Конспект урока по теме "Деревья"
Оценка 4.8

Конспект урока по теме "Деревья"

Оценка 4.8
docx
21.06.2020
Конспект урока по теме "Деревья"
деревья.docx

Конспект урока

Тема урока: «Деревья».

Дата проведения: 16.03.2016 г.

«Утверждаю»

Методист (Захарова Н.В.)

__________ (подпись)

«Согласовано»

Учитель (Захарова Н.В.)

__________ (подпись)

Отметка за урок: «___» баллов

__________ (подпись)

Цель урока: расширить представления у учащихся о видах информационных моделей, сформировать представление о графах как наглядном средстве представления структуры и состава системы.

Задачи урока:

·                   Образовательные: обеспечить усвоение учащимися знаний о деревьях, отработать навыки построения деревьев;

·                   Развивающие: развить познавательные интересы, навыки работы в MSOfficeWord 2007, самоконтроль и умение работать в группе; сформировать умение выделять существенные признаки и свойства, а также отличать несущественные и отвлекаться от них; развитие приемов умственной деятельности, логического и пространственного мышления, внимания, навыков коммуникативной работы.

·                   Воспитательные: вызвать у учащихся стремление активно принимать участие в усвоении новой темы, мотивировать на потребность в самостоятельной исследовательской деятельности.

Тип урока: комбинированный (рассказ с элементами визуализации и практическая работа).

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска для показа презентаций, компьютерный класс с ПО MSOfficeExcel 2007.

План урока:

1)                Организационный момент (1 минута)

2)                Домашнее задание (1 минута)

3)    Проверка знаний по теме «Информационное моделирование» (контрольная работа) (10 минут)

4)                Изложение нового материала (10 минут)

5)                Физ. минутка (1 минута)

6)                Закрепление нового материала (8 минут)

7)                Практическая работа (8 минут)

8)                Итог урока (1 минута)

 


 

Ход урока:

1.                 Организационный момент (1 минута)

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке: напишем домашнее задание, затем проверочная работа, затем изучение нового материала, закрепим его и выполним практическую работу, после чего подведем итоги урока. Для начала отметим отсутствующих. (Отмечает отсутствующих).

 

2.                 Домашнее задание (1 минута)

Учитель: Открываем дневники и записываем задание на следующий урок:

(Слайд 1)

 

3.                 Контрольная работа (10-15 минут).

Учитель: Откройте учебники, повторите §2.6, §2.9. Также посмотрите задачи, которые мы решали на прошлом уроке. Критерии оценивания: «5» — 3 задания, «4» — 2 задания, «3» — 1 задание.

Контрольная работа по теме «Информационное моделирование»

Вариант 1

Задание 1

Решите логическую задачу.

В кафе встретились три друга: скульптур Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. «Замечательно, что у одного из нас белые, у другого черные, а у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии», — заметил черноволосый. «Ты прав», — сказал Белов. Какого цвета волосы у художника. Ответ. Чернов- блондин, Белов – рыжий, Рыжов – брюнет

Задание 2

Пользуясь диаграммой работоспособности в течение рабочей недели, отметьте только истинные высказывания:

Безымянный2.png

a)                 самая высокая работоспособность в понедельник;

b)                 работоспособность в среду ниже работоспособности в четверг;

c)                  работоспособность во вторник и четверг одинакова;

d)                 самый непродуктивный день — суббота;

e)                  работоспособность заметно снижается в пятницу;

f)                   самая высокая работоспособность в среду;

g)                 пик работоспособности – в пятницу;

h)                 всю неделю работоспособность одинаковая.

Задание 3

Между населенными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяженность которых (в километрах) приведена в таблице:

 

A

B

C

D

E

F

A

 

3

5

 

 

15

B

3

 

3

 

 

 

C

5

3

 

5

2

 

D

 

 

5

 

 

3

E

 

 

2

 

 

7

F

15

 

 

3

7

 

Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F.

1)                9    2)  11     3) 13    4) 15

Ва­ри­ан­ты марш­ру­тов:

 A-B-C-E-F. Длина марш­ру­та 4 + 6 + 4 + 5 = 19

 A-B-D-E-F. Длина марш­ру­та 4 + 3 + 2 + 5 = 14

 A-B-E-F. Длина марш­ру­та 4 + 6 + 5 = 15

Вариант 2

Задание 1

Решите логическую задачу.

