Конспект урока по теме Кислород
Оценка 4.7

Конспект урока по теме Кислород

Оценка 4.7
Книги +1
docx
химия
8 кл
09.03.2023
Конспект урока по теме Кислород
урок Кислород.docx

ХОД УРОКА

п/п

 

Этап урока

 

Содержание деятельности учителя

 

Содержание деятельности учащихся

 

Использование ЦОР

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Организационный момент

Вводно-мотивационный.

Цель:

- Обеспечить     благоприятную атмосферу    на    уроке     и психологически подготовить учащихся к предстоящей работе на уроке

- Учащиеся формулируют цель и задачи   урока

 

Сообщаем учащимся, что понятие кислород  не раз встречалось в ходе изучения первоначальных химических понятий. Поэтому   необходимо актуализировать полученные знания учащихся и на их основе осуществить изучение нового материала.

Задаем учащимся следующие вопросы:

         - Какой газ необходим для дыхания растений и животных?

        - Какой газ  широко используется в медицине   с помощью специальных масок, подушек для транспортировки этого газа для лечения больных, для изготовления специальных коктейлей?

        - Какой газ в большом количестве расходуется при лесных пожарах, при горении топлива, при гниении растительных и животных остатков?

        -Какой элемент расположен в периодической таблице химических элементов Д.И.Менделеева в главной подгруппе VI группы, во 2 периоде?

       - Есть ли отличия между понятиями кислород  как химический элемент и кислород как простое вещество?

      

 

      Учащимся пока неизвестен состав вещества озона, поэтому дополним  сформулированные учащимися цели и задачи урока  необходимостью изучить  состав, строение и свойства озона.

      Учащиеся привлекают межпредметные знания, полученные на уроках биологии и географии, отвечают на вопросы.

      Ответами на первые три вопроса     является    вещество     кислород.

       Затем     учащиеся     актуализируют    знания, приобретенные на уроках химии   при изучении  темы «Первоначальные химические понятия».      

        Школьники могут охарактеризовать элемент на основании положения его в периодической таблице Д.И.Менделеева. 

       В ходе обсуждения вопросов      учителя учащиеся   приходят к выводу о том, что тема урока следующая:  «Кислород – химический элемент и простое вещество».

Записывают тему урока в тетрадь.

Затем формулируют цели и задачи урока:

1.Научиться формулировать характеристику элемента   на примере кислорода  на основании его положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

2.Изучить физические свойства кислорода.

3.Изучить химические свойства кислорода.

5. Познакомиться  со значением кислорода в природе. Изучить способы  получения кислорода.

 

 

Слайд 1

 

 

 

 

2

Изучение нового материала

        Цель: сформировать у учащихся представления о  свойствах и распространении химического элемента кислорода; о физических свойствах простых веществ кислорода и озона; познакомить с химическими свойствами простых веществ кислорода и озона

       Организуем  работу учащихся в тетради. Необходимо записать, какие ученые внесли большой вклад в открытие кислорода, каковы их заслуги.

 

 

        Активизируем знания учащихся о свойствах элемента кислород  с использованием периодической системы Д.И.Менделеева. Предлагаем учащимся заполнить таблицу, работая в парах, а  затем предлагаем обсудить результаты работы.

 

        Рассмотрим  диаграммы содержания кислорода и некоторых химических элементов в земной коре и организме человека, приведенные в учебнике (рис.65).

 

- Как образуется кислород в природе?

 

 

 

 

- Сравните и сделайте выводы о массовой доле кислорода в сравнении с другими элементами.

 

- В каких соединениях нам встречается кислород?

 

- Какие простые вещества образует элемент кислород?

 

Сообщаем, что атомы кислорода объединяются по два, образуя простое вещество кислород или по три, образуя простое вещество озон.

 

Озон образуется из кислорода под действие солнечных лучей и образует озоновый слой на высоте 25-30км. от поверхности  Земли.

 

 - Какое значение имеет озоновый слой для земли?

 

Выполним задание 2 после §16

 

Сравним физические свойства кислорода и озона,  составив таблицу.

 

Обсуждение результатов работы учащихся.

 

 

- Почему   плотность у кислорода ниже, чем у озона? Объясните зависимость между величиной молярной массы и плотностью веществ.

 

 

        Демонстрируем  опыты сжигания в кислороде фосфора, серы, угля, железа (видеоэксперимент).

        Из опытов делаем вывод: кислород взаимодействует с простыми веществами- металлами и неметаллами. Задание:

Составьте  уравнения соответствующих реакций.

 

 

Затем рассмотрим реакции с участием озона. Молекула озона является менее прочной, чем молекула кислорода, поэтому озон легче вступает в реакции, образуя оксиды.

