Конспект урока по русскому языку«Имя существительное »
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку«Имя существительное »

Оценка 5
docx
17.02.2020
Конспект урока по русскому языку«Имя существительное »
Имя существительное конспект.docx

Тема урока: «Имя существительное »

Цели: дать более глубокое представление об имени существительном как части речи; отрабатывать умения находить существительные в тексте; формировать грамматическое понятие «имя существительное»; развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость.

Ход урока:                                

I. Оргмомент.

Учитель: Прозвенел долгожданный  звонок –

Начинается урок!   Девиз нашего урока   :                                                                            

- Будьте внимательными, работайте активно и я думаю,  в конце урока многие из вас за свою хорошую работу на уроке получат положительную оценку!(Учащиеся записывают классная  работа и число.)

 

III. Сообщение темы и цели урока; Словарная работа.

на доске:  М..рковь, в..робей, дев..чка, к..ньки, м..шина, ж..лтый, уч..ник, к..рабль, п..тух, Род..на.

- прочитайте слова.

- Что общего? (это всё словарные слова) Вставляем по ходу пропущенные буквы.

- Кто догадался, какое слово отличается от других и чем? (жёлтый, т.к. это прилагательное, а все остальные слова- имена существительные)

(убираю слово «жёлтый»)

- Кто сможет сформулировать тему урока? (тема урока – имена существительные)( Слайд3)  

Итак,целью нашего урока  будет……(говорят дети)

 сегодня мы с вами обобщим знания об имени существительном и сделаем некоторые выводы.

- А что вы уже знаете об этой части речи?

 (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет)

- Ученица нашего класса(Ф.И) приготовила нам стихотворение об этой части речи, давайте послушаем:

Всему название дано, - и зверю и предмету

Вещей вокруг полным полно, а безымянных нету,

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас, -

Означено словами.

- У каждого слова своя работа, одни, называют предмет, другие – их признаки, третьи – действия. Имя существительное – всё то, что существует. И мы должны сегодня разобраться с этой частью речи. А все части речи живут в большой стране, которая называется МОРФОЛОГИЯ (вывешиваю карточку). У каждой части речи есть свой дом. И вот сегодня мы будем строить такой дом для имени существительного.

IV. Работа по теме.

Кто знает из каких частей состоит дом?(Слайд6)

- У каждого дома есть фундамент, основание. (показываю рисунок с изображением дома на фундаменте).

И в нашем доме ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ является фундаментом. (вывешиваю на доску)

- Для того, чтобы построить первый этаж дома, вернёмся к словарным словам. На какие 2 группы их можно разделить? (слова, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?; одушевлённые и неодушевлённые)

- Это и будет первым этажом для дома имени существительного (вывешиваю первый этаж)

 -Запишите данные слова в два столбика. В левый – одушевлённые существительные, в правый – неодушевлённые.

·        Классификация существительных

- Сейчас будем строить второй этаж для дома имени сущ – го. Мы знаем, что имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.

 А только ли предметы обозначает имя существительное? (варианты ответов детей)

- Сейчас и разберёмся в этом вопросе.

Я буду называть слова, а вы должны назвать их одним словом:

Пёс, петух, корова, кошка - … ЖИВОТНЫЕ

Кукла, мячик и гармошка - … ИГРУШКИ

Лук, редиска, огурцы - … ОВОЩИ

Молоток, топор, щипцы - … ИНСТРУМЕНТЫ

Платье, юбка и рубашка - … ОДЕЖДА

Бак, стакан, кастрюля, чашка - … ПОСУДА

Василёк, ромашка, роза - … ЦВЕТЫ

Ветер, дождик и морозы - … ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

- Подбери ещё названья   рек и городов

 

- Итак, запишите названия рек,, городов в 2 столбика (по 3 слова в каждый)

Реки:                       Города:

(выслушиваю варианты ответов)

- Так только ли предметы обозначают имена существительные? (нет, они могут ещё обозначать названия рек, городов, явлений природы, профессий и т.д.) (вывешиваю второй этаж дома)

 А на какие две группы можно разделить все слова названия этого этажа? (имёна собственные и нарицательные)

Давайте опять вернёмся к нашим словарным словам

 Скажите на какие ещё группы можно разделить эти слова?