Три ученицы — Тополева, Берёзкина и Клёнова — посадили около школы три дерева: березку, тополь и клен. Причем ни одна их них не посадила то дерево, от которого произощла её фамилия. Узнайте какое дерево посадила каждая из девочек, если известно, что Клёнова посадила не березку. Ответ: Тополева – березу, Березкина – клен, Кленова – тополь.

Задание 2

Пользуясь диаграммой работоспособности в течение рабочей недели, отметьте только ложные высказывания:

Безымянный2.png

a)                 самая высокая работоспособность в понедельник;

b)                работоспособность в среду ниже работоспособности в четверг;

c)                 работоспособность во вторник и четверг одинакова;

d)                самый непродуктивный день — суббота;

e)                 работоспособность заметно снижается в пятницу;

f)                  самая высокая работоспособность в среду;

g)                пик работоспособности – в пятницу;

h)                всю неделю работоспособность одинаковая.

Задание 3

Между населенными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяженность которых (в километрах) приведена в таблице:

 

 

A

B

C

D

E

F

A

 

5

 

 

 

 

B

5

 

9

3

8

 

C

 

9

 

5

4

 

D

 

3

5

 

2

 

E

 

8

4

2

 

7

F

 

 

 

 

7

 

Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F.

1)11    2)  13     3) 15    4) 17

Ва­ри­ан­ты марш­ру­тов:

A-B-F. Длина марш­ру­та 6 + 7 = 13

A-C-F. Длина марш­ру­та 10 + 3 = 13

A-E-C-F. Длина марш­ру­та 3 + 5 + 3 = 11

A-F. Длина марш­ру­та 14

 

4.                 Изложение нового материала (15 минут).

Учитель: Давайте представим ситуацию нужно рассадить в ряд на три стула трех учеников (берем стулья). Как это решение можно оформить кратко и наглядно? Выписать все возможные случаи.

(Слайд 2)

А для того, чтобы решить задачи такого типа нам необходимо рассмотреть новую тему.

 Открывайте тетради, записывайте тему урока: «Деревья».

(Слайд 3)

Фамилия ученика                             Что в твоем понимании означает дерево? Правильно, а вот в информатике дерево— это граф иерархической структуры.

(Слайд 4)

Дерево. Отличительной особенностью дерева является то, что между любыми двумя его вершинами существует единственный путь. Также дерево не содержит циклов и петель.

У любого дерева есть иерархия, можете вы мне сказать, что такое иерархия и как вы это понимаете?

Давайте запишем определение иерархия — это расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

(Слайд 5)

Иерархическая система

(Слайд 5)

На данном слайде изображен граф иерархической системы, представляющий состав прикладного программного обес­печения (ПО) компьютера.

Обычно у дерева, представляющего иерархическую си­стему, выделяется одна главная вершина, которая называ­ется корнем дерева.

 Каждая вершина дерева (кроме корня) имеет только одного предка — обозначенный ею объект входит в один класс верхнего уровня.

Любая вершина дере­ва может порождать несколько потомков — вершин, соответствующих классам нижнего уровня. Такой принцип связи называется «один ко многим».

Вершины, не имею­щие порожденных вершин, называются листьями.

(Слайд 6)

Мы с вами познакомились с деревом, вы узнали, как выглядит дерево, из чего он состоит, скажите, кто не будь, составлял дерево?

Родственные связи между членами семьи удобно изоб­ражать с помощью схемы, называемой генеалогическим или родословным деревом.

На слайде показаны примеры: ро­дословная Романовых. Здесь корень дерева находится сверху. Изображать дерево отношений можно в любом на­правлении — это дело вкуса разработчика модели.

Безымянный7.png

(Слайд 7)

Древовидными являются   схемы отношений «является разновидностью», используемые для наглядного представления классификации объектов

- Что вы можете сказать, глядя на это дерево, показывающее схему отношений «является разновидностью»?

Безымянный8.png

(Слайд 8)

По иерархическому принципу организована система хранения файлов во внешней памяти по определенному признаку (принадлежность, назначение, содержимое, время создания и т. д.) файлы целесообразно объединять в папки. Папки, в свою очередь, могут вкладываться в другие папки и т. д.

Безымянный9.png

(Слайд 9)

Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре, можно указать путь к файлу. В путь к файлу входят записываемые через разделитель «\» логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга папок, в последней из которых находится нужный файл. 

(Слайд 10)

 

Путь к файлу вместе с именем файла называют пол­ным именем файла.

(Слайд 11)

Операционная система позволяет получить на экране компьютера изображение файловой системы в виде дерева

 

(Слайд 12)

 

Давайте вернемся к условию задачи, которую разбирали в начале новой темы.

