Технологическая карта урока
1. Ф. И. О. студента: Рябова Анжелика Евгеньевна.
2. Класс: 4Б Дата: Предмет: окружающий мир.
3. Тема: Великая война и великая Победа.
4. Цель: расширение знаний о военных действиях в начале Великой Отечественной Войне.
5. Задачи:
-образовательные: систематизировать знания о героическом прошлом своей страны и своего народа.
- развивающие: развивать память, мышление, воображение.
- воспитательные: воспитывать человека-гражданина и патриота, готового защищать мир и свое Отечество.
6. Планируемые результаты (ПР):
- предметные (Пр): расширение знаний о военных действиях в начале Великой Отечественной войны, о героическом прошлом своей страны и своего народа; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
* познавательные (П): -находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
* регулятивные (Р): умение самостоятельно выделять и формулировать цель своей дальнейшей работы; формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы поискового характера; контролировать и оценивать результаты собственной деятельности.
* коммуникативные (К): умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; управлять поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
- личностные (Л): осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
7. Средства обучения: учебник Окружающий мир, 4 класс, стр. 140-146, рабочая тетрадь, карточки, презентация.
Структура занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
ФОУД |
ПР |
Оргмомент. |
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Анжелика Евгеньевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Проверим готовность рабочего места. На парте у вас должны лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал, а также раздаточный материал. |
Здравствуйте. |
Ф |
|
Актуализация знаний. |
О чем мы говорили на прошлом уроке? - Проверим ваши знания, проведём блиц-опрос. Вам нужно максимально быстро и коротко давать ответы на вопросы (работа на листочках). Блиц-опрос 1. Кто правил жизнью страны после 1917 года? 2. Какое новое государство появилось на карте в 1922 году? 3. Сколько союзных республик вошло в состав СССР? 4. О каких решительных изменениях в образовании говорит иллюстрация? 5. Какие потери понесла в то же время отечественная культура? 6. Какие новые постройки появились в это время в нашей стране? 7. Как назывались коллективные хозяйства, в которые объединялись крестьяне? 8. Каких успехов добилась страна к концу 30-х годов Обмен листочками. Взаимопроверка. Оценивание. Нет ошибок – 5. 1 – 2 ошибки – 4. 3 – 4 ошибки – 3. Больше 4 ошибок – 2. - У кого нет ошибок? Поднимите руки? - Кому ещё нужно поработать над темой? - Сегодня мы продвинемся ещё на несколько лет вперёд и попадём в год очень тяжёлый для нашей страны. - Прослушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова «Солдат» и подумайте, о чем пойдет речь на уроке. Его бомбили – он лежал. К нему летел снаряд. В него стреляли – он бежал Вперед, а не назад «Чем дальше я пройду вперед,- Мечтал солдатик мой,- Тем больше хлеба в этот год Засеем мы весной. Чем больше немцев уложу,- Смекал он на ходу,- Тем раньше путь освобожу, Скорей домой приду! При немцах на моей земле Мне не бывать в родном селе…» - Чему посвящено это стихотворение С. Михалкова? -Сформулируйте тему урока. -Ребята, предположите цель сегодняшнего урока.
Расскажите, что вы знаете о Великой Отечественной войне? -Когда она началась? - Сколько лет длилась эта война? - Когда наш народ отмечает День Победы? Как война затронула вашу семью? - Подберите эпитеты к слову война. - Ребята, как вы думаете, несмотря на все тяготы войны, что помогло советским людям одержать Победу в ВОВ? Ответим на этот вопрос в течение урока. - Что нужно сделать, чтобы ответить на главный вопрос урока? - Давайте прочитаем девиз нашего урока. («Знаю, но не всё; хочу узнать – узнаю!») «Знаю, но не всё; хочу узнать – узнаю!» |
-О жизни нашей страны в 20-х-30-х годах.
1.Партия большевиков. 2.Союз Советских Социалистических Республик (СССР). 3.15. 4.В стране началась борьба с безграмотностью. 5.Уничтожены многие исторические памятники. В Москве разрушен Храм Христа спасителя. 6.Новые города, заводы, электростанции; в Москве метро. 7.Колхозы. 8.Страна выпускала собственные самолёты, автомобили, трактора.
-Войне. Победе. -Великая война и великая Победа. -Узнаем больше нового о великой войне и великой Победе.
-22 июня 1941 года. -4 года. -9 мая. -Жестокая, страшная, героическая.
