5 класс
Тема урока:Уборка квартиры. Практическая работа «Составление алгоритма уборки комнаты»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Цель урока: дать понятие об уборке квартиры, её видах и требованиях, предъявляемых к уборке. Сформировать умения составлять алгоритм уборки квартиры.
Задачи урока:
для учителя
· обеспечить усвоение учащимися предметного содержания темы, что позволит им
на уровне представления: дать характеристику понятиям виды уборки, инструменты, материалы и приспособления для уборки;
на уровне понимания:охарактеризовать правила проведения ежедневной, еженедельной и генеральной уборок, алгоритм проведения уборки;
на уровне творчества:составить алгоритма уборки комнаты;
· содействовать воспитанию бережного отношение к домашнему имуществу;
· создавать условия для повышения активности учащихся на уроке и для развития внимания, мышления, памяти, воображения; формирования эстетического вкуса, трудолюбия, навыков культуры труда и аккуратности.
для учащихся
ü познакомиться с видами и правилами уборки в доме, инструментами и приспособлениями для уборки;
ü изучить особенности ежедневной, еженедельной и генеральной уборок, алгоритм проведения уборки,
ü научитьсясоставлять алгоритма уборки комнаты;
Основные термины и понятия: уборка квартиры - ежедневная, еженедельная, генеральная
Материально-техническое обеспечение урока: фартук, косынка, тряпки, ведро, швабра, щетки, моющие и чистящие средства, компьютер, проектор, мультимедийная презентация «Уборка квартиры»;
5 класс - Напольные покрытия и уход за ними. Практическая работа «Составление алгоритма ухода за напольными покрытиями»;
6 класс -Уход за мебелью.Практическая работа «Составление алгоритма ухода за мебелью»;
7 класс - Уход за текстилем. Практическая работа «Составление алгоритма ухода за текстилем»;
8 класс -Уход за художественно-декоративными изделиями.
План урока по теме:Уборка квартиры. Практическая работа «Составление алгоритма уборки комнаты»
таблица 1
№ п/п Кол-во времени |
Название этапов, учебные вопросы |
Рекомендации, методы и приёмы работы |
1 |
2 |
3 |
1 1-2 мин |
1. Организация начала урока 1.1. Приветствие 1.2. Учет отсутствующих 1.3. Проверка готовности к уроку |
|
2
3-4 мин |
2. Тема, цели, задачи, мотивация 2.1. Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Винни Пух. Давай на чистоту» Беседа по вопросам: · Как Вы думаете о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Определить совместно с учащимися тему учебного занятия · Как вы думаете, что нужно знать и уметь, чтобы избежать ошибок Кристофера Робина? 2.2. Ознакомить с порядком работы на уроке. 2.3. Нацелить на продуктивную работу, раскрывая значимость содержания урока. |
рассказ, беседа, демонстрация |
3 3-4 мин
|
3. Актуализация опорных знаний Беседа по вопросам: · Убираете ли вы квартиру? · Как часто убираете в своей комнате? · Как часто вы моете окна? |
беседа |
4 10-15 мин |
4. Изучение нового материала и способов деятельностии закрепление знаний и умений в ходе практической работы 4.1. Виды уборки 4.2.Порядок проведения различных видов уборки 4.3. Материалы, инструменты и приспособления 4.4. Санитарно – гигиенические требования и правила безопасной работы 4.5. Последовательность выполнения уборки. · Просмотр видеоролика «Уборка квартир в Москве. Чистюля» · Беседа по материалу видеоролика |
рассказ, беседа, демонстрация, работа в парах
|
5 15-20 |
5.Формитроавание умений и навыков. 5.1 Физкультминутка |
самостоятельная работа |
окончание таблицы 1
1 |
2 |
3 |
мин |
5.2. Вводный инструктаж: 1) порядок выполнения работы 2) критерии оценки · самостоятельное выполнение работы учащимися · контроль и текущий инструктаж учителя. 5.2. Практическая работа самостоятельное выполнение работы учащимися; |
учащихся, консультирование
|
6 3-5 мин |
6. Оценка успешности достижения конкретного результата. 1) Фронтальный опрос по вопросам: · Какие виды уборки квартиры вы знаете? · В чём особенности ежедневной уборки? · Чем должна заканчиваться каждая уборка? · Что может облегчить труд хозяйки во время уборки? · Какие санитарно-гигиенические требования предъявляются к уборке? 2) Анализ работы на уроке. 3) Оценка результатов работы на уроке. 4) Наметить перспективы использования знаний и умений. |
фронтальный опрос, беседа, рассказ |
7 2-3 мин |
Рефлексия
|
самостоятельная работа учащихся |
8 2-3 мин |
Уборка рабочих мест |
самостоятельная работа учащихся |
Составила: Эсмантович Инна Викторовна,
учитель трудового обученияГУО «Средняя школа №2 г. Солигорска»
Конспект урока по теме:Уборка квартиры. Практическая работа «Составление алгоритма уборки комнаты»
Ход урока
1.Организация урока.