Сколькими способами можно рассадить в ряд на три стула трех учеников? Выписать все возможные случаи.

(Слайд 13)

Решение этой задачи удобнее всего представить в виде дерева. За его корневую вершину возьмем произвольную точку плоскости О.

На первый стул можно посадить любого из трех учени­ков — обозначим их А, В и С. На схеме это соответствует трем ветвям, исходящим из точки О:

http://doc4web.ru/uploads/files/59/59145/hello_html_245fc6ba.jpg

Посадив на первый стул ученика А, на второй стул можно посадить ученика В или С.Если же на первый стул сядет ученик В, то на второй можно посадить А или С. А если на первый стул сядет С, то на второй можно будет посадить А или В. Это соответствует на схеме двум вет­вям, исходящим из каждой вершины первого уровня:

http://doc4web.ru/uploads/files/59/59145/hello_html_m3bea59bb.jpg

Очевидно, что третий стул в каждом случае займет оставшийся ученик. Это соответствует одной ветви дерева, которая «вырастает» на каждой из предыдущих ветвей.

http://doc4web.ru/uploads/files/59/59145/hello_html_m3f294a69.jpg

Выпишем все пути от вершин первого уровня к верши­нам третьего уровня:  А-В-С, А-С-В, ВАС, В-С-А, С-А-В, С-В-А. Каждый из выписанных путей определяет один из вариантов рассаживания учеников на стулья. Так как других путей нет, то искомое число способов — 6.

 

5.                 Физкультминутка (1 минута)

Ах, как долго мы писали, 
Глазки у ребят устали. 
(Поморгать глазами) 
Посмотрите все в окно 
(посмотреть вправо-влево) 
Ах, как солнце высоко 
( посмотрите вверх) 
Мы глаза сейчас закроем, 
( закрыть глаза ладошками) 
В классе радугу построим 
Вверх по радуге пойдём, 
(Посмотреть по дуге вверх - влево и вверх - вправо) 
Вправо-влево повернём, 
А потом скатимся вниз, 
( Посмотреть вниз) 
Жмурься сильно, но держись 
( Зажмурить глаза. Открыть и поморгать ими) 

 

6.                 Закрепление материала (4 минута)

1.                 Задание: Запишите все возможные двузнчные числа, при записи которых используется цифра1, 4 и 7.

Безымянный14.png

 

 

2.Безымянный6.png

7.                 Практическая работа

Стр. 206 задание 6.

Безымянный5.pngБезымянный13.png

 

8.                 Итог урока (1 минута)

(Слайд 16)


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока Тема урока: «Деревья»

Конспект урока Тема урока: «Деревья»

Проверка знаний по теме «Информационное моделирование» (контрольная работа) (10 минут) 2)

Проверка знаний по теме «Информационное моделирование» (контрольная работа) (10 минут) 2)

Ход урока: 1.

Ход урока: 1.

Задание 3 Между населенными пунктами

Задание 3 Между населенными пунктами

Узнайте какое дерево посадила каждая из девочек, если известно, что

Узнайте какое дерево посадила каждая из девочек, если известно, что

Ва­ри­ан­ты марш­ру­тов: A-B-F

Ва­ри­ан­ты марш­ру­тов: A-B-F

Слайд 4) Дерево. Отличительной особенностью дерева является то, что между любыми двумя его вершинами существует единственный путь

Слайд 4) Дерево. Отличительной особенностью дерева является то, что между любыми двумя его вершинами существует единственный путь

Обычно у дерева, представляющего иерархическую си­стему, выделяется одна главная вершина, которая называ­ется корнем дерева

Обычно у дерева, представляющего иерархическую си­стему, выделяется одна главная вершина, которая называ­ется корнем дерева

Слайд 8) По иерархическому принципу организована система хранения файлов во внешней памяти по определенному признаку (принадлежность, назначение, содержимое, время создания и т

Слайд 8) По иерархическому принципу организована система хранения файлов во внешней памяти по определенному признаку (принадлежность, назначение, содержимое, время создания и т

Слайд 12) Давайте вернемся к условию задачи, которую разбирали в начале новой темы

Слайд 12) Давайте вернемся к условию задачи, которую разбирали в начале новой темы

Выпишем все пути от вершин первого уровня к верши­нам третьего уровня:

Выпишем все пути от вершин первого уровня к верши­нам третьего уровня:

Практическая работа Стр. 206 задание 6

Практическая работа Стр. 206 задание 6
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2020