Конспект урока по теме "Диалектизмы"
Оценка 4.7

Конспект урока по теме "Диалектизмы"

Оценка 4.7
docx
07.05.2023
Конспект урока по теме "Диалектизмы"
Конспект Диалектизмы.docx

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Первомайская кадетская школа имени маршала Советского Союза

В.И. Чуйкова»

 

 

Конкурс «Лента педагогических практик

"Изучаем региональную историю"»

 

 

Номинация: урок, целями которого являются изучение региональной и локальной истории

 

Урок русского языка «Диалектизмы»

 

 

Участник конкурса: Гимонова Ксения Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В судьбе языка – судьба народа. Настоящее, разумно организованное изучение родного языка, овладение родной речью является мощным средством развития, формирования подрастающего человека.

Под изучением региональной и локальной истории следует понимать систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала.

Обращение к региональному компоненту как нельзя более своевременно, так как позволяет развернуть работу по духовному возрождению России вообще и нашего региона в частности.

Необходимость такой работы ощущалась и в прошлом нашими предшественниками, когда они призывали изучать язык в его местных особенностях. Так Ф. И.Буслаев провозглашал необходимость обращаться «к родному языку, как к живому слову…, в его видоизменениях исторических и местных». Эти идей продолжал А. А. Шахматов. Он полагал, что деалектологическое развитие русских говоров полезно связать с этнографическими различиями в быте, характере устной словесности; сообщить ряд сведений по истории отечества, чтобы показать, что конечная цель изучения языка – «распознание самого человека во внешних проявлениях его духовной природы».

Обращение к местному материалу, диалектам имеет большое воспитательное и развивающее значение: это и любовь к малой родине, и внимание к языку как культурно-исторической среде, и расширение знаний о разновидностях русского национального языка. Все это обеспечивает более глубокое постижение нормативного характера русского литературного языка. Следовательно, изучение региональной и локальной истории в преподавании русского языка можно рассматривать как углубленную лингвистическую работу.

В настоящее время, когда диалекты постепенно уходят из нашей речи под мощным влиянием литературного языка, когда уходят в прошлое слова, отражающие духовную и материальную культуру русского народа, особенно важным встает вопрос о важности изучения диалектной лексики.

Именно изучение диалектизмов позволяет обнаружить богатство национального языка в его региональной разновидности, изучить образ жизни людей, живущих в сельской местности, узнать об их обычаях и традициях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План - конспект урока русского языка

Тема урока: «Диалектизмы»

Класс: 6

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методические  приемы: «Улыбнемся друг другу», кластер, приемы рефлексии (лист самооценки), анализ предложений, текста.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, взаимопроверка, самопроверка.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, рабочие листы, толковый словарь С.И. Ожегова, предметы (для игры).

Цели: совершенствовать умение находить диалектные слова в тексте, расширить знания о толковых словарях, формировать познавательную активность.

Задачи:

1) знакомство с диалектизмами как словами, ограниченными в употреблении, видами диалектизмов, особенностями разных диалектов, формирование умения видеть диалектные слова в текстах, подбирать общеупотребительные синонимы, анализировать их роль в художественных текстах.

2) развитие аналитических способностей учащихся в ходе работы с языковым материалом, активизация мыслительной деятельности через решение проблемных задач.

3) прививать интерес к изучению родного языка, любовь к слову.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

 осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.

Предметные:

 Знать, что такое диалектные слова, уметь распознавать и использовать их в тексте и речи, понимать важность грамматического анализа слов.

Метапредметные:

  • познавательные УУД: самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют языковые единицы; строят логическую связь рассуждений.
  • регулятивные УУД: формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
  • коммуникативные УУД: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий, умение слушать и слышать друг друга, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Технологии – технология критического мышления, игровые, здоровьесберегающие.

Ход урока:

1.Организационный момент.  Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Самое удивительное явление в мире –человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу, передайте свое хорошее настроение.

- И мы начинаем наш урок. Сегодня мы работаем на рабочих листах. Запишите в них -  число, классная работа.

- В конце рабочих листов вы видите листок самооценки, куда в конце урока внесете полученный балл за оценивание своей работы на различных этапах урока.

-Я желаю вам удачи, ведь с маленькой удачи начинается большой успех.

2. Определение темы и целей урока.

Звучит народная музыка.

- Нехай моё уветливое слово нонче будет вам, как смоктушка.

- Я вижу некоторое недоумение на ваших лицах. Вам что-то непонятно? Почему?

(Ответы учащихся)

- Верно, вам встретились непонятные слова.

Нехай –пускай

Уветливое – приветливое

Нонче –сегодня

Смоктушка – сладость.

