Тема: Признаки государства. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства.
Цели: 1.Познакомить обучающихся с признаками государства, государственным суверенитетом. Охарактеризовать внутренние и внешние функции государства
2.Развитие познавательных способностей обучающихся.
3.Воспитание гражданской активности.
Форма урока: урок усвоения нового материала
Оборудование: конспекты обучающихся, опорные конспекты, учебные пособия, компьютер, проекционная аппаратура, аудиоаппаратура
ХОД УРОКА:
1.Оргмомент (целевые установки)
2.Повторение изученного материала
3.Новый материал
Работа по учебнику с. 262-264 (227)
1. Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.
Государство – главный институт политической системы.
Основные признаки:
1. территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы);
2. публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления);
3. суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях);
4. принудительный характер власти («монополия на законное насилие»);
5. исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег;
6. обязательность членства в государстве;
7. представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага;
8. наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).
2. Основные теории происхождения государства:
· теологическая,
· классовая,
· патриархальная,
· договорная (естественно-правовая),
· теория насилия
3. Функции государства – основные направления деятельности государства:
Внутренние |
Внешние |
· · Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе) · · Экономические (регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике, в т.ч. национализация, приватизация · · Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры) · · Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ) |
· Обеспечение национальной безопасности · Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере · Развитие взаимовыгодного сотрудничества · Участие в решении глобальных проблем |
Формы выполнения функций:
· Правовая (правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная);
· Организационная (организационно-регламетирующая, организационно-хозяйственная, организационноидеологическая).
Государство – главный политический институт, но не только: оно выполняет экономические функции, устанавливает технические регламенты и стандарты образования и др.
Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны |
|||||||
|
|
|
|
|
|||
Признаки государства |
|
Функции государства |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Территориальная организация власти (институт гражданства, государственная граница) |
|
1. Политическая ® государство оказывается главным носителем политической власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов |
внутренние |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Публичный характер власти (несовпадение государства и общества, особый аппарат власти и управления) |
|
2. Экономическая ® государство регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике (национализация, приватизация и др.) |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Суверенный характер власти (верховенство государства внутри страны и его независимость во внешних отношениях) |
|
3. Социальная® осуществление государством программы развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Принудительный характер власти (применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений) |
|
4. Идеологическая® воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальные каналы средств массовой информации |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Исключительные права на взимание налогов и сборов с населения, денежную эмиссию |
|
1. Участие в решении глобальных проблем |
внешние |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Обязательность членства в государстве |
|
2. Обеспечение национальной безопасности |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага |
|
3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Отстаивание государственных интересов в международных отношениях |
4. Работа с опорным конспектом (учебными пособиями)
5. Рефлексия
6. Домашнее задание - выучить конспект. Работа по учебнику с. 262-264 (227)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.