Конспект урока по теме "Знаковые информационные модели"

  • docx
  • 21.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Знаковые инф модели.docx

Технологическая карта урока

Тема урока: «Знаковые информационные модели».

Дата проведения: 07.12.2016 г.

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты:

Предметные — представления о знаковых словесных информационных моделях;

Метапредметные — владение знаково-символическими действиями; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Личностные — способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

Задачи урока:

Образовательная — сформировать представления учащихся о знаковых информационных моделях.

Развивающие:

·                     Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления на уроках информатики;

·                     Развитие самостоятельности и творчества при выполнении практической работы – создание словесной модели на компьютере;

Воспитательная — формирование информационной культуры на уроках информатики.


Технологическая карта урока

Тема урока: «Знаковые информационные модели».

Дата проведения: 20.12.2016 г.

«Утверждаю»

Методист (Захарова Н.В.)

__________ (подпись)

«Согласовано»

Учитель (Захарова Н.В.)

__________ (подпись)

Отметка за урок: «___» баллов

__________ (подпись)

Планируемые результаты:

Предметные — представления о знаковых словесных информационных моделях;

Метапредметные — владение знаково-символическими действиями; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Личностные — способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

Задачи урока:

Образовательная — сформировать представления учащихся о знаковых информационных моделях.

Развивающие:

·                     Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления на уроках информатики;

·                     Развитие самостоятельности и творчества при выполнении практической работы – создание словесной модели на компьютере;

Воспитательная — формирование информационной культуры на уроках информатики.


 

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

 

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

формирование навыков самоорганизации

 

2

Запись домