Конспект урока по теме "Круговоротводы в природе"

  • doc
  • 24.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспектY.doc

Тема: «Круговорот воды в природе.»

Тип урока: изучение нового материала.

 

Цели:

 1.)обучающие:

- формировать представление о процессах испарения, конденсации, их связь с сезонными изменениями в природе;

- учить работать с гипотезой (предположением через деятельный метод и практический подход).

2.) развивающие:

- развивать приёмы умственной деятельности: сравнение, классификация, анализ и синтез;

- развивать умение получать информацию из различных источников.

3.) воспитывающие:

- воспитывать экологическое мышление;

- воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи

 

 Задачи: 

   1.)  расширение представления об окружающем мире через сопоставление и                                                       сравнение;

2.)         создание условий для постижения школьниками новых естественнонаучных понятий и практическое освоение умения доказывать или опровергать предоставленную гипотезу (с  использованием имеющегося опыта и доказательств путём лабораторных опытов);

3.)         развитие разнообразных устных и письменных речевых умений;

4.)         развитие самоконтроля учащихся;

5.)         воспитывать любовь к родине, чувство товарищества и взаимопомощи.

 

  Оборудование:

компьютер с программой PowerPoint, мультимедийный проектор, презентация, чайник, блюдце, мерный стакан, карточки для групповой работы, картинки с  изображением воды в различных состояниях.

Базовые понятия урока: вещество, газообразное состояние, твёрдое состояние, жидкое состояние, свойства воды, круговорот воды, испарение, конденсация

 

Перед уроком дети были разбиты на шесть групп. Каждая группа должна подобрать  себе название. Капелька какая? Ребята дали такие названия  командам: Вежливая капелька, Добрая капелька, Игривая капелька, Жизнерадостная капелька, Умная капелька, Милая капелька.

За правильный ответ дети получают жетон- капельку

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Здравствуй, милый мой дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль в порядке на столе?

Все ль в порядке в голове?

- На уроках окружающего мира мы с вами узнаем о многих явлениях удивительного мира природы. Сегодня наш урок не будет исключением.

- Вспомните, на какие части делят природу?

-Что относится к живой природе?

- Что относится к неживой природе?

-Как называются все объекты природы?

-Из чего состоит тело?

-Скажите, без какого вещества трудно представить себе нашу жизнь?

-О каком веществе идет речь?

 

Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я,

Кто я такая?

Мать – водица, всему царица. (Слайд 1)

-Конечно, речь идет о воде. Она такая привычная, повседневная. Что может быть более простым и ясным! Но при этом воду называют необыкновенным  веществом? Согласны ли вы? Почему? (Слайд 2)

-Вода нам нужна, но может быть, мы сможем прожить и без нее?

 

-Если мы не можем обойтись без нее, то какое это вещество для нас и других обитателей планеты?

- Ежедневно мы используем воду. Но все ли мы с вами знаем о воде?

- Прочитайте тему урока.

-Сегодня к нам на урок Матушка вода прислала свою доченьку- капельку. (Слайд3)

-Наблюдая за капелькой, нам предстоит познакомиться с еще одним процессом в природе и дать ему название.

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

Живая и неживая

Ответы детей

Телами

Из веществ

 

 

 

 

 

Вода

 

 

Ответы детей

 

Вода может одновременно находиться в 3 состояниях: твердом, жидком, газообразном.

 

Без воды прекратится жизнь на Земле. Мы не можем обойтись без нее.

Вода- необходимое вещество для всего живого.

 

-А для начала Капельке необходимо  проверить надежные ли мы друзья матушке воде, достаточно ли наших знаний для нового открытия, знаем ли мы свойства воды. Капелька будет задавать загадки, мы их должны отгадать, определить о каком состоянии воды идет речь и каком ее свойстве.

Не пешеход – а идет

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка.(Слайд 4)

-Капелька  довольна правильным ответом

 

На дворе переполох.

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина-

У нее теперь ангина. (Слайд 5)

 

- Молодцы, ребята.

