".
русский 4 класс.docx

«Соликамский социально-педагогический колледж им. А.П.Раменского»

 

Технологическая карта по русскому языку на тему:

 «Запятая между однородными членами, соединенными союзами».

 

 

Выполнила:                                                                                                Студентка группы Ш – 47                                                                                              
Велижанинова Полина Александровна                                                                                                                                            Проверил:                                                                                                                          Методист от колледжа:                                          Прягаева Елена Алексеевна                                                                                                             _______________________

Отметка « » (_________________)
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Соликамск, 2021 г.

 

Структура технологической карты урока

Тема урока

Запятая между однородными членами, соединенными союзами.

УМК

«Школа России» (В. П. Канакина, В. Г. Горецкий).

Цели деятельности педагога

Научить учащихся ставить запятые между однородными членами. соединенными союзами.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемый результат

Развивающие: развивать восприятие и словесно-логическое мышление в процессе объяснения учителя.

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку и аккуратность в процессе беседы.


Личностные: будут проявлять интерес к русскому языку; будут проявлять аккуратность.

 

Метапредметные:

 

Регулятивные – будут уметь формулировать учебную задачу; будут уметь планировать свою деятельность; будут осуществлять контроль и оценку своей деятельности.

Познавательные – будут уметь осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, будут уметь сравнивать, анализировать и делать выводы.

Коммуникативные – будут уметь строить речевое высказывание в соответствии с задачей; будут уметь вести диалог.

 

Предметные: будут знать особенности однородных членов; находить однородные члены в предложении; обосновывать правила пунктуации при интонации перечисления и одиночном союзе «и»; составлять предложения с однородными членами.

 

Методы и формы работы

Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический.

Основные понятия и термины

Однородные члены, запятая, союз.

Оборудование

АРМ педагога, учебник по русскому языку 4 класс (Школа России - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий),  мультимедийный экран, проектор, раздаточный материал.

 

Организационная структура урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы

УУД

Контроль

1. Оргмомент

- Здравствуйте, дети! Меня зовут Полина Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Быть должны всегда в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Все, что надо, - под рукой!»

- Давайте проверим вашу готовность к уроку. На краю стола у вас должны быть: пенал со канцелярскими принадлежностями (ручки, карандаши, линейка, ластик), учебники, рабочие тетради, и раздаточный материал.

- Приветствуют учителя, встав возле парт.

 

 

 

 

 

 

- Проверяют свою готовность к уроку.

Фронтальная

Л: Соблюдение правил поведения на уроке.

К: Готовность слушать учителя.

Р: Формирование умения организовывать свое рабочее место.

Зрительный контакт

(Текущее наблюдение)

 

2. Минутка чистописания

- Перед тем как мы начнём урок, давайте проведём минутку чистописания, чтобы на протяжении всего урока писать правильно и красиво.

- Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число: Десятое ноября. Классная работа.

Предупреждение ошибок:

Обратите свое внимание на орфографию: в слове «классная» пишется удвоенная «сс», слово «работа» пишется через гласную «а», в слове «ноября» пишется гласная безударная буква «о» в начале слова.

Правила посадки:

- Напоминаю, что сидим мы прямо.

Работа с буквосочетаниями:

https://sun9-19.userapi.com/impg/_RE69y0KWoBXpCkZ68HsRNW8bxKu2nmuMZ1DpQ/DDDjLAojkpE.jpg?size=1280x459&quality=96&sign=4b2820815f4658bcc56a20e225275b2e&type=album

Показ учителем на доске.

- Посмотрите внимательно на доску.

- Я показываю – вы смотрите, никто ничего вместе со мной не пишет!

Акцент на сложное написание соединения:

- Обратите внимание на безотрывность письма слияния буквы с элементом.

Письмо буквосочетания детьми в тетрадях.
- От слов «Классная работа», вы пишите в следующей строке ниже. Пропишите данную букву с элементом в следующей строчке. Напоминаю, что пишем безотрывно. Пропишите до конца строки.

Рефлексия:

 - Посмотрите, как красиво получилось у (Имя учащегося). Остальным нужно еще немного постараться, и тогда у вас все получится!

 

Работа со словами:

Для начала нам нужно отгадать, какое новое слово мы сегодня научимся писать.

Для этого посмотрите, у нас с вами есть ребус, попробуйте его решить.  Что у вас получилось?

Презентация на тему: "Багаж Баран Ветер Воробей Город Девочка Заяц Капуста  Картон Корзина Корова Машина Помидор Ребята Сапоги Собака 1 класс.".  Скачать бесплатно и без регистрации.

- Прочитайте слово про себя. Вслух нам его прочитает, (имя ребенка).

- Выделите орфограмму в этом слове.