1.1 Приветствие.
Добрый день девочки и уважаемые коллеги.
1.2 Проверка готовности к уроку.
1.3 Учёт отсутствующих.
2.Тема, цели, задачи, мотивация
1 слайд
Сегодня мы начинаем изучать раздел «Основы домоводство». Этот раздел посвящён как видно из его названия ведению домашнего хозяйства. «Каково на дому таково и самому» - так говорили в старину. Чтобы в наших домах было всегда уютно и комфортно хозяйке нужно много знать и уметь. Вот сегодня мы и начинаем постигать науку ведения домашнего хозяйства.
Я предлагаю для начала просмотреть фрагмент мультипликационного фильма «Винни Пух. Давай на чистоту»
2 слайд
Просмотр фрагмента м/ф «Винни Пух. Давай на чистоту»
https://my.mail.ru/bk/evgenia1956/video/353/340.html
· Как Вы думаете о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об уборке квартиры)
3 слайд
Правильно тема нашего урока «Уборка квартиры. Практическая работа «Составление алгоритма уборки комнаты»
· Как вы думаете, что нужно знать и уметь, чтобы избежать ошибок Кристофера Робина?
Ответы учащихся
Сегодня на уроке вы познакомитесь с видами и правилами уборки в доме, узнаете какие инструментами и приспособлениями необходимы для уборки; изучите особенности ежедневной, еженедельной и генеральной уборок и алгоритм проведения уборки, научитесь составлять алгоритма уборки комнаты;
3. Актуализация опорных знаний
Беседа по вопросам:
· Убираете ли вы квартиру?
· Как часто убираете в своей комнате?
· Как часто вы моете окна?
Давайте вместе разберемся во всех тонкостях уборки квартиры.
4. Изучение нового материала
4.1 Виды уборки
4 слайд
Различают уборку ежедневную, еженедельную и генеральную.
5 слайд
Ежедневная уборка позволяет поддерживать общий порядок в комнате. При необходимости вытирают пыль с мебели, подметают или моют пол.
6 слайд
Еженедельно проводят обязательную влажную уборку всех помещений.
7 слайд
Генеральную уборку обычно делают осенью перед наступлением холодов и утеплением окон, весной — с наступлением солнечных дней, и зимой — перед Новым годом.
4.2. Порядок проведения различных видов уборки
Как Вы думаете каков порядок уборки у каждого из видов уборок? Чем они отличаются? Давайте разберёмся.
Рассмотрим порядок проведения каждого вида уборки.
Работа в парах
Задание:
1. Изучить план уборки квартиры, используя готовые карточки
2. Определить какой план относится к ежедневной, еженедельной и генеральной уборках и подписать планы
3.Обменяться работами со своей парой и ознакомиться с её планами; проверить правильность, используя учебное пособие (с. 151-152);
4. Выделить маркером и рассказать,
Какие общие пункты плана у различных видов уборки?
5. Определить и рассказать:
1 пара
Чем отличается ежедневная уборка от двух других?
2 пара
Чем отличается еженедельная уборка от двух других?
3 группа
2 пара
Чем отличается генеральнаяуборка от двух других?
Проверка результатов выполнения задания
Ежедневная уборка:
1. проветривают помещение;
2. убирают постель, предварительно оставив её раскрытой на некоторое время для проветривания;
3. раскладывают вещи по местам;
4. вытирают пыль;
5. поливают цветы;
6. моют посуду;
7. подметают полы, используя увлажнённую щётку, веник, пылесос (через день);
8. чистят по мере загрязнения столы, шкафчики, плиту и мойку в кухне, раковину в ванной комнате;
9. моют ванну после каждого пользования, а унитаз — специальной щёткой и моющими средствами;
10. выносят мусор;
11. споласкивают веник, тряпки, ведро и убирают всё в определённое место;
12. споласкивают раковину и моют руки.
Еженедельная уборка:
1. проветривают помещение;
2. раскладывают и расставляют по местам вещи;
3. вытирают пыль;
4. чистят мягкую мебель и ковры (пылесосом или жёсткой платяной щёткой);
5. протирают влажной тряпкой подоконники, двери, батареи, чистят дверные ручки;
6. моют комнатные растения;
7. моют (протирают влажной тряпкой) полы;
8. споласкивают веник, тряпки, ведро и убирают всё в определённое место;
9. споласкивают раковину и моют руки.
Генеральная уборка:
1. проветривают помещение;
2. снимают и стирают шторы, салфетки и дорожки;
3. вытряхивают подушки, одеяла, ковры;
4. проветривают и просушивают вещи из шкафов;
5. наводят порядок в шкафах, перебирают вещи на полках (смена одежды и обуви по сезону);
6. вытирают пыль со стен и потолка;
7. чистят вентиляционные решётки в кухне, ванной, туалете;
8. моют люстры, зеркала, посуду и разные мелкие предметы;
9. чистят книги, панно, картины, мягкие игрушки;
10. наводят порядок в письменных столах, шкафах, на антресолях;
11. моют рамы, окна, подоконники, двери, батареи отопления;
12. чистят мебель, ковры и ковровые дорожки;
13. устраивают «банный день» для комнатных растений;
14. моют (протирают влажной тряпкой) полы;
15. споласкивают веник, тряпки, ведро и убирают всё в определённое место;
16. споласкивают раковину и моют руки.
Какой пункт можно ещё добавить к плану еженедельной и генеральной уборки, который есть в ежедневной, но отсутствует в двух других? (выносят мусор)
4.3. Материалы, инструменты, оборудование и приспособления для уборки
Уборку можно систематизировать не только как ежедневную еженедельную и генеральную, но и по другим критериям: сухая и влажная, ручная и механизированная.Для уборки нужно иметь всё необходимое: несколько мягких тряпок, салфетки для сухой уборки из плотной ворсистой хлопчатобумажной ткани, стиральный порошок, препараты бытовой химии, пылесос, щётки. Необходимо надеть фартук и повязать голову косынкой, которая предохранит волосы от оседания на них пыли (рис. 88).
Удобно и гигиенично при уборке протирать пыль тряпкой-рукавицей, использовать современные салфетки для различных поверхностей и современные средства, приспособления и приборы, облегчающие уборку.
4.4. Санитарно – гигиенические требования и правила безопасной работы
Основа гигиены быта — чистота и порядок в доме. Например, загрязнённые оконные стёкла поглощают почти половину естественного освещения, а пыльные электрические лампочки дают наполовину меньше света, чем чистые.
Специальные исследования показали, что после получасовой работы пылесоса число бактерий в воздухе уменьшалось вдвое. Чтобы воздух всегда был чистым, помещение необходимо хорошо проветривать, открывая окно (форточку) на 30 минут не менее 3 раз в день: утром после сна, при уборке помещения и перед сном.
4.5. Последовательность выполнения уборки.
Я предлагаю посмотреть видеоролик демонстрирующий профессиональную уборку квартиры.
Просмотр видеоролика «Уборка квартир в Москве. Чистюля»
https://my-motivation.ru/video/4t2i5OcwD-I
Беседа по вопросам:
Как вы думаете какой вид уборки представлен в данном видеоролике? (генеральная)
Какой порядок уборки вы заметили в ролике?
(Уборка должна проводиться сверху вниз. Очистите сначала потолок и стены, вытрите выключенные осветительные приборы. Далее можно вытереть обои, помыть окна. После этого приступайте к дверям, мебели, плинтусам и полу. Так вы сразу сможете убрать всю пыль, которая будет оседать сверху и вам не придется убирать дважды.
Соблюдайте очередность уборки - сухая, затем влажная. Убирайте сначала пыль (пропылесосьте, подметите). После этого можете вымыть стены, мебель, полы.
Используйте сначала более мягкие средства для уборки. Если онине помогут, можете попробовать более жесткие способы очистки.)
Любую уборку надо начинать «с ревизии». Необходимо объективно определить ценность и необходимость каждой вещи и выбросить ненужное.
Объем работ - это главное, что обычно пугает в уборке. Уборка пройдет гораздо легче, если разделить всю предстоящую работу на несколько этапов, но затягивать уборку не стоит.
Но самое главное - порядок необходимо поддерживать.
5. Формирование умений и навыков
5.1. Физкультминутка
5.2. Вводный инструктаж:
Порядок проведения практической работы:
Откройте тетради на печатной основе на с.44. Поставьте дату: 10.03.2015г.
1. Возьмите таблицы с планами уборки квартиры.
2. Выберите из предложенного плана материал, относящийся к уборке комнаты;
3. Определите последовательность уборки каждого объекта комнаты и проставьте в таблице соответствующие цифры.
4. На основании полученной последовательности составьте алгоритм ежедневной уборки комнаты и запишите в тетрадь.
критерии оценки:
При выставлении отметки за работу я буду обращать внимание на: аккуратность выполнения работы, наличие всех необходимых пунктов алгоритма и наличие вывода в конце работы.
5.3. Практическая работа
· самостоятельное выполнение работы учащимися;
· контроль и текущий инструктаж учителя:
ü инструктирование учащихся по выполнению отдельных этапов и задания в целом;
ü концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения работы;
ü оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
ü контроль за рациональным использованием учебного времени учащимися.
6. Оценка успешности достижения конкретного результата.
1) Фронтальный опрос
Вопросы:
· Какие виды уборки квартиры вы знаете?
· В чём особенности ежедневной уборки?
· Чем должна заканчиваться каждая уборка?
· Что может облегчить труд хозяйки во время уборки?
· Какие санитарно-гигиенические требования предъявляются к уборке?
2) Анализ работы на уроке.
3) Оценка результатов работы на уроке.
4) Наметить перспективы использования знаний и умений.
7. Рефлексия
Для подведения итогов урока выполните упражнением «Плюс - минус - интересно». Для этого заполните таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, вызвало положительные эмоции, в графу «М» - «минус» -все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, в графу «И» - «интересно» - все любопытные факты, о которых узнали на уроке, хотели бы узнать по данной проблеме, а также вопросы к учителю
8. Уборка рабочих мест.
Составила: Эсмантович Инна Викторовна,
учитель трудового обучения ГУО «Средняя школа №2 г. Солигорска»
Приложение1
Задание для работы в парах (группах)
1. Изучить план уборки квартиры, используя готовые карточки
2. Определить какой план относится к ежедневной, еженедельной и генеральной уборках и подписать планы
3.Обменяться работами со своей парой и ознакомиться с её планами; проверить правильность, используя учебное пособие (с. 151-152);
4. Выделить маркером
Какие общие пункты плана у различных видов уборки?
5. Определить и рассказать:
1 пара
Чем отличается ежедневная уборка от двух других?
