Конспект урока по теме: "Строение цветка".
Оценка 4.8

Конспект урока по теме: "Строение цветка".

Оценка 4.8
docx
14.08.2024
Конспект урока по теме: "Строение цветка".
6 кл стр цвет.docx

                                                     План урока

1.Класс   6 А,Б,В                                                         Дата;___________

2.Тема: Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа «Изучение строения цветков»

3.Тип урока: Урок освоения новых знаний

4.Цель урока: создание условий для формирования понятия цветок и изучения его строения, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.

5.Планируемые результаты:

Личностные: ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

Предметные умения описывать строение и жизнедеятельность растительного организма (на примере покрытосеменных или цветковых): поглощение воды и минеральное питание, фотосинтез, дыхание, транспорт веществ, рост, размножение, развитие, связь строения вегетативных и генеративных органов растений с их функциями

6.Ключевые слова ОРГАН   ПРОЦЕСС   ЦВЕТОЛОЖЕ  ЧАШЕЧКА    ЧАШЕЛИСТИК ОКОЛОЦВЕТНИК    ТЫЧИНКА    ПЕСТИК   ЦВЕТОК   ОПЫЛЕНИЕ    РАЗВИТИЕ     ЛЕПЕСТКИ

7.Базовые понятия ПРИРОДА  ОРГАНИЗМ     КУЛЬТУРА       ДЕЛЕНИЕ

8.На уроке предусмотрено использование следующих видов деятельности: На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Диагностическая работа», «Интерактивная статья (параграф учебника)», «Обучающие видеоролики».

                                    Блочно-модульное описание урока

Этап 1/БЛОК 1. Вхождение  в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

1.Мотивирование на учебную деятельность

 Рекомендации для учителя

Перед запуском мотивирующего видео задайте вопросы обучающимся:

  • Вспомни, что такое генеративные и вегетативные органы растения?
  • Какое значение в жизни растения имеет цветок?
  • Вспомни, какие растения называются однолетними, двулетними и многолетними?
  • Сколько раз за свою жизнь они цветут? Приведи примеры.

После просмотра видео продолжите обсуждение следующих вопросов:

  • Что такое цветок с точки зрения биологии?
  • Какие особенности строения имеет цветок?
  • Как происходит процесс опыления?
  • Почему цветок – это орган размножения?

3. Целеполагание

Ты узнаешь о строении цветка

Этап 2/БЛОК 2. Освоение нового материала

1.Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Строение цветка

Размножение растений

Свойство воспроизведения себе подобных присуще всем живым существам. Вегетативное и генеративное размножение - основные формы воспроизведения цветковых растений.
В первом случае от целого организма отделяется его многоклеточная часть, которая со временем становиться самостоятельным организмом. Это происходит с помощью органов вегетативного размножения: корня, стебля и листьев.
Половой процесс предполагает объединение в одной клетке наследственного материала от двух дочерних организмов. Этот процесс обеспечивают генеративные органы размножения растений – цветки. Во многом благодаря именно им покрытосеменные растения заняли господствующее положение на планете.

Цветок - видоизмененный побег

Основным органом генеративного размножения является цветок. Его главными частями являются тычинки и пестики. Именно они содержат половые клетки.
Каждая тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором созревают пыльцевые зерна, в которых образуются - мужские гаметы.
Пестик состоит из нижней расширенной части - завязи, удлиненной средней - столбика - и верхней, расширенной - рыльца. В завязи развивается женская гамета, которая называется яйцеклеткой.

Строение цветка

Остальные части цветка обеспечивают вспомогательные функции. К примеру, цветоножка необходима для прикрепления к побегу, венчик - для привлечения насекомых. Она как правило, самая яркоокрашенная часть цветка.
Он может состоять из отдельных лепестков как у лютика, фиалки. Такой венчик называют раздельнолепестным. А у душистого табака лепестки срастаются между собой. Это венчик сростнолепестный

Околоцветник

Венчик часто окружён чашечкой, состоящей из чашелистиков. Чашечка также может быть раздельнолистной или сростнолистной.
Чашечка и венчик вместе составляют околоцветник.
У одних цветков чашечку и венчик легко различить как у гвоздики и розы. Такой околоцветник называют двойным.
У других растений все листочки околоцветника одинаковы (тюльпан, лилия). Здесь нет ни чашечки, ни венчика. Такой околоцветник называют простым.

Обоеполые и однополые цветки

У большинства растений цветки имеют и тычинки, и пестики. Такие цветки называются обоеполыми. Но у некоторых растений одни цветки имеют только пестики (пестичные или женские цветки), другие – только тычинки (тычиночные или мужские цветки). Такие цветки называют однополыми (тыква, облепиха, кукуруза, дуб, тополь). У огурца, ольхи, орешника однополые мужские и женские цветки находятся на одном растении. Такие растения называют однодомными. У конопли, крапивы, ивы, хмеля, облепихи пестичные и тычиночные цветки находятся на разных экземплярах. Это – двудомные растения.

Соцветия

Изучая строение цветка, мы можем заметить, что у одних растений цветки крупные, а у других мелкие и не имеют крупного яркого околоцветника. Но они притягивают наше внимание. Такие группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке, называют СОЦВЕТИЯМИ. В природе они создают иллюзию крупного и яркого цветка.
Соцветия бывают простыми и сложными. Если цветки находятся на главной оси, то такие соцветия называются простыми, а у слож¬ных соцветий цветки развиваются на боковых осях. К простым соцветиям относятся: корзинка, зонтик, кисть, колос, по¬чаток, головка и щиток. однако сложными бывают кисть и колос.

