Конспект урока по теме "карбоновые кислоты" 10 класс, органическая химия.
Оценка 4.9

Конспект урока по теме "карбоновые кислоты" 10 класс, органическая химия.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
химия
9 кл—10 кл
07.02.2020
Конспект урока по теме "карбоновые кислоты" 10 класс, органическая химия.
Ход урока по теме "Карбоновые кислоты"
Урок разработка Карбоновые кислоты 10 класс.docx

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Химические свойства карбоновых кислот»

 

1.         Ковалева Е.Ю.

2.        Место работы:     МКОУ «СОШ №44».

3.        Должность: учитель химии.

4.        Предмет: химия.

5.        Класс: 10.

6.        Учебник: О.С.Габриелян Органическая химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень.

7.        Цель урока: изучить химические свойства карбоновых кислот.

8.        Задачи:

·         образовательные: актуализировать знания о свойствах кислот, закрепить и обобщить знания учащихся о веществах – кислотах; рассмотреть и изучить физические и химические свойства карбоновых кислот; сравнить свойства органических кислот и неорганическими, показать принцип работы с карбоновыми кислотами.

·         развивающие: формирование умений работать с лабораторным оборудованием и реактивами, использовать учебную литературу; развить навыки наблюдения, умения выделять главное, сравнивать изучаемые факты, логично излагать мысли и делать обобщения и выводы; учить размышлять, делать предположения, прогнозировать; продолжить формирование научного мировоззрения и умений работать в парах. Продолжить развитие умений метапредметного подхода мыслительной деятельности, системного владения мыслительными операциями.

·         воспитательные: воспитание положительной мотивации к обучению и культуры поведения, общения и умственного труда; воспитание умения работать самостоятельно с применением само- и взаимоконтроля; показать связь изучаемой темы с жизнью; воспитание научного мировоззрения на основе взаимосвязи свойств и строения молекул карбоновых кислот.

9.   Тип урока: урок изучения нового материала.

10. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.

11. Оборудование: поднос для реактивов и оборудования, пробирки, штатив для пробирок, спиртовка, стеклянные палочки, спички, пробирка держатель, пробирки

12. Реактивы: растворы: уксусной кислоты, гидроксида натрия, индикаторов (лакмус, фенолфталеин), магниевый  порошок, оксид кальция, гидрокарбонат натрия, карбонат кальция.

13. Раздаточный материал: инструктивные карточки.

14. ИКТ: компьютер, презентация в виде слайдов.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация пройденного материала.
  3. Изучение нового материала.

Химические свойства кислот.

Практическая работа.

IV.  Обобщение и выводы.

  1. Закрепление.

VI.  Домашнее задание и оценки с комментариями.

 

ХОД УРОКА.

              I.     Организационный момент.

Презентация. Слайд 1. Тема урока: «Химические свойства карбоновых кислот».

           II.      Актуализация пройденного материала.

Сегодня мы продолжим изучение темы: «Карбоновые кислоты».

Презентация. Учитель:  Итак, давайте вспомним:

– Что мы называем карбоновыми кислотами? (Ответ учащихся)

– Но любое множество необходимо привести в систему, поэтому вспомним, по каким признакам классифицируют карбоновые кислоты? (Ответ)

– А в своей жизни мы сталкиваемся с органическими кислотами? (Ответ).

Учитель: А сейчас, ребята, разминка.

Презентация. Слайд 4. Какая функциональная группа называется карбоксильной?

Презентация. Слайд 5. Укажите в списке формулы карбоновых кислот.

Презентация. Слайд 5. Назовите карбоновые кислоты по международной номенклатуре.

Презентация. Слайд 5. Дайте тривиальные названия карбоновых кислот.

Презентация. Слайд 6. Строение карбоксильной группы. Физические свойства.

III. Изучение нового материала.

Запишите в тетради число и тему сегодняшнего урока «Химические свойства кислот».

Учитель

– Вы изучали химию уже больше двух лет, с понятием «кислота» мы с вами сталкивались? Разве для вас это новое понятие? (Ответ)

– А что для вас новое? (Ответ: карбоновая)

– Давайте вспомним, с какими веществами реагируют неорганические кислоты? (Ответ учащихся без записи уравнений реакций на доске: изменяют цвет индикатора, взаимодействуют с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями.)

Презентация. Слайд 8. Уравнения реакций неорганических кислот.

