Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вещевская основная общеобразовательная школа»
Конспект урока для 5 класса на тему
«Урок финансовой грамотности»
Провел: учитель математики и физики
Кравченко Дмитрий Михайлович
2023-2024 учебный год
Цели урока:
· Обучающая: сформировать у учащихся представление о финансах простым и понятным языком;
· Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, логического мышления и навыков составления финансового отчета, умения анализировать информацию, обучение навыкам аргументации выводов.
· Воспитательная: формировать навыки самостоятельности, аккуратности, умения работать в команде.
Основные понятия: финансы, финансовая грамотность.
Навыки и умения: перечислять основные виды доходов и расходов; составлять финансовый отчет.
Форма проведения урока: беседа, работа по группам.
Оснащение урока: Интернет, ноутбук, памятки, листы бумаги, ручки.
План урока
1.
Организационный момент
Сообщение темы и цели урока.
2. Изучение нового материала
Объяснение нового материала, выполнение игрового задания.
3. Закрепление нового материала
Проверка усвоение основных понятий путем выполнения практического задания.
4. Подведение итогов урока
Ход урока:
1. Организационный момент
– Здравствуйте! Садитесь!
Тема нашего урока «Финансовая грамотность». Сегодня на занятии мы познакомимся с понятиями : финансы, финансовая грамотность, научимся рисовать свои желания, составим для себя памятки на будущее с полезными советами.
2. Изучение нового материала.
Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с его деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем, задается вопросом – как мне правильно обращаться с моими финансами?
Т.е. человек задумывается над тем, как повысить финансовую грамотность.
Этот термин finansia возник в XIII-XV вв. переводится с латинского как наличные средства, доход. В торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.
В упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы — это не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в банках, и др. финансовые инструменты.
Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.
Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое состояние. Копить или тратить — что поможет стать богаче и счастливее?
Используя деньги, мы просто не видим, на что мы их тратим и не радуемся?
Ведь, купив сегодня вещь или какую-нибудь игрушку, мы завтра просто о ней забываем , так как наше сознание не может держать в голове более 7-9 пунктов информации , и все, что нас радует или радовало раньше, просто вытесняется в другие отделы мозга.
А если мы будем записывать или рисовать то, что купили, причем не обязательно все подряд, а для начала самое интересное, то не только разовьем свою память, но и изменим отношение к деньгам, потому что будем фиксироваться не на цене, а на ценности. А это ведь совсем другое дело.
А для вас, детей - это вообще - настоящая радость, потому что вы мыслите очень конкретными вещами, а финансовый отчет в любом виде - это пока что- то не понятное. А надо научиться уважать свой выбор.
САМЫЙ вредный совет относительно денег - это «Покупайте только то, что нужно, а не то, что хочется, и будет вам счастье!» Не будет. Потому что никогда не будете довольны тем, что
купите. Делайте это каждый день, потому что каждый день нам что-то все равно хочется. А потом делайте то, что хочется. Потому что это поможет освободиться от желания. Не хотите писать - нарисуйте свое желание на бумаге. Так, как умеете. А если не умеете, то просто обозначьте форму - круг, квадрат , треугольник с надписью внутри. И наслаждайтесь своей картиной каждый день. И каждый день пишите, что еще вы сегодня хотите? Дело в том, что вы начнете лучше понимать себя, разовьете наблюдательность. И между делом научитесь рисовать. Никто не запрещает вам ( это даже полезно) начать прорисовывать детали того, что вам хочется. При этом вы еще и получите большое удовольствие. И, в итоге, вы найдете путь ресурсам своего подсознания, для реализации желания. Причем самым выгодным способом. Просто не бегите сразу в магазин, как только у вас оно появилось, а просто взвесьте все. 3. Закрепление нового материала. Сейчас мы с вами посмотрим на вашем примере, как лучше осуществить желаемое и ответим на вопросы. Практическое занятие № 1.На листе бумаги с соседом по парте написать или нарисовать то, что вам больше всего хочется в настоящее время. И посчитать минимальные затраты на свое желание. Все это должно быть в пределах размера карманных денег. Давайте обсудим ваши рисунки и ответьте на вопрос, позволяют ли вам ваши карманные деньги осуществить желаемое? И если ваши запросы слишком велики, то что надо сделать для их реализации. Я понимаю, что это может звучать очень странно, но если вы бежите сразу в магазин и покупаете то, что хотите, то ваше желание обходиться вам слишком дорого. Это не значит, что вы не будете ничего покупать. Может, и будете, но есть много способов получить желаемое. И гораздо дешевле , чем оно стоит. |
Как позволить себе все, что хочется, на свои карманные деньги?
