Проектный урок по информатике
Создание обучающих комплексов по различным предметам школьного курса
Цели урока:
Обучающие: формировать умение применять навыки программирования, поиска и обработки информации для решения конкретных жизненных задач.
Развивающие: развивать алгоритмическое и структурное мышление учащихся, эстетическое восприятие, креативность, навыки устной и письменной речи.
Воспитательные: воспитывать навыки общения со сверстниками, осознание своего вклада в общий проект.
Приобретаемые навыки:
К концу урока каждая группа учащихся должна создать и защитить проект, представляющий собой обучающе-контролирующий комплекс, который включает в себя:
- обучающую презентацию в PowerPoint;
- тестирующую программу на языке Pascal;
- паспорт проекта, оформленный в Word.
Таким образом, в ходе работы на уроке ученики овладевают основными навыками проектной деятельности:
- составление и оформление паспорта проекта,
- получение необходимой информации из различных источников (сети Интернет, учебников, книг, лекций учителей-предметников) и её обработка,
- представление, защита своих проектов.
Особенности роли учителя
При такой организации работы учитель выступает в роли помощника, консультанта, организатора.
Технологические особенности
Для проведения урока необходимы компьютеры, принтер, проектор, локальная сеть, подключение класса к сети Интернет.
Программное обеспечение: MS Word, MS Power Point, Turbo Pascal.
Учитель должен подготовить презентацию, содержащую цели урока и критерии оценки.
Учащимся раздать: план составления паспорта проекта, карточку с критериями оценки проектов, памятка для программиста, памятка для секретаря, памятка для создателя презентаций.
Учащиеся должны знать:
- основные правила дизайна;
- правила составления и отладки тестирующих программ.
Учащиеся должны уметь:
- создавать и отлаживать программы на языке Pascal;
- оформлять документы в текстовом процессоре Word;
- создавать компьютерные презентации.
- осуществлять поиск информации в Интернет.
Мотивация. Урок демонстрирует практическую направленность школьного курса информатики, позволяет применить знания учащихся к созданию готового продукта и увидеть полезность созданного продукта для обучения и контроля знаний.
Межпредметные связи: на уроке демонстрируются межпредметные связи с любым из школьных предметов в зависимости от того, по какому предмету составляется проект.
Внутрипредметные связи: Работа над проектом демонстрирует внутрипредметные связи с такими темами курса информатики, как «Технология обработки текстовой информации», «Мультимедийные технологии», «Компьютерные коммуникации», «Алгоритмизация и программирование».
Литература:
1. Абрамов С.А., Гнездилова Г.Г., Капустина Е.Н., Селюн М.И. Задачи по программированию – М.: Наука, 2012
2. Григас Г. Начала программирования: Кн. для учащихся: Пер. с лит. / Под ред. Ю.А. Первина. – М.: Просвещение, 2010
3. Журнал «Информатика и образование» 2015-2016 гг.
4. Златопольский Д.М. Я иду на урок информатики: Задачи по программированию. Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2015.
5. Информатика: Учебник. – 4-е перераб. Изд. / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2008
6. Конспекты уроков информатики в 9-11 классах: Практикум по программированию / Авт.-сост. А.А. Чернов. – Волгоград: Учитель, 2015
7. Курс компьютерной технологии с основами информатики: Уч. пособие для старших классов / О.Ефимова, В.Морозов, Н.Угринович – М.: ООО «Издательство АСТ»; ABF, 2012.
Ход работы
Перед проектным уроком учитель дает учащимся задание:
- разбиться на группы по 3-4 человека;
- каждой группе составить по 10 вопросов теста по какому-либо предмету школьного курса, написать или напечатать их с правильными ответами.
В начале проектного урока учитель объявляет цели урока, мотивирует деятельность учащихся, прогнозирует конечный результат.
Вступительное слово учителя
Сегодня мы продолжаем заниматься программированием на язык Паскаль и тема нашего сегодняшнего урока «Условный оператор». На прошлом уроке мы разобрали, как записываются сложные условия и составные операторы. Но сегодня на уроке мы будем работать не только в Паскале.
- Давайте вспомним, в каких программах мы работали в этом учебном году на уроках? (Word, PowerPoint, Pascal).
У каждого из вас есть определенные достижения при работе с той или иной программой. У кого-то получаются хорошие программы; многие девочки хорошо работают с презентациями, оформляют их с высоким вкусом. Ну и все, конечно, хорошо работают в текстовом редакторе Word.
Работать вы будете в группах по 3-4 человека. Каждый из вас будет работать в одной из изученных нами программ. У каждого будет свое задание, но в итоге каждая группа должна будет защитить 1 проект.
Проект будет представлять собой обучающую программу по какому-либо предмету.
Дома вам нужно было составить по 10 вопросов по конкретному предмету и написать или напечатать их вместе с правильными ответами в трёх экземплярах. Ответом на ваш вопрос должно быть одно или несколько чисел. Теперь я могу объяснить почему. Дело в том, что Паскаль мы изучаем только первый год и пока научились обрабатывать только числовые данные.
Итак, целью нашего урока будет создание на Паскале тестирующей программы по предмету, оформление паспорта вашего проекта в текстовом редакторе Word и представление вашего проекта с использованием средств программы PowerPoint.
Роли мы распределили.
Итак, задание для программистов (Приложение2): создать в Паскале программу, которая задает пользователю вопрос, запрашивает ответ и в результате выдает количество заданных вопросов, количество ответов и оценку за тест. Текст программы нужно будет распечатать и приложить к паспорту проекта.
Задание для тех, кто работает в текстовом редакторе Word: оформить пояснительную записку к проекту: титульный лист, паспорт проекта (по плану, см. Приложение 1), вопросы теста с правильными ответами.
Те, кто работает в PowerPoint, должны создать презентацию по выбранной теме.
Сейчас я даю вам несколько минут на то, чтобы обсудить проект, и вы можете приступать к работе.
Защита проектов будет проходить так:
- каждый из вас получает карточку с критериями оценки проектов (Приложение 3);
- вы оцениваете каждый проект, кроме того, который делала ваша группа. Мы считаем средние баллы за выступление и подводим итоги.
Ход урока
В течение урока учитель организует работу учащихся в группах, контролирует процесс работы над проектами, в конце урока подводит итоги.
Заключение
В конце урока каждая группа выступает с защитой своего проекта (см. фрагмент видеозаписи). Все остальные оценивают выступление по критериям. В результате урока каждый получает оценку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.