- А вы не обращали внимания, что так говорят наши бабушки и дедушки. Наверное, вы уже догадались, что и народная музыка, и моя не очень понятная фраза подсказывают нам тему урока.

-Диалектизмы.

- Запишем тему в рабочий лист.

- А теперь давайте определим, чем мы будем заниматься на уроке? У каждого из вас на рабочих листах определен ряд целей. Выберите свою цель, пометьте ее галочкой.

ü Не подвести учителя;

ü Познакомиться с понятием диалектизмы;

ü Научиться находить диалектные слова в словарях, в художественных текстах, определять цель использования;

ü Понравиться присутствующим;

- Какие из них, исходя из темы, будут главными на сегодняшнем уроке? Подчеркните их зеленой ручкой.

3. Актуализация опорных знаний. «Открытие» нового знания.

- Чтобы успешно справиться с поставленными задачами, начнем с повторения основных понятий.

ЛЕКСИКАРабота с опорной схемой – кластером

 

ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ,ОГРАНИЧЕННАЯ В УПОТРЕБЛЕНИИ 

 

 

 

 


ДИАЛЕКТИЗМЫПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ      

                                                                                                         

 

 

- Итак, слова по употреблению бывают? (общеупотребительными и ограниченными в употреблении)

- Общеупотребительными какие называют слова?

- К лексике ограниченного употребления относятся уже известные нам? (профессионализмы). Дайте определение.

-Какой пометой в словарях они отмечаются? (спец.)

- А теперь продолжим нашу схему новой группой – это …диалектизмы. На последующих уроках наша схема будет дополняться новыми группами слов.

(Ученики работают с параграфом учебника–дописывают схему).

- Итак, как вы поняла, что такое диалектизмы? Какую помету имеют в словаре?

(Ответы учащихся).

-Молодцы!

- Ребята, ни в одном языке мира нет таких удивительных, самобытных слов, как в нашем родном языке. Этих слов порой не найдёшь в словаре, сохранились они в живой разговорной речи ваших прабабушек и прадедушек. Всем этим словам мы, конечно, найдем соответствие в общеупотребительной лексике.

-Давайте попытаемся изучить язык наших бабушек и дедушек с помощью игры «Принеси вещь».

Правила игры: ученик класса просит принести другого ученика ту или иную вещь, называя при этом диалектное слово (записаны на доске). Другой должен принести именно то, что его попросили и положить на парту загадывающего. Если же вещь принесена не та, которую просил ученик, то учитель приходит на помощь.

Пряники – жамки

Ухват – чапельник

Небольшой ковш – корец

Полотенце - рушник

Юбка – понёва

Морковь – морква

Санки – салазки

Бусы – снизка

Варежки – вязёнки

 

 - А если у нас возникают трудности с определением значения слова, к чему мы должны обратиться? (К толковому словарю).

 

4. Знакомство с «Толковым словарём живого великорусского языка» В.И. Даля, с биографией В.И. Даля.

 - «Толковым» не оттого назван словарь, - шутил Даль, - что мог получиться и бестолковым, а оттого, что он слова растолковывает».

- Ребята, а что вы можете рассказать о В.И. Дале, какое отношение он имеет к нашей теме? (учащимся было задано познакомиться с биографией В.И. Даля и выписать интересный факт его жизни).

(Ответы учащихся).

- Вы внимательно слушали друг друга и с легкостью выполните следующее задание в ваших рабочих листах, а затем по эталону проверите работу своего соседа.

(Учащиеся выполняют задание, организована взаимопроверка).

- Владимир Даль был замечательным деятелем русской науки и культуры 19 века. Морской врач, путешественник-этнограф, писатель. Жизненный подвиг Даля воплощён в обессмертившем его имя «Толковом словаре», которому он отдал более пятидесяти лет. В.И. Даль с молодых лет проявил интерес к русскому фольклору и языку, сделав эту работу целью своей жизни.

5. Первичное закрепление. Тренировочные упражнения (работа с словарем (онлайн)).

- А сейчас мы познакомимся с творчеством тульского писателя Николая Васильевича Успенского. Но сначала немного узнаем о его жизни и творчестве.

(Подготовленный ученик сообщает основные сведения о жизни и творчестве писателя-земляка).

- У вас в рабочих листах (задание 4) даны предложения из рассказов Н.В. Успенского, необходимо найти диалектизмы и определить при помощи словаря их значения (работа парами).

