Конспект урока по теме: Смешанные числа
Цель урока. Сформировать понятие «смешанное число», «целая и дробная часть числа»; формирование алгоритмов выделения целой части из неправильной дроби и запись смешанного числа в виде неправильной дроби; научить учащихся применять названные алгоритмы во время решения упражнений; развивать мыслительную деятельность; воспитывать трудолюбие, самостоятельность.
Тип урока. Урок изучения нового материала
Ход урока
І. Организационный момент
II. Проверка ранее усвоенных знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Фронтальный опрос:
- Каким математическим действием можно заменить дробную черту?
- Что означает число или выражение, записанное над чертой дроби?
- Где мы записываем знаменатель?
- Какая дробь называется правильной?
- Какая дробь называется неправильной?
- Как мы суммируем дроби с одинаковыми знаменателями?
- А как мы их отнимаем?
Упражнения:
1) Найдите долю чисел 6 и 5.
2) Сколько килограммов конфет получил каждый из 6 учеников, между которыми поделили поровну 5 кг конфет?
3) С какой скоростью шел пешеход, если за 6 часов он прошел 5 километров?
4) Из 6 м ткани сшили 5 юбок. Сколько метров ткани потратили на один фартук?
5) Решите уравнение 6х = 5.
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Вы уже изучили натуральные числа, знаете что существуют дробные числа. Но в жизни встречаются ситуации, когда вы имеете дело одновременно и с натуральными числами и дробями. Вы можете выразить в метрах 6 см, в часах 18 минут и т. д. А как выразить в килограммах 6 кг 100г?
Тема нашего урока – «Смешанные числа».
IV. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Помогите Наталье с Галей разделить между собой поровну три яблока.
3 : 2 = (2 + 1) : 2 = 2 : 2 + 1 : 2 = 1 + = 1.
2. Как поровну разделить 8 плиток шоколада между тремя детьми?
8 : 3 = (6 + 2) : 3 = 6 : 3 + 2 : 3 = 2 + = 2.
Числа 1, 2 называют смешанными числами. 1 и 2 называют целой частью смешанного числа, а и называют его дробной частью.
Вот еще примеры смешанных чисел:
4; 1; 9.
Такие числа, как 5; 1; 3 смешанными не называют.
Любая неправильная дробь, у которого числитель нацело не делится на знаменатель, можно записать в виде смешанного числа.
1) пусть у нас есть дробь .
- Какая это дробь?
- Что обозначает черта дроби? Выполним деление.
= 6
19 = 3 · 6 + 1.
Чтобы превратить неправильную дробь, у которой числитель нацело не делится на знаменатель, в смешанное число, нужно числитель поделить на знаменатель. Полученная неполная доля будет целой частью смешанного числа, а остаток — числителем его дробной части.
Пример 1. Превратите неправильную дробь в смешанное число.
Разделим числитель дроби на знаменатель:
Доля 16 – это целая часть числа, а остаток равен 4. Следовательно, .
= 16 .
2) Пусть мы имеем смешанное число 8. Его нужно преобразовать в неправильную дробь
8 = = .
Чтобы смешанное число превратить в неправильную дробь, нужно целую часть умножить на знаменатель дробной части и к полученному произведению прибавить числитель дробной части. Эта сумма является числителем неправильной дроби, а ее знаменатель равен знаменателю дробной части смешанного числа.
Пример 2. Преобразуйте смешанное число 7 в неправильную дробь.
2. Работа с материалом учебника
V. Обобщение и систематизация усвоенных знаний, умений и навыков
- Преобразуйте неправильную дробь в смешанное число
1) 3; 2) 6; 3) 4; 4) 12; 5) 8; 6) 5
- Превратите смешанное число в неправильную дробь
1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) ; 6) .
VI. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Чем вам понравился этот урок?
- Как превратить неправильную дробь в смешанное число?
- А смешанное число как превратить в неправильную дробь?
VII. Сообщение домашнего задания
С.190, § 22, №№ 1009, 1012, 1013.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.