Практическая работа:

Учитель: А как ведут себя карбоновые кислоты с неорганическими веществами? Чтобы ответить на этот вопрос, вам всем предстоит на некоторое время стать исследователями.

Внимательно рассмотрите выданные вам наборы веществ и прочитайте инструктивную карточку, на выполнение работы дается 5-7 минут, а потом мы с вами обсудим результаты.

Учащиеся выполняют эксперимент по карточкам и заполняют их.

Содержание инструктивной карточки

1.                      Выполните опыты, указанные в таблице.

2.                      Во втором столбце запишите наблюдаемые явления.

3.                      В третьем столбце запишите уравнение реакции.

Будьте осторожны при работе с кислотами и щелочами! Внимательно прочитайте правила техники безопасности работы с кислотами и щелочами, оборудованием и спиртовкой. Не допускайте попадания веществ на кожу и одежду! (Приложение 1)

После окончания исследования, демонстрирует результаты исследования, обсуждение записывают уравнения химических реакций на доске.

К концу урока мы составим подробное описание химических свойств кислот, у каждого ученика оно должно быть в тетради.

Соблюдайте правила проведения опытов.

Опыт

Что наблюдали?

Уравнение реакции

1.

В пробирку налейте СН3СООН и по каплям добавьте лакмус.

 

 

2.

В пробирку с Мg прилейте СН3СООН.

 

 

3.

В пробирку с СаО прилейте СН3СООН.

 

 

4.

Налейте в пробирку NаОН, добавьте каплю фенолфталеина и прилейте СН3СООН.

 

 

5.

Прилейте в пробирку с СаСО3 (сода) СН3СООН.

 

 

6.

Реакция этерификации. Взаимодействие карбоновых кислот со спиртами.

 

 

IV. Обобщение и выводы.

Обсуждение результатов с записью уравнений реакций на доске.

Обсуждение

– Как изменяется цвет лакмуса в растворе уксусной кислоты? (Ответ).

– Подобно неорганическим кислотам карбоновые кислоты тоже диссоциируют, но обратимо, т.к. являются слабыми электролитами.

– Что вы наблюдали при проведении второго опыта?

– Что вы наблюдали при проведении третьего опыта?

– Каковы результаты четвертого опыта?

– Что вы наблюдали при проведении пятого опыта?

– Каковы результаты шестого опыта?

Запись на доске и в тетради:

Учитель: Подведем итоги проведенного исследования. Что вы можете сказать? (Ответ)
– Карбоновым кислотам характерны те же свойства, что и для неорганических кислот, значит, модель сработала. Но предельные карбоновые кислоты вступают и в такие реакции, которые мы не рассматривали у неорганических кислот. Это реакция этерификации – взаимодействие карбоновой кислоты со спиртом с образованием сложного эфира.

Уравнение реакции этерификации учащиеся записывают в 6 строке карточки.

Учитель: То, что от кислоты отщепляется гидроксильная часть, от спирта – водород, было доказано методом «меченых атомов». А теперь мы с вами более подробно остановимся  на одном представителе карбоновых кислот – муравьиной. Она, единственная из всех карбоновых кислот вступает в «реакцию серебряного зеркала», характерную для альдегидов.

V. Закрепление пройденного материала: Решение задачи №10 из учебника О.С.Габриеляна.

VI. Домашнее задание и оценки с комментариями.

Учитель: Урок закончен. До свидания.

Литература:

1. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. Органическая химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. 13-е изд. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2010 г.

2. О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И. Теренин. Химия. 10 класс, базовый уровень, М., Дрофа, 2007.

3. В.Г.Денисова. Химия.10 класс. Поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна. Волгоград, 2008.

4. Л.А.Цветков. Органическая химия. 10 класс. М., Просвещение 1988.

5.Презентация «Химические свойства карбоновых кислот».


 

Скачано с www.znanio.ru

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Химические свойства карбоновых кислот» 1

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Химические свойства карбоновых кислот» 1

План: Организационный момент

План: Организационный момент

Внимательно рассмотрите выданные вам наборы веществ и прочитайте инструктивную карточку, на выполнение работы дается 5-7 минут, а потом мы с вами обсудим результаты

Внимательно рассмотрите выданные вам наборы веществ и прочитайте инструктивную карточку, на выполнение работы дается 5-7 минут, а потом мы с вами обсудим результаты

Учитель: Подведем итоги проведенного исследования

Учитель: Подведем итоги проведенного исследования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2020