- Запировала, бяда! говорит: хоть oсел цепляйте на шею, не пойду!.. [Успенский Н., Егорка-пастух]

(запировать-заскандалить)

- Когда ты, Варвара, будешь умная, за что всегда зычишь на него? [Успенский Н., Старуха]

(зычить – кричать, ругаться)

- Придешь к ним, они как раз перестанут балясничать и примутся за работу. [Успенский Н., Егорка-пастух]

(балясничать – шутить)

- Будет вам калякать! – заметил старшина, - не накалякались! Здесь присутственное место. [Успенский Н., Егорка-пастух]

(калякать – разговаривать)

Немало мужики растабарывали промеж себя касательно, что на дворе нечисто. [Успенский Н., Змей]

(растабарывать – попусту болтать)

Она ни слова. А бабка подгвазживает ей на ухо: «Не шевелись». [Успенский Н., Грушка]

(подгвазживать – раззадоривать)

Прижидает времечко. [Успенский Н., Хорошее житье]

(прижидать – ждать, надеяться на наступление чего-либо)

Русский мужик любит покаляниться. [Успенский Н., Старуха]

(покаляниться – проявлять упорство)

(Учащиеся выполняют задание, организована самопроверка по эталону)

6. Подведение итогов урока

- Как вы думаете, количество людей, употребляющих диалектизмы в речи увеличивается или уменьшается? Почему? Какова судьба диалектизмов? (Диалектные слова – нарушение литературной нормы, поэтому мы избегаем их употребления)

- Послушайте размышления об этом поэта А. Яшина.

(Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение.)

Родные слова

Родные, знакомые с детства слова

«Уходят из обихода:

В полях поляши – тетерева,

Летятина – дичь,

Пересмешки – молва,

Залавок – подобье комода..

 

Не допускаются в словари

Из сельского лексикона:

Сугрёвушка,

Фыпики – снегири;

Дежень,

Воркуны вне закона.

Слова исчезают, как пестери,

Как прясницы и веретена.

 

Возилкой

Неполный мешок с зерном

Вчера назвала мельничиха,

Поднёбицей – полку под потолком,

Клюкву – журавлихой...

 

Нас к этим словам привадила мать,

Милы они с самого детства,

И я ничего не хочу уступать

Из вверенного наследства.

 

Но как отстоять его,

Не растерять,

И есть ли такие средства?

                                       (А. Яшин)

- Какие слова мы встретили в тексте? Дайте определение. (Диалектизмы)

сугрёвушка - родной, милый, сердечный;
дежень - квашеное молоко;
воркун - голубь, сильно и много воркующий;
пестерь - приспособление для переноски тяжестей, например, сена;
прясница - приспособление для прядения без веретена.

- О чём грустит поэт? Что его волнует?

- Стоит ли употреблять в речи диалектизмы?

-А нужно ли сохранять «милые с детства слова»? (в диалектах запечатлён самобытный язык русского народа, в отдельных говорах сохранились формы древнерусской речи, изучая которые, учёные делают выводы о том, как развивался наш язык. Подобно тому, как хранятся в музеях памятники старины (одежда, орудия труда, домашняя утварь), так мы должны беречь и слова. Это часть истории, культуры. Наш долг – сохранить эти сокровища живой речи.

7. Рефлексия

Заполнение таблицы «Самооценка за урок»

8. Домашнее задание (на выбор)

1) Составить словарную статью. Пообщавшись с бабушками, дедушками, прабабушками и прадедушками, записать диалектные слова, встретившиеся в их речи.

План:

1. Слово. 2. Его значение. 3.Пример в употреблении. 4. Место записи (населенный пункт, район, область), 5. Фамилия собирателя. 6. Год записи. 7. Фамилия информатора, от которого произведена запись. 

Образец:

Подробить – плясать, часто отстукивая в такт музыке.

Подробить, так подробить, чтобы подробилося, полюбить, так полюбить, чтобы сердце билося.

д. Кузьменки, Арсеньевского района Тульской области.

И. Иванов. 2023 год.

Информатор: М. Сидорова, 84 года.

2) Согласны ли вы с мнением Г. Мельниченко: «Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть языка. Вот почему наш долг, наша святая обязанность сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи»? Дать письменный развернутый ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий лист

Фамилия имя_____________________________________________________

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема урока: _______________________________________________________

Цели урока:

o   не подвести учителя;

o   познакомиться с понятием диалектизмы;

o   понравиться присутствующим;

o   научиться находить диалектные слова в словарях, в речи, в художественных текстах, определять цель их использования;

o   получить хорошую оценку.

Задание 1. Работа с опорной схемой.

 

ЛЕКСИКА
 

 

 


                                                                                                            

 

 

 

 

 

1 балл за правильный ответ

 

 

 

Задание 2. Игра «Принеси предмет»

 

Жамки - _____________________

Чапельник - ______________________

Корец - __________________

Рушник - ____________________

Понёва - _____________________

Морква - _______________________

Салазки - ___________________

Снизка - ______________________

Вязёнки - _______________________

 

0-9 баллов

 

 

Задание 3. После прослушивания сообщений одноклассников необходимо вставить пропущенные слова в предложения и буквы в слова.