Я думаю, что дело не в том, какой у человека доход, а в том, как он умеет определять то, что ему хочется.
Знаете вы или нет, но средства массовой информации постоянно заставляют нас хотеть то, что , по сути, нам не нужно, и без чего бы мы могли сегодня обойтись.
Приведите свои примеры (предполагаемые ответы – реклама дорогих телефонов и др. гаджетов).
Главное, начать с того, что именно вам не хватает и посмотреть, что в этом есть самого интересного? Потому что если вы это найдете, ваша жизнь начнет меняться. А не хватает большинству из нас денег только потому, что мы автоматически принимаем решения о покупках, и деньги уходят в неизвестном направлении.
Самый простой пример - пойти в школьную столовую или пойти в магазин и потратить свои карманные деньги на бесполезные траты (чипсы, сухарики и т.п.).
Иметь отложенные деньги полезно, так как это сберегает душевное равновесие и позволяет экономить и приобретать. Иметь деньги, которые вы можете свободно тратить на свои личные нужды (кино, театры , одежду, каток, кафе и т. д.), не менее важно. Вы пока не работаете, но родители Вам дают карманные деньги, дарят на день рождения.
Практическое занятие №2. Я предлагаю нам всем вместе составить памятки с советами на будущее, как правильно управлять своими деньгами.
10 советов управления деньгами для ребенка:
1.Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.
2. Не тратьте все деньги сразу.
3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.
4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.
5. Не стоит приобретать дорогую вещь, которая вам не по карману, найдите более дешевую альтернативу. Это тоже отличное решение и, к тому- же, за меньшие деньги.
6. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок, так вы сможете накопить сбережения.
7. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.
8. Старайтесь не «брать взаймы». Нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги.
9. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов, так называемый финансовый отчет.
10. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги своим трудом.
4.Подведение итогов урока.
Давайте вспомним, с какими новыми экономическими понятиями мы познакомились на уроке? (Предполагаемый ответ: финансы, финансовая грамотность).
Выделить активных учащихся за правильные ответы .
Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с важнейшими экономическими понятиями – финансы и финансовая грамотность. Хотелось бы сказать, что, на самом деле, каждому человеку не так уж много надо. Жаль, что это не все понимают. Все мы время от времени становимся заложниками рекламы. И все потому, что сами не знаем, что хотим.
Так что дело не в размере дохода, а в том, что именно вы себе не можете позволить прямо сейчас, и есть ли у вас список, чтобы иметь возможность посмотреть на него со стороны?
Маленький доход – это всегда начало чего-то большого. Чтобы потом, когда денег станет больше, иметь четкое представление о том, что вам хочется!
Игра № 2. А сейчас я предлагаю вам игру: логические загадки на тему финансовой грамотности.
Класс делиться на 2 команды (девочки и мальчики)
1. Половинку от зарплаты называют как, ребята? (аванс)
2.
Та бумага не простая, и владелец её знает,
Что она ему раз в год дивиденды принесёт. (акция)
3. В этой фирме все бывают, бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи. Что за фирма, подскажи? (банк)
4. Будут целыми, как в танке сбереженья ваши в ...(банке)
5. Он финансовый факир, в банк к себе вас ждёт ...(банкир)
6. Сколько купили вы колбасы, стрелкой покажут вам точно ...(весы)
7. Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)
8. В море коварном товаров и цен бизнес-корабль ведёт ...(бизнесмен)
9. Расчёт зарплаты - знать пора - проводят в срок ...(бухгалтера)
10. Есть он в банке, ресторане, и на фабрике, и в бане.
Он деньгам ведёт учёт: где расход, а где приход.
Математику он знает, цифры быстро сосчитает,
Здесь расход, а здесь приход – ничего не пропадёт!(бухгалтер)
11. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой ...(вклад)
12. В наши дни не встретишь эту очень малую монету.
В сказках ты её найдёшь, денежка зовётся ...(грош)
13. Коль трудился круглый год, будет кругленьким ...(доход)
14. И врачу, и акробату выдают за труд ...(зарплату)
Подводятся итоги, вручаются призы.
Информационные источники:
1. http://www.7budget.ru –
сайт журнала «Семейный бюджет»;
2. http://ekonomica.org –
сайт по основам финансовой грамотности;
3. http://ekonomica.info –
сайт по основам финансовой грамотности с видеоматериалами;
4. http://www.mirkin.ru –
библиотека по финансово – экономической тематике;
5. http://www.dostatok.ru –
сайт по основам финансовой грамотности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.