( Собственные и нарицательные им.сущ.)

- Что такое Родина? (Ответы детей.)

У каждого человека есть родина большая и  маленькая родина .

- Как называется большая Родина? (Российская Федерация.)

Скажите, как называется город, который мы называем сердцем нашей Родины?

 

Учитель: - Москва ребята - это столица нашей Родины.

 

Назовите тот город, в котором мы живем ?Республику?

 

Что обозначает понятие «малая родина». У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя! (и мы сейчас выясним у кого какая Родина)

- ФИЗМИНУТКА. Ученикам заранее было дано задание ,узнать район в котором  жили его родители. Учитель кидает каждому ученику  в руки мяч,   он его ловит и называет свою нацию  и свой  район ( Например : Камиль (аварец из Ботлихского района)и т. д.

Следующий этаж

 

·        Роль существительных в речи и предложении.

Карточки:  Пуш..стый …. (снег) укрыл п..риной поляну. Вот промчался трусливый …. (заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … (лисицы). Стучит по стволу дерева … (дятел).

- Прочитайте текст самостоятельно. Всё ли вам понятно? Почему? (нет, так как не понятен смысл предложений.)

- Что нужно сделать, для того, чтобы текст стал понятным? (вставить пропущенные слова)

- Обсуждение ответов… (прикрепляю слова карточки.)

- Запишите первое предложение с комментированием.

- Второе предложение записывают под диктовку (текст закрываю)

- Третье предложение пишут по памяти

- Четвёртое предложение распространяют именами прилагательными. (Например: Стучит по стволу толстого дерева пёстрый дятел)

- Придумайте заголовок к этому тексту. (Зима в лесу)

- У меня на доске записаны три варианта предложений. Прочитайте их и скажите, какое из них подходит к тексту.

1. Весной животные любят греться на солнце.

2. Ребятам нравиться кататься с ледяной горы.

3. Только не спит в своей берлоге медведь.

(Дети доказывают, что именно третье предложение подходит)

- Возьмите простые карандаши и линейки. (подчёркиваем в каждом предложении главные члены).

 - Назовите предложение, в котором вставленное слово (имя существительное) является второстепенным членом предложения.(Третье - лисицы)

ВЫВОД: Имена существительные могут быть в предложении как главным членом предложения , так и второстепенным. (вывешивается третий этаж).

- В доме для имени существительного есть ещё четвёртый этаж, но мы его сможем построить немного позже, изучив нужные для этого темы. (вывешиваю пустой этаж и крышу дома).

 

V. Итог. Рефлексия

Давайте обобщим наши сегодняшние полученные знания по этажам. (ученик делает вывод с помощью дома)

Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, могут обозначать не только предметы, но и названия городов, рек, улиц, профессий, явлений природы и т.д.; в предложении могут быть как главным, так и второстепенным членом предложения. Процветанье маленькой родины - в наших сильных руках. Из таких маленьких родин складывается одна большая Родина.

 

 

 

VI. Домашнее задание.

 

VII. Оценивание

 

 


 

Тема урока: «Имя существительное »

Тема урока: «Имя существительное »

Кто сможет сформулировать тему урока? (тема урока – имена существительные)(

Кто сможет сформулировать тему урока? (тема урока – имена существительные)(

Кто знает из каких частей состоит дом? (Слайд6) -

Кто знает из каких частей состоит дом? (Слайд6) -

Итак, запишите названия рек,, городов в 2 столбика (по 3 слова в каждый)

Итак, запишите названия рек,, городов в 2 столбика (по 3 слова в каждый)

Следующий этаж ·

Следующий этаж ·

Давайте обобщим наши сегодняшние полученные знания по этажам

Давайте обобщим наши сегодняшние полученные знания по этажам
Скачать файл