        

         Предлагаем учащимся составить реакции взаимодействия озона металлами и неметаллами.

 

Р + О2 =                                  S + O2 =                                    Mg + O2 =                          

Р + О3 =                                       S + O3 =                                   

Mg + O3 =  

 

 

 

 

 - В чем сходство между этими реакциями?

 

 

 

 

       Отмечаем, что при сгорании серы в кислороде образуется оксид с валентностью серы (IV), а при сгорании в озоне – (VI).

 

 

 

        Необходимо вспомнить процессы, идущие в естественных условиях: многие металлы вступают в реакцию с кислородом без нагревания, при этом поверхность металла покрывается оксидной пленкой.

 

 

 

        Сообщение учащегося об истории  открытия кислорода.

       Школьники делают записи в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся заполняют таблицу. Затем обсуждают  результаты работы.

 

 

 

 

       Учащиеся работают с учебником, сравнивая процентное содержания  элемента кислород в земной коре и организме человека.

 

 

Учащимся знакомо, что кислород образуется в результате процесса фотосинтеза.

 

 

 

Учащиеся могут  отметить, что массовая доля кислорода  по сравнению с другими элементами значительно выше.

 

Кроме воды учащиеся назовут известные им оксиды.

 

О газообразном кислороде ученикам известно из курса природоведения, что он входит в состав атмосферы и составляет 21% по объему, 23% по массе.

 

 

 

 

 

 

 

        Озоновый слой  поглощает наиболее вредоносные для жизни солнечные лучи.

 

 

 

Учащиеся заполняют таблицу, используя текст учебника. Индивидуальная работа учащихся, затем взаимопроверка в парах, а затем обсуждение результатов.

 

 

Учащиеся сравнивают и делают вывод о том, что молярная масса озона больше, чем у кислорода. Следовательно, чем больше молекулярная масса, тем больше плотность вещества.

 

 

Учащиеся наблюдают признаки реакций, происходящие при реакциях горения простых и сложных веществ.  Составляют уравнения реакций горения в кислороде фосфора, серы, угля, железа, магния, дают названия продуктов реакции.

 

 

            Учащиеся записывают уравнения реакций взаимодействия простых веществ с кислородом и озоном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Учащиеся анализируют записи и приходят к выводу о том, что в результате реакций образуются оксиды.

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

Слайд  4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5-7

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

Слайды 11-19:

Слайд 11

 

 

 

 

Слайд 12

 

 

 

 

Слайд 13

 

 

 

 

 

Слайд 14

 

 

 

 

 

Слайд 15

 

 

 

 

 

Слайд 16

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 17-22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Закрепление нового материала

    Цель: закрепить у учащихся знания, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.

Предлагаем учащимся выполнить тестовую самостоятельную работу. При наличии в кабинете персональных компьютеров учащиеся выполняют работу на компьютере. При их отсутствии необходимо задания подготовить в виде раздаточного материала каждому учащемуся. Для выполнения работы необходимо предоставить время от 5 до 10 мин в зависимости от уровня подготовленности класса, так как  работа содержит как задания, рассчитанные на узнавание изученного на уроке  и выбор правильного ответа, так и  содержит расчетную задачу на нахождение количества и массы вещества.

 

Обсуждение результатов работы.

Учащиеся выполняют тестовую самостоятельную работу. При использовании персональных компьютеров, возможно сразу оценить выполненные работы.

 

Слайд 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Подведение итогов

      Цель: проанализировать работу учащихся на уроке, дать оценку успешности достижения цели, наметить перспективы дальнейшего изучения, сообщить домашнее задание и разъяснить методику его выполнения.

 

Анализ работы учащихся на уроке. Учитель оценивает работу учащихся на уроке, аргументирует выставленные оценки,  сообщает о перспективах дальнейшего изучения: состава и получения оксидов, их классификации.

 

 

 

 

Домашнее задание: §16, задания 2-4, доклады по теме «Кислород и озон в природе»

 

 

Рефлексия.

 

Учащиеся записывают в дневник домашнее задание.

 

 


 

ХОД УРОКА № п/п

ХОД УРОКА № п/п

Учащимся пока неизвестен состав вещества озона, поэтому дополним сформулированные учащимися цели и задачи урока необходимостью изучить состав, строение и свойства озона

Учащимся пока неизвестен состав вещества озона, поэтому дополним сформулированные учащимися цели и задачи урока необходимостью изучить состав, строение и свойства озона

Какие простые вещества образует элемент кислород?

Какие простые вещества образует элемент кислород?

Затем рассмотрим реакции с участием озона

Затем рассмотрим реакции с участием озона

Закрепление нового материала

Закрепление нового материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2023