Конспект урока по русскому языку "Значение и употребление имен существительных в речи", 3 класс

  • docx
  • 08.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект.docx

 

 

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Школа № 96 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

ДНР 83076, г. Донецк, пр.Красногвардейский, 1; тел.: (062)305-98-68, (062) 306-00-66,

е-mail:  donschool.96@вk.ru              ,

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока

по русскому языку по теме:

«Главные и второстепенные члены предложения».

 

 

Составила

Виноградова Ирина Николаевна,

учитель начальных классов

 

 

 

Донецк-2020

 

 

 

 

 

Тема: Главные и второстепенные члены предложения.

Цели:

 

- Углубить понятие о предложении как конструкции из слов, которые в составе предложения являются членами предложения.

- Дать представление о главных членах предложения — подлежащем и сказуемом, общее   представление   о   наличии   в   предложениях второстепенных членов (те, что вне главных членов).

-Упражнять в нахождении главных членов предложения, в делении «сплошного» текста на предложения.

Виды учебной деятельности и универсальных учебных действий:

-Устанавливать   взаимосвязь между средствами выражения главных членов предложений и смысловыми оттенками, вносимыми ими в высказывания (реальность, возможность, желательность).

-Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы(прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника.

-Осуществлять   самоконтроль   при записи предложений и текстов с образца, по слуху, по памяти.

Тип урока: получение новых знаний.

Оборудование: компьютер, карточки; презентация к уроку.

 

 

Ход урока

 

1.Постановка целей урока.

 

Игра «Найдите лишнее слово» поможет нам определить тему урока.

Докажите, что именно это слово лишнее. (Слайд 1)

 

Прилагательное, существительное, глагол, подлежащее, местоимение.         

                         

Лишнее слово – «подлежащее».

Ученики объясняют, что все слова кроме этого являются частями речи, а подлежащее – это главный член предложения. Вместе со сказуемым составляют грамматическую основу предложения.

 

На уроке вспомним, какие члены предложения называются главными, а какие второстепенными членами предложения.

Будем учиться находить в предложении грамматическую основу; разбирать предложение по членам предложения; различать распространённые и нераспространённые предложения. (Слайд 2)

 

2.Чистописание. (Слайд 3)

 

Пропишите заглавную букву Ж  в соединении со строчной буквой   и слоги: жи, же.

На другой строчке запишите  слова «жёлтый,   ежи,  предложение.

Запомните написание словарного слова : пред-ло-же-ни-е.

 

3.Актуализация знаний.

 

Вы знаете, что в предложении есть слова, без которых оно не может существовать.

Это главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопрос кто? или что?  Подчёркивается одной чертой. (Слайд 4)

 

 

Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем.

Отвечает на вопросы: что делает?  что делал?  что сделает?  что будет делать?

Сказуемое подчёркивается двумя чертами.

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. (Слайд 5)

 

4.Работа по теме.

 

Рассмотрим предложение: (Слайд 6)

 

В лесу весёлые ежи шуршали сухими листьями.

 

О ком говорится в предложении?

В этом предложении говорится о ежах. Кто? ежи – это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой.

Что говорится о ежах?

Ежи что делали? шуршали – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

Определите вид предложения по цели высказывания ~ и по интонации.

 

 

Запишите предложение. Подчеркните подлежащее одной чертой, а сказуемое – двумя чертами.

 

А как называются другие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого?

Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, являются  второстепенными членами предложения.

 

Они дополняют и поясняют сведения, которые передают главные члены предложения или другой второстепенный член предложения.

Рассуждайте так:(Слайд 7)

Ставим вопрос от подлежащего:

 ежи (какие?) весёлые.  Слово весёлые – второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.

Ставим вопросы от сказуемого: шуршали (где?) в лесу, шуршали (чем?) листьями.

Слова в лесу и листьями – это второстепенные члены предложения, которые поясняют сказуемое.

Ставим вопрос от второстепенного члена предложения: листьями (какими?) сухими.

Слово – сухими – второстепенный член предложения, который поясняет другой второстепенный член предложения.

Это образец разбора предложения по членам предложения.

Запишите по образцу словосочетания вместе с вопросами, отметьте главное слово.

 

5.Физминутка.

 

Предложения по составу могут быть распространённые и нераспространённые.

Предложения, которые состоят только из главных членов, – ~ это нераспространённые предложения.

Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов, – ~ это распространённые предложения.

 

Составьте из слов распространённое предложение.  (Слайд 8)

Запишите и разберите составленное предложение по членам.

Покажите стрелками связь главных членов предложения со второстепенными.

Проверьте себя! (Слайд 9)

Слова в предложении связаны по смыслу.  Для того, чтобы найти слова, которые связаны между собой по смыслу, ставьте вопрос от одного слова к другому.

 

6.Закрепление.

Составьте из слов каждой строчки предложения. (Слайд 10)

Озаглавьте текст и запишите его.  В каждом предложении подчеркните главные члены.

 

на, сидел, котёнок, полу

столе, на, шляпа, лежала

шляпа, со, упала, стола

она, шалуна, накрыла

шляпа, прямо, на, ребят, поползла

 

Проверьте себя! (Слайд 11)

Живая шляпа

Котёнок сидел на полу. На столе лежала шляпа. Шляпа упала со стола. Она накрыла шалуна.  Шляпа поползла прямо на ребят.

7.Домашнее задание: с.27выучить правило, выполнить упр.41.

 

8.Итог урока.

Главные члены — это подлежащее и сказуемое?

Разобрать предложение по членам предложения – значит найти его главные и члены?

Предложение может быть без второстепенных членов?

Второстепенные члены не зависят от главных и других членов предложения?

Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения?

Подлежащее всегда выражено существительным?

Если предложение состоит только из главных членов, то оно называется нераспространённым предложением?

Предложение может состоять из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов предложения. Такое предложение называется распространённым?

 

Молодцы! Отличная работа! (Слайд 12)