|
И
Ф
И
|
|
Открытие новых знаний. |
-Предлагаю вам стать историками - исследователями. Мы вместе попытаемся расширить свои знания об этой страшной войне. Работа по учебнику. Начнём наше исследование. Прочитайте 2 абзац на с.140 – Какую цель преследовал фашизм? – В каком году началась Вторая мировая война? - Кто её развязал? - В 30-е годы ХХ века в Германии к власти пришли фашисты во главе с Адольфом Гитлером. Они внушили немецкому народу, что он будет господином мира. Все остальные народы станут его рабами или будут полностью уничтожены. - Вы знаете значение слова фашизм? Фашизм — слово итальянского происхождения, в буквальном переводе – пучок, связка. Это идеология превосходства одной нации над другими. (Работа со словарём) - Как вы считаете, почему Гитлер развязал войну против Советского Союза? - А кто ещё из правителей мечтал о мировом господстве? - Я напомню вам слова Наполеона: «Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её». - Ночь с 21 на 22 июня – самая короткая в году. Но эта ночь для всех граждан, живущих на территории бывшего СССР, стала ночью боли и скорби. Потому, что в эту ночь вошла беда сразу во все семьи огромной страны. 22 июня 1941 года 5,5 млн. человек, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. - Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря на севере до Чёрного моря на юге. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Через полгода от Советского Союза должно было остаться только воспоминание. Но планам фашистам не суждено было сбыться. - Первыми вступили в жестокий бой пограничники Брестской крепости. Но силы были не равны. Фашисты прорвались вглубь страны. Красная Армия терпела одно поражение за другим, отходя все дальше вглубь страны. Причинами поражений стали …..неготовность армии к войне, серьезные просчеты высшего руководства, внезапность нападения. -Ребята, сейчас я вам предлагаю провести исследовательскую работу, вы спросите как, ребята, это все просто. Эту работу вам нужно будет выполнять в группах. Но перед тем как приступить работать, давайте вспомним правила работы в группах. 1 группа – Блокада Ленинграда. (стр. 142 2 абзац) 3 группа – блокада Ленинграда (стр.142) - Что такое блокада Ленинграда? - Что такое дорога жизни? - Сколько времени находился Ленинград в блокаде? Своё выступление начните со слов «Наша группа знакомилась с военными событиями, которые произошли в Ленинграде». 2 группа – битва под Москвой. (стр. 142-143 до 2 абзаца) - В каком году произошла битва под Москвой? - Что было сделано для победы в битве под Москвой? - Кто командовал в битве советскими войсками? - Чем закончилась битва? Своё выступление начните со слов «Наша группа знакомилась с военными событиями, которые произошли под Москвой». 3 группа – Сталинградская битва. (стр.143) - Почему фашисты стремились захватить Кавказ и Кубань? -Каким образом советскому командованию удалось развернуть ход войны в свою пользу? -С каким результатом закончилась битва? Своё выступление начните со слов «Наша группа знакомилась с военными событиями, которые произошли при Сталинградской битве». 4 группа – Курское сражение. (стр. 144) 4 группа – Курская битва (стр. 144). Связь с кали - Где и как проходила Курская битва? - Каковы результаты Курской битвы? Своё выступление начните со слов «Наша группа знакомилась с военными событиями, которые произошли при Курском сражении». -Ребята, сейчас я вам предлагаю, в тетради каждому сделать ленту времени. Там мы отметим с вами все даты сражений, для того чтобы они отложились у вас в памяти надолго. На ленте времени отмечают даты сражений: 1. 8 сентября 1941года - январь 1944 года блокада Ленинграда; 2. 30 сентября 1941 года – 20 апреля 1942 года битва под Москвой; 3. 17 июля 1942 - 2 февраля 1943года – победа в Сталинградской битве; 4. 5 июля 1943 - 23 августа 1943 года. Курская битва; 5. 9 мая 1945 года празднование Дня Победы. Бессмертный полк. -Откройте печатные рабочие тетради, на странице 50 и выполните самостоятельно задание №2, №3 |
-Мечтали о мировом господстве. -В 1939 году. -Руководители фашисткой Германии.
-Наполеон мечтал о мировом господстве.
-Дети называют все возможные правила работы в группах. |
И
Ф
Г
И
|
|
Подведение итогов. Рефлексия. |
- Назовите даты и события, связанные с Великой Отечественной войной. - Почему войну назвали Великой? - Отечественной?
- Назовите города – герои.
-Ребята, но для того чтобы завершить наш урок, я предлагаю в группах, составить синквейн со словом «Война»
Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
Продолжите высказывания: · На уроке я узнал... · Мне было интересно узнать... · Трудно для меня было... -На уроке я узнал… -Мне было интересно узнать… -Мне было трудно… Спасибо за урок, до свидания. |
-Потому что она длилась 1418 дней и ночей. -На борьбу с врагом вступила не только Красная Армия, но и весь советский народ. -Ленинград(Санкт-Петербург), Сталинград (Волгоград), Москва, Новороссийск, Мурманск, Смоленск, Тула. Война Страшная, беспощадная Убивает, уничтожает, рушит Война приносит горе в каждый дом. Жестокость Боль Смерть |
Ф
Г
И |
|
ФОУД (формы организации учебной деятельности: И - индивидуальная, Г- групповая, П - работа в паре, Ф - фронтальная).
Критерии оценки техкарты урока (занятия) студента |
Баллы |
1) представленная технологическая карта урока (занятия) оформлена правильно, без ошибок орфографических, грамматических, пунктуационных, технических. |
0, 1, 2 |
Студент демонстрирует следующие проективные умения: |
|
2) формулировать цель урока в соответствии с запланированными результатами; |
0, 1, 2 |
3) структурировать урок; |
0, 1, 2 |
4) соотносить содержание деятельности учителя и деятельности учащихся с планируемыми результатами, проектировать разнообразные формы взаимодействия на уроке; |
0, 1, 2 |
5) проектировать контроль и оценку деятельности обучающихся на разных этапах урока (проводить рефлексию). |
0, 1, 2 |
Итог: максимально 10 баллов. |
|
Учитель: ____________ Методист: ___________ Отметка: ____________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.