Задание для работы в парах (группах)
1. Изучить план уборки квартиры, используя готовые карточки
2. Определить какой план относится к ежедневной, еженедельной и генеральной уборках и подписать планы
3.Обменяться работами со своей парой и ознакомиться с её планами; проверить правильность, используя учебное пособие (с. 151-152);
4. Выделить маркером
Какие общие пункты плана различных видов уборки?
5. Определить и рассказать:
2 пара
Чем отличается еженедельная уборка от двух других?
____________________________________________________________
Задание для работы в парах (группах)
1. Изучить план уборки квартиры, используя готовые карточки
2. Определить какой план относится к ежедневной, еженедельной и генеральной уборках и подписать планы
3.Обменяться работами со своей парой и ознакомиться с её планами; проверить правильность, используя учебное пособие (с. 151-152);
4. Выделить маркером
Какие общие пункты плана у различных видов уборки?
5. Определить и рассказать:
3 пара
Чем отличается генеральная уборка от двух других?
Вид уборки ____________________________________
1. |
проветривают помещение;
|
2. |
убирают постель;
|
3. |
раскладывают вещи по местам;
|
4. |
вытирают пыль;
|
5. |
поливают цветы;
|
6. |
моют посуду;
|
7. |
подметают полы, используя увлажнённую щётку, веник, пылесос; |
8. |
чистят столы, шкафчики, плиту и мойку в кухне, раковину в ванной комнате; |
9. |
моют ванну после каждого пользования;
|
10. |
моют унитаз — специальной щёткой и моющими средствами; |
11. |
выносят мусор;
|
12. |
споласкивают веник, тряпки, ведро и убирают всё в определённое место; |
13. |
споласкивают раковину и моют руки.
|
Приложение 2.
Вид уборки ____________________________________
1. |
проветривают помещение;
|
2. |
раскладывают и расставляют по местам вещи;
|
3. |
вытирают пыль;
|
4. |
чистят мягкую мебель и ковры (пылесосом или жёсткой платяной щёткой); |
5. |
протирают влажной тряпкой подоконники, двери, батареи, чистят дверные ручки; |
6. |
моют комнатные растения;
|
7. |
моют (протирают влажной тряпкой) полы;
|
8. |
споласкивают веник, тряпки, ведро и убирают всё в определённое место; |
9. |
споласкивают раковину и моют руки.
|
Вид уборки ___________________________________
1. |
проветривают помещение; |
2. |
снимают и стирают шторы, салфетки и дорожки; |
3. |
вытряхивают подушки, одеяла, ковры; |
4. |
проветривают и просушивают вещи из шкафов; |
5. |
наводят порядок в шкафах, перебирают вещи на полках (смена одежды и обуви по сезону); |
6. |
вытирают пыль со стен и потолка; |
7. |
чистят вентиляционные решётки в кухне, ванной, туалете; |
8. |
моют люстры, зеркала, посуду и разные мелкие предметы; |
9. |
чистят книги, панно, картины, мягкие игрушки; |
10. |
наводят порядок в письменных столах, шкафах, на антресолях; |
11. |
моют рамы, окна, подоконники, двери, батареи отопления; |
12. |
чистят мебель, ковры и ковровые дорожки; |
13. |
устраивают «банный день» для комнатных растений; |
14. |
моют (протирают влажной тряпкой) полы; |
15. |
споласкивают веник, тряпки, ведро и убирают всё в определённое место; |
16. |
споласкивают раковину и моют руки. |
Вид уборки ___________________________________
17. |
проветривают помещение; |
18. |
снимают и стирают шторы, салфетки и дорожки; |
19. |
вытряхивают подушки, одеяла, ковры; |
20. |
проветривают и просушивают вещи из шкафов; |
21. |
наводят порядок в шкафах, перебирают вещи на полках (смена одежды и обуви по сезону); |
22. |
вытирают пыль со стен и потолка; |
23. |
чистят вентиляционные решётки в кухне, ванной, туалете; |
24. |
моют люстры, зеркала, посуду и разные мелкие предметы; |
25. |
чистят книги, панно, картины, мягкие игрушки; |