 

Рыбам в зиму жить тепло.

Крыша- толстое стекло.( слайд 6)

 

Бел, как мел

С неба прилетел,

Зиму пролежал,

В землю убежал. (Слайд 7)

 

- Капелька очень довольна вашими ответами. Молодцы! Она приглашает нас отдохнуть.

 Физкультминутка

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись

1,2,3,4!

Вот так славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это-  брасс.

Одной, другой- это кроль.

Все как один

Плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой

 

 

 

 

 

 

Работа ведется в группах

 

 

Дождь; жидкое состояние, свойство текучести

 

 

 

Град- лед; твердое состояние; лед холодный, имеет форму

 

 

 

 

Лед; твердое состояние; лед в воде не тонет, прозрачный, скользкий

 

Снег: твердое состояние; при нагревании тает

Пока мы  отдыхали,  Капелька решила искупаться, но смогла найти место для купания только в  чайнике.

 

Опыт

Оборудование.(Чайник, переноска, прозрачная тарелочка, стакан)

Нагреваем воду.

- Что мы видим над носиком чайника?

-Что происходит с молекулами?

Вода переходит из жидкого состояния в газообразное. Такой процесс называется испарением. (Слайд 8)

Над кипящим чайником держим тарелочку.

-Что мы наблюдаем?

Что происходит с молекулами?

 

Что происходит с мелкими капельками при дальнейшем нагревании?

- Молекулы  водяного пара сталкиваясь с холодным воздухом, притягиваются друг к другу. Образуются капельки воды, т.е. газообразное состояние воды переходит в жидкое.

 Такой процесс называется конденсацией. (Слайд 8)

- Переношу тарелочку в сторону не переворачивая, и стряхиваю образовавшуюся воду в стакан. Из стакана  выливаю воду снова в чайник и т.д.

-Какое путешествие совершила капелька?

 -Как вы думаете, такие процессы движения воды происходят только в комнатных условиях?

 

 

 

- Как же происходит  путешествие капельки в природе, вам предстоит подумать и заполнить  карточку. В карточке  запишите название процессов и условия, при которых  процессы  происходят. (Слайд 9)

-Работайте дружно.

 

 

 

 

_-Чтобы убедиться, правы ли вы, предлагаю вашему вниманию сказку.

(Слайд10)  Жила- была Капелька на листке, а может быть, в озере, а может быть, в луже. Ведь надо же где - то жить. Вместе с ней жили ее братья и сестры. Их было очень много. Жили они весело, играли в разные игры.

 

(Слайд11) Однажды в жаркий день, они так разыгрались, Что Капелька оторвалась от своих братьев и сестер, стала невесомой и полетела вверх.

(Слайд12)

Летела Капелька все выше и выше и стала на пути встречать своих братьев и сестер. Чем выше они поднимались, тем холоднее им становилось. Чтобы согреться, капельки прижимались друг к другу, превращаясь в капли. Так собралось целое облако.

(Слайд13)

Вдруг подул ветер. Он относил облако все дальше и дальше. Родная сторона скрылась из вида. (Слайд14) Облако становилось все тяжелее. Капельки уже не могли удержаться над землей и стали падать вниз. (Слайд15)

На этот раз Капелька оказалась в речке. Она встретилась со своими братьями и сестрами. Матушка вода ласкала своих деток. Снова капельки играли и резвились. Но часто Капелька вспоминала свое путешествие и ждала подходящего момента отправиться в путь снова.

(Слайд15)

 

Прослушав сказку, какой вывод мы можем сделать?

Вывод: В природе вода совершает движение по кругу.  Под действием солнечных лучей вода всё время испаряется с поверхности суши и водоёмов, с листьев растений и возвращается на поверхность Земли в виде осадков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белое облачко, туман, пар

Молекулы отталкиваются друг от друга

 

 

На тарелочке образовались мелкие капельки

 

 

Капельки становятся крупнее.