Корзинку образуют плотно сомкнутые мелкие цветки астр, ромашек, подсолнечника, одуванчика. Они распоожены на расширенной части цветочного стебля.
Соцветие зонтик мы можем видеть у примулы и лука, а сложный зонтик у укропа, петрушки, моркови.
Кисть состоит из цветков с цветоножками, расположенными поочерёдно на одном цветоносном стебле.
Соцветие, похожее на кисть, но без цветоножек, называется колос. Простой колос у подорожника, а сложный колос, состоящий из многих простых колосков, имеют зерновые растения — рожь, пшеница, ячмень. Цветки без цветоножек, расположенные на утолщённой, расширенной части цветоносного стебля, образуют соцветие початок. Соцветия клевера, похожие на розово-красные или белые шарики, называют головкой

Опыление

У семенных растений генеративное размножение состоит из двух последовательных процессов. Это опыление и оплодотворение. Дело в том, что половые в клетки развиваются в разных частях цветка. Поэтому для их слияния необходим перенос пыльцы с пыльника тычинки на рыльце пестика.
У некоторых видов это происходит в пределах одного цветка. Такой процесс называют самоопылением. Чаще всего это бывает внутри бутона, до распускания цветка.
Перекрестное опыление наблюдается в случае, когда пыльца с тычинки одного цветка попадает на пестик другого. Пыльца может переноситься при помощи ветра, насекомых, птиц, воды или человека.

Сегодня на уроке мы узнали, что цветок – это видоизмененный побег. Многие цветки собраны в группы – соцветия. Биологическое значение которых заключается в том, что они увеличивают вероятность опыления. Больше цветков, пусть и мелких – больше пыльцы, больше пестиков, способных её уловить. Следовательно, повышаются шансы попадания мелкой пыльцы на рыльца пестиков ветроопыляемых растений. Чем лучше прошло опыление, тем больше семян образуется на растении.

2.Проверка первичного закрепления

1.Все части цветка размещаются___ _____

2.Главными частями цветка являются_________

3.Тычинка состоит из _________-

4.Пестик состоит ________

5.Лепестки цветка образуют _________

6.Чашечка состоит ___________

7.Вокруг тычинок и пестика расположен _______

8.Плод развивается из _______

9.Простой околоцветник состоит из_________

Этап 3/БЛОК 3.  Применение изученного  материала

1.Применение знаний,  в том числе в новых ситуациях

2. Функциональная грамотность

Прочитайте текст «Летящая уточка» и ответьте на вопросы (обсудите в классе).

Природа уже не раз доказывала свою способность в изобретательности, художественном деле, находчивости и в умении маскировки. Однако, все эти задумки не для того, чтобы нас удивить или насмешить, тут присутствует точный расчёт и придумано не зря, а для того, чтобы каждое растение, животное, любой вид смог выжить на этой планете. Пусть даже для этого придётся немного обмануть.  К таким удивительным видам растений можно отнести орхидею Caleana major — летящая уточка. По форме лепестков она действительно напоминает миниатюрную уточку, которая вот-вот оторвётся от зелёного стебелька и взлетит в небо, порхая своими миниатюрными крылышками.

Орхидея калеана, или летящая уточка

Учёные-ботаники, изучавшие калеану, сделали вывод: необычный внешний вид цветка имеет определённую причину – верхняя часть цветка напоминает по очертаниям насекомых-пилильщиков, которые, собственно, и занимаются опылением «летящих уточек», который происходит очень хитрым путём.

Цветы калеаны

Также для привлечения насекомых калеана вырабатывает специальное вещество – аттрактант – которое напоминает феромоны самок пилильщика. Привлечённые этим запахом самцы влетают под верхние лепестки и оказываются в ловушке. Бутон захлопывается, а жучок остается внутри. Он в панике ударяется о стенки ловушки, лепестки и тычинки с пыльцой. Через некоторое время бутон вновь раскрывается, выпуская перепуганное насекомое, которое, естественно, сразу же улетает, унося на себе пыльцу. Однако пилильщики не слишком умны, и процесс «сел, схватили, дёргался, отпустили» повторяется на следующем растении.

Как видите, процесс размножения калеаны слишком сложный. Орхидея Caleana major удивляет не только необычными цветочками, а ещё и своей находчивостью, приспособлением для опыления и привлечением самцов в дикой природе.

Любителям экзотических орхидей только остается мечтать иметь в своей коллекции такое хрупкое существо.

  1. Какие части цветка имитируют внешний вид пилильщика?
  2. Почему эту орхидею назвали «летящая уточка»?
  3. С какой целью Калеана привлекает пильщиков?
  4. Почему процесс размножение орхидеи очень сложный?
  5. В какое время цветёт это растение?

3.Систематизация знаний и умений

1.Строение какого органы вы изучили?

2. Все ли цветки имеют сходное строение?

3. Какую роль выполняют венчик, пестик, тычинка.?

4. Почему не нужно без надобности рвать цветковые растения.?

Этап 4/БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков.

1.Диагностика или самодиагностика.

Диагностическая работа

Этап 5/БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание.

1. Рефлексия.

2. Домашнее задание пар 46

 

 

 

 

 


 

План урока 1.Класс 6 А,Б,В

План урока 1.Класс 6 А,Б,В

Строение цветка Размножение растений

Строение цветка Размножение растений

Кисть состоит из цветков с цветоножками, расположенными поочерёдно на одном цветоносном стебле

Кисть состоит из цветков с цветоножками, расположенными поочерёдно на одном цветоносном стебле

Цветы калеаны Также для привлечения насекомых калеана вырабатывает специальное вещество – аттрактант – которое напоминает феромоны самок пилильщика

Цветы калеаны Также для привлечения насекомых калеана вырабатывает специальное вещество – аттрактант – которое напоминает феромоны самок пилильщика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2024