26. |
наводят порядок в письменных столах, шкафах, на антресолях; |
27. |
моют рамы, окна, подоконники, двери, батареи отопления; |
28. |
чистят мебель, ковры и ковровые дорожки; |
29. |
устраивают «банный день» для комнатных растений; |
30. |
моют (протирают влажной тряпкой) полы; |
31. |
споласкивают веник, тряпки, ведро и убирают всё в определённое место; |
32. |
споласкивают раковину и моют руки. |
Ежедневная уборка
|
проветривают помещение;
|
|
убирают постель;
|
|
раскладывают вещи по местам;
|
|
вытирают пыль;
|
|
поливают цветы;
|
|
моют посуду;
|
|
подметают полы, используя увлажнённую щётку, веник, пылесос; |
|
чистят столы, шкафчики, плиту и мойку в кухне, раковину в ванной комнате; |
|
моют ванну после каждого пользования; |
|
моют унитаз — специальной щёткой и моющими средствами; |
|
выносят мусор;
|
|
споласкивают веник, тряпки, ведро и убирают всё в определённое место; |
|
споласкивают раковину и моют руки.
|
Еженедельная уборка
|
проветривают помещение;
|
|
раскладывают и расставляют по местам вещи;
|
|
вытирают пыль;
|
|
чистят мягкую мебель и ковры (пылесосом или жёсткой платяной щёткой); |
|
протирают влажной тряпкой подоконники, двери, батареи, чистят дверные ручки; |
|
моют комнатные растения;
|
|
моют (протирают влажной тряпкой) полы;
|
|
споласкивают веник, тряпки, ведро и убирают всё в определённое место; |
|
споласкивают раковину и моют руки.
|
Генеральная уборка
|
проветривают помещение;
|
|
снимают и стирают шторы, салфетки и дорожки;
|
|
вытряхивают подушки, одеяла, ковры;
|
|
проветривают и просушивают вещи из шкафов;
|
|
наводят порядок в шкафах, перебирают вещи на полках (смена одежды и обуви по сезону); |
|
вытирают пыль со стен и потолка;
|
|
чистят вентиляционные решётки в кухне, ванной, туалете; |
|
моют люстры, зеркала, посуду и разные мелкие предметы; |
|
чистят книги, панно, картины, мягкие игрушки;
|
|
наводят порядок в письменных столах, шкафах, на антресолях; |
|
моют рамы, окна, подоконники, двери, батареи отопления; |
|
чистят мебель, ковры и ковровые дорожки;
|
|
устраивают «банный день» для комнатных растений;
|
|
моют (протирают влажной тряпкой) полы;
|
|
споласкивают веник, тряпки, ведро и убирают всё в определённое место; |
|
споласкивают раковину и моют руки.
|
Приложение 3
Рефлексия
Упражнение «Плюс - минус - интересно»
Заполните таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, вызвало положительные эмоции, в графу «М» - «минус» -все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, в графу «И» - «интересно» - все любопытные факты, о которых узнали на уроке, хотели бы узнать по данной проблеме, а также вопросы к учителю.
Плюс |
Минус |
Интересно |
|
|
|
____________________________________________________________
Упражнение «Плюс - минус - интересно»
Заполните таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, вызвало положительные эмоции, в графу «М» - «минус» -все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, в графу «И» - «интересно» - все любопытные факты, о которых узнали на уроке, хотели бы узнать по данной проблеме, а также вопросы к учителю.
Плюс |
Минус |
Интересно |
|
|
|
_________________________________________________________________
Упражнение «Плюс - минус - интересно»
Заполните таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, вызвало положительные эмоции, в графу «М» - «минус» -все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, в графу «И» - «интересно» - все любопытные факты, о которых узнали на уроке, хотели бы узнать по данной проблеме, а также вопросы к учителю.
Плюс |
Минус |
Интересно |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.