Молекулы притягиваются друг к другу

 

 

 

 

 

 

По кругу

 

Движение воды по кругу происходит и в природе .

 

 

Дети получают карточки, идентичные изображению слайда9

Работа в группах

 

Группы защищают свои версии, дополняют ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

- Как же можно назвать путешествие воды по кругу? Попробуйте назвать процесс одним словом.

 

-Из всех вариантов  определим самое точное подходящее слово.

Все слова могут называть процесс движения воды по кругу, но ученые такое передвижение воды называют круговорот воды в природе.

-Как вы думаете, ребята, возможно ли остановить круговорот воды в комнатных условиях?

 

 

 

-Можно ли его остановить или возобновить круговорот в природе?

 

 

-Значит, какой это процесс?

Круговорот воды в природе - это непрерывный процесс.

Ответы детей: кругодвижение, кругопутешествие, водоворот, водооборот, круговода, водокруг.

 

 

 

 

 

 

В комнате мы можем не вылить    ( не вернуть) воду в чайник, но остановить испарение мы не можем.

 

 В природе круговорот от желаний человека не зависит. Остановить или прервать его невозможно.

Непрерывный.

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В старину люди ответили бы на этот вопрос так: из небесного моря или озера. Древние люди считали, что осадки выпадают из прохудившегося небесного озера. Но мы-то люди более образованные и сможем дать научное объяснение.

   - Объясните смысл этого стихотворения. Каким образом в нашем стакане с обычной водой могут собираться капельки со всего мира?

Анимационный фильм ( Ролик создан старшеклассниками МОУ «СОШ №3» г Шумерля ЧР под руководством учителя информатики Гладковой О.Е.)

- Первоначально люди думали, что круговорот очень

прост, так  как вы изобразили на схеме. На самом деле процесс протекает значительно сложнее.

_Задумывались ли вы, откуда прибыли к нам в Чувашию осадки в виде мокрого снега?

Чаще всего начинается их путешествие  с Атлантического океана, где прошло испарение. Ветер принес осадки на Восточно-Европейскую равнину, на которой расположена и наша республика. По пути щедро одаривал влагой европейскую часть Евразии. Вода попала в водоемы Чувашии и  перебралась в другую местность, двигаясь по течению и снова испаряясь. В виде осадков оказалась, возможно, у соседних республик,  а может быть, и дальше. Расстояние зависит от силы ветра

 

 

 

 

 

 

-Во время опыта мы наблюдали круговорот в комнатных условиях. Можно ли его сравнить с круговоротом, о котором идет речь в фильме.

 

-Действительно они отличаются масштабом передвижения воды.

Таким образом, можно сказать, что в комнате происходит минимальный круговорот.

 Круговорот с участием водоемов материка или части материка называют малым круговоротом.

Круговорот с участием океанов называют мировым круговоротом.

Минимальный, малый и мировой круговороты происходят одновременно.

 

Сценка

Спросил на днях малыш – сосед

  У струйки, льющейся из крана:

 - Откуда ты?

  Вода в ответ:

 - Издалека – из океана!

  Потом малыш гулял в лесу,

  Росою искрилась поляна.

  - Откуда ты? – спросил росу.

  -  Поверь, и я из океана!

  -  Ты, газировка, что шипишь?

   И из бурлящего стакана

  Донёсся шёпот:

  - Знай, малыш, и я

  Пришла из океана!

  На поле лёг туман седой.

  Малыш спросил и у тумана:

  - Откуда ты? Ты кто такой?

  - И я, дружок, из океана!

 

 

 

 

Просмотр ролика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке,

 И в снежинке,

И в дождинке,

И в росинке

 Нам откликнется всегда

Океанская вода!

 

В комнате круг передвижения меньше

 

 

 

-О каком природном процессе мы с вами узнали сегодня на уроке?

-Прекращается ли этот процесс?

Подсчет жетонов. Группа, набравшая больше всех жетонов- капелек, получает приз матушки воды.