- Подберите однокоренные слова к слову «багаж».

- Выделите орфограммы в однокоренном слове. Обратите внимание, что в слове багаж безударная гласная «а», которую нужно запомнить.

- (Имя учащегося), выходи к доске. Напиши слово багаж, проговаривая вслух его написание. Остальные – взяли в руки ручки, приготовились писать слово. Отступаете от строки, где писали буквослияния, и пишите в нижней строке с маленькой буквы.

- Запишите однокоренные слова в следующую строку с маленькой буквы, слова вслух комментирует, (имя ребенка)

- Сколько слогов в слове «багаж». Почему? Давайте проверим.

- Разделите слово для переноса. Запишите вариант переноса к себе в тетрадь с комментированием.

- Вспомните, что такое предложение? Посмотрите на слайд, что вы видите?

- Верно! Работа с предложениями:

- А сейчас мы пропишем с вами предложение:

В этом театре на экране двигаются, подпрыгивают и танцуют плоские фигуры.

- Как мы будем записывать предложение?

 

- Предложение записано на слайде. Вам нужно его списать. Записываем с комментированием. К доске записывать пойдет…

Затем проведи морфемный разбор слова подпрыгивают. Схема разбора на слайде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:
- Итак, мы с вами размяли наши руки, потренировались писать слогослияния, узнали, как пишется слово «Багаж» и потренировались писать предложение каллиграфическим безотрывным письмом.

Оформляют тетрадь. Прописывают число и название месяца прописью, и записывают «Классную работу».

 

Слушают учителя, смотрят на слова, где учитель указал орфограммы и записывают в тетради, слова, учитывая все предупреждения.

 

Садятся ровно, соблюдая правила «Королевской осанки», дабы предотвратить искривление.

 

 

 

 

 

Слушают учителя, смотрят за тем, как учитель пишет на доске слияние слова с элементом. Слушают учителя – письмо должно быть безотрывным.

 

После рекомендаций учителя, начинают писать буквослияния, стараясь выполнить задание каллиграфическим почерком и безотрывно.

 

 

Смотрят на аккуратно выполненную работу одноклассника.

 

 

 

 

 

 

 

 

-багаж !

 

Слушают учителя, смотрят за тем, как учитель пишет на доске слово «багаж». Слушают учителя – письмо должно быть безотрывным.

 

 

 

 

 

 

 

 

- багажник

 

 

Багажный

 

 

 

 

 

 

- 2 слога, т.к. 2 гласные буквы.

 

-Ба-гаж. Один ученик комментирует, все пишут.

- Это слово или несколько слов, которые выражают законную мысль.

- Это предложение.

 

 

Первое слово с заглавной буквы – потому что начало предложения. В конце предложения ставим точку.

 

 

Ученики пишут под диктовку предложение.

1.      Подпрыгивают- это прыгают слегка, подскакивать.

2.      Глагол. Изменяем слово: подпрыгивает. Окончание ет.

3.      Основа слова подпрыгива.

4.      Однокоренные слова:

Допрыгнуть, запрыгать, запрыгивать. Корень ПРЫГ.

5.      Прыгать, запрыгать. Приставка под.

6.      Находим суффикс: прыгать, запрыгивать…суффикс ИВА.

Слушают учителя.

 

Фронтальная
Индивидуальная

Л: Умение слушать учителя.

Р: осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров деятельности.


К: умение соблюдать дисциплину на уроке

Зрительный контакт
Записи в тетрадях

 

 

3.СТИЦ

- Ребята, отгадайте ребус. Объясните, что означает слово-отгадка (запятая)

https://documents.infourok.ru/3d8d803a-0292-45fe-8ada-e048299ed409/0/image001.jpg

– Рассмотрите схему на доске. Составьте по ней предложение. Что необычного в этом предложении?

- Попробуйте сформулировать тему урока. Какие цели мы поставим перед собой?

- Верно! Сегодня на уроке мы узнаем, какой знак ставят между однородными членами. И будет ли запятая между однородными членами, объединёнными союзами.

https://documents.infourok.ru/3d8d803a-0292-45fe-8ada-e048299ed409/0/image002.jpg

На дереве сидели белка, дятел и сова.

 

Тема урока: Запятая между однородными членами, соединенными союзами.

- Сегодня на уроке будем учиться ставить знаки препинания в предложении с однородными членами.

Фронтальная

К: умение слушать друг друга.
Р: определять самоцель на уроке.

Зрительный контакт

4.Объяснение нового материала.

Объяснение нового материала учителем:

Сегодня, ребята, мы отправимся в театр.

Театр теней

В этом театре на экране двигаются, подпрыгивают и танцуют плоские фигуры. Они очень нравятся взрослым и детям. Разве бывают такие театры? Конечно! Такие театры есть во Франции, в Англии, в Германии. Такой театр есть в Москве.

Впервые театры теней появились более двух тысяч лет назад. Вот какое древнее искусство!

Прочитайте данный текст про себя.

Вслух нам прочитает…

Что не обычного вы могли заметить в нем? Чем он осложнен?

Прочитайте предложения с однородными членами.

Однородные члены предложения могут быть связаны между собой перечислительной интонацией и союзами и, а, но.

Если однородные члены предложения связаны интонацией перечисления (без союза), то запятая между ними ставится. Посмотрим на предложение из текста.

Пример: Такие театры есть во Франции, в Англии, в Германии.

Однородные члены предложения обозначают в схеме в виде кругов.  На письме подчеркиваем в зависимости от члена предложения. Если существ.-1 чертой, глагол- 2 чертами.

Если два однородных члена соединены союзом и, то запятая между ними не ставится.

Пример: Они очень нравятся взрослым и детям.

hello_html_md08b316.gif

Запомните!

Между однородными членами перед союзами а, но всегда ставится запятая. Например:

Актеры в театре должны не просто прочитать текст, а прожить жизнь героя.

Театр не просто интересно, но еще полезно!

hello_html_m816a992.gif

Мы с вами рассмотрели случаи, где будет ставиться запятая, а где не ставиться. Давайте разберемся подробней.

Работа с правилом:

Прочитайте теперь правило про себя на стр. 30.

Вслух нам прочитает….

Как могут быть связаны однородные члены предложения?

Повторит полностью данное правило..

Все верно. Теперь прочитаем еще одно правило на стр. 31. Про себя. Вслух прочитает…

- когда мы ставим запятую, если у нас есть однородные члены предложения?

- а в каких случаях мы тогда не будем ставить запятую?

Отлично. Кто может мне повторить полностью правило…

Работа с упражнением:

Теперь посмотрим на загадки.

Отгадайте загадки

1.Два брата всегда видятся а вместе не сойдутся. 

2.Летом шубу надевает а зимой её снимает. 

3.Зимой ярко светит но мало греет. 

Спишите загадки, вставьте пропущенные знаки препинания.

Первую загадку пишет на доске с комментированием…

Подчеркивая однородные члены.

Объясни, почему ты поставила запятую в первом предложении? Все верно.

Вторую загадку пишет на доске с комментированием…

Подчеркивая однородные члены.

Объясни, почему ты поставила запятую?

Третье предложение запишите самостоятельно, выделяя однородные члены.

Какие знаки препинания вы поставили? Почему?

(проверка на слайде)

Все верно, запятую ставим перед союзом НО.

Вывод: ну что ребята, мы изучили новые правила с вами. Знаем теперь, как ставить запятые перед союзами между однородными членами предложения.

-Если однородные члены предложения связаны интонацией перечисления (без союза), то запятая между ними ставится.

-Если два однородных члена соединены союзом и, то запятая между ними не ставится.

- Между однородными членами перед союзами а, но всегда ставится запятая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- осложнен однородными членами предложения

 

-В этом театре на экране двигаются, подпрыгивают и танцуют плоские фигуры. Они очень нравятся взрослым и детям. Такие театры есть во Франции, в Англии, в Германии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение правила.

 

 

 

 

 

 

- могут быть связанны интонацией и союзами и, а, но.

 

 

 

 

 

 

 

- запятую ставим тогда, когда однор. члены связанны интонацией.

 Если однор. члены соединены союзами

 

 

 

 

 

 

 

 

Пол и потолок

Лиственное дерево

Солнце

 

 

 

Два брата всегда видятся, а вместе не сойдутся.

(ставим запятую т.к. есть союз а)

 

Летом шубу надевает, а зимой её снимает.

(есть союз а, поэтому ставим запятую)

 

Зимой ярко светит, но мало греет.

-Запятую перед союзом, тк перед союзами а, но ставится запятая.

Фронтальная

Групповая

К: взаимоотношение с учителем;

- умение соблюдать дисциплину на уроке.
Л: умение слушать учителя;

- умение четко формулировать свои мысли и высказывания

Зрительный контакт
Ответы на вопросы

5.Физминутка

- Сейчас мы немного отдохнем. Первый раз я вам показываю, а второй и третий раз мы выполняем вместе:

Урок + презентация по русскому языку для 3 класса «Значение фразеологизмов»

Дети выполняют физминутку вместе с учителем.

Групповая

К: слушать и понимать речь учителя.

Р: формирует умение соотносить работу с отдыхом.

Зрительный контакт

Повтор движения

6.Работа над пройденным материалом

Выполнение упражнения:

Ребята, однородные члены также могут нам встретиться в литературных произведениях. Давайте посмотрим на примере стихотворения С.Я.Маршака «Багаж».

- Прочитайте задание 40 про себя. Вслух нам прочитает ….

-вспомним, о каком театре мы говорили в начале урока?

Все верно. Давайте с вами теперь проиграем данную сценку. Устроим свой театр теней.

Несколько детей вызывается к доске.

Отлично, у нас получился не плохой театр теней! Приступим дальше.

- Прочитайте первую инструкцию про себя. Вслух нам прочитает, (имя ребенка).

-Что нам нужно сделать?

Найдите в четверостишии С. Маршака однородные члены предложения.

Какие знаки препинания мы поставим и почему?

Спишите в виде единого текса, как на слайде… вслух комментировать будет….

Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, корзину, картину, картонку и маленькую собачонку.

Ребят, но у нас с вами еще по классу находятся предложения! Найдите их.

Составьте из предложений каждой строчки одно с однородными членами предложения. Можете использовать союзы и, но, а.

Какие у вас есть варианты?

Есть еще одни предложения! Прочитайте их ..

Какое предложение мы можем составить с однородными членами предложения. Можете использовать союзы и, но, а.

Ученик быстро сделал уроки, но неправильно решил.

Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Сделаем вывод! Однородные члены предложения могут быть связаны между собой перечислительной интонацией и союзами и, а, но.

  • Если однородные члены предложения связаны интонацией перечисления (без союза), то запятая между ними ставится.
  • Если два однородных члена соединены союзом и, то запятая между ними не ставится.
  • Между однородными членами перед союзами а, но всегда ставится запятая.

Дети читают правило по методике.

 

 

 

 

 

-театр теней.

 

 

Вызывается несколько детей, для проигрывания. Учитель читает, а дети играют фигурами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нам нужно списать и расставить запятые.

Диван, чемодан, саквояж,

Корзину, картину, картонку

И маленькую собачонку...

-Мы поставим запятые, тк это однородные члены предложения, а после слова «картонку» не будем ставить, тк есть союз и.

 

 

Море шумело. Море плескалось. Море пенилось.

 

Море шумело, плескалось и пенилось.

Ученик быстро сделал уроки. Ученик неправильно решил задачу.

 

 

 

Мнение учеников.

Фронтальная

К: взаимоотношение с учителем;

- умение соблюдать дисциплину на уроке.
Л: умение слушать учителя;

- умение четко формулировать свои мысли и высказывания

Зрительный контакт

7.Итог.Рефлексия.

Подведение итогов:

- Вот наш урок подошёл к концу.

- Какая была тема нашего урока?

- Чему мы научились на уроке, что нового узнали?

Рефлексия:

- Назовите моменты урока, которые у вас получились хорошо в процессе урока.

- Спасибо за урок! Урок окончен.

Дети отвечают на вопросы учителя.

-Запятая между однородными членами, соединенными союзами.

 

Дети проводят рефлексию.

 

 

Фронтальная
Коллективная

Л: умение слушать учителя.

Р: умение выполнять требуемых учителем действий.

 

Устный опрос.

Зрительный контакт.

 

 


 

Соликамский социально-педагогический колледж им

Соликамский социально-педагогический колледж им

Структура технологической карты урока

Структура технологической карты урока

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Показ учителем на доске. - Посмотрите внимательно на доску

Показ учителем на доске. - Посмотрите внимательно на доску

Прочитайте слово про себя. Вслух нам его прочитает, (имя ребенка)

Прочитайте слово про себя. Вслух нам его прочитает, (имя ребенка)

Вывод: - Итак, мы с вами размяли наши руки, потренировались писать слогослияния, узнали, как пишется слово «Багаж» и потренировались писать предложение каллиграфическим безотрывным письмом

Вывод: - Итак, мы с вами размяли наши руки, потренировались писать слогослияния, узнали, как пишется слово «Багаж» и потренировались писать предложение каллиграфическим безотрывным письмом

Объяснение нового материала. Объяснение нового материала учителем:

Объяснение нового материала. Объяснение нового материала учителем:

Если два однородных члена соединены союзом и, то запятая между ними не ставится

Если два однородных члена соединены союзом и, то запятая между ними не ставится

Отлично. Кто может мне повторить полностью правило…

Отлично. Кто может мне повторить полностью правило…

Вывод: ну что ребята, мы изучили новые правила с вами

Вывод: ну что ребята, мы изучили новые правила с вами

Несколько детей вызывается к доске

Несколько детей вызывается к доске

Ученик быстро сделал уроки, но неправильно решил

Ученик быстро сделал уроки, но неправильно решил
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2021