 

Владимир Иванович __________- ру…кий писательэтнограф и л..ксикограф, ________________ фольклора, в…енный _________. Наибольшую __________ пр…нёс ему непревзойдённый по об…ёму «Толковый _____________ ж…вого великору….кого языка», на сост…вление которого ушло ______ года.

 

1 балл за правильно вставленные буквы

 

1 балл за правильно вставленные слова

 

 

 

Задание 4. Выписать диалектизмы и определить его значение.

- Запировала, бяда! говорит: хоть oсел цепляйте на шею, не пойду!.. [Успенский Н., Егорка-пастух]

- Когда ты, Варвара, будешь умная, за что всегда зычишь на него? [Успенский Н., Старуха]

- Придешь к ним, они как раз перестанут балясничать и примутся за работу. [Успенский Н., Егорка-пастух]

- Будет вам калякать! – заметил старшина, - не накалякались! Здесь присутственное место. [Успенский Н., Егорка-пастух]

Немало мужики растабарывали промеж себя касательно, что на дворе нечисто. [Успенский Н., Змей]

Она ни слова. А бабка подгвазживает ей на ухо: «Не шевелись». [Успенский Н., Грушка]

Прижидает времечко. [Успенский Н., Хорошее житье]

Русский мужик любит покаляниться. [Успенский Н., Старуха]

 

1)_________________________________________________________________2)_________________________________________________________________3)_________________________________________________________________4)_________________________________________________________________5)_________________________________________________________________6)_________________________________________________________________7)_________________________________________________________________8)_________________________________________________________________

 

0-8 баллов

 

5. Рефлексия

 

 

Самооценка за урок

17-20 баллов

5

 

12-16 баллов

4

 

9-11 баллов

3

 

 

6. Домашнее задание

 

1) Составить словарную статью. Пообщавшись с бабушками, дедушками, прабабушками и прадедушками, записать диалектные слова, встретившиеся в их речи.

План:

1. Слово. 2. Его значение. 3.Пример в употреблении. 4. Место записи (населенный пункт, район, область), 5. Фамилия собирателя. 6. Год записи. 7. Фамилия информатора, от которого произведена запись. 

Образец:

Подробить – плясать, часто отстукивая в такт музыке.

Подробить, так подробить, чтобы подробилося, полюбить, так полюбить, чтобы сердце билося.

д. Кузьменки, Арсеньевского района Тульской области.

И. Иванов. 2023 год.

Информатор: М. Сидорова, 84 года.

2) Согласны ли вы с мнением Г. Мельниченко: «Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть языка. Вот почему наш долг, наша святая обязанность сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи»? Дать письменный развернутый ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.     Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4. М., 1981-­1982 гг.

2.     Красовская Н. А. Тульские говоры и особенности изучения диалектной лексики. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012. – 144 с

3.     Красовская Н.А. Критерии выделения глаголов антропоцентрической сферы (на материале тульских говоров) // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Вып. 3. Тула: Изд-во ТулГУ. 2012. С. 533-542. (0,25 п.л.).

4.     Лексикология современного русского языка. Пособие для студентов пед. институтов. Изд. 2-е, испр., М. «Просвещение» - 1972. Н.М. Шанский


 

5.     Скачано с www.znanio.ru

Государственное общеобразовательное учреждение

Государственное общеобразовательное учреждение

Введение В судьбе языка – судьба народа

Введение В судьбе языка – судьба народа

План - конспект урока русского языка

План - конспект урока русского языка

Технологии – технология критического мышления, игровые, здоровьесберегающие

Технологии – технология критического мышления, игровые, здоровьесберегающие

Какие из них, исходя из темы, будут главными на сегодняшнем уроке?

Какие из них, исходя из темы, будут главными на сегодняшнем уроке?

Всем этим словам мы, конечно, найдем соответствие в общеупотребительной лексике

Всем этим словам мы, конечно, найдем соответствие в общеупотребительной лексике

А сейчас мы познакомимся с творчеством тульского писателя

А сейчас мы познакомимся с творчеством тульского писателя

Летятина – дичь, Пересмешки – молва,

Летятина – дичь, Пересмешки – молва,

Это часть истории, культуры. Наш долг – сохранить эти сокровища живой речи

Это часть истории, культуры. Наш долг – сохранить эти сокровища живой речи

Рабочий лист Фамилия имя_____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист Фамилия имя_____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Игра «Принеси предмет»

Задание 2. Игра «Принеси предмет»

Прижидает времечко. [Успенский

Прижидает времечко. [Успенский

Согласны ли вы с мнением Г. Мельниченко: «Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть языка

Согласны ли вы с мнением Г. Мельниченко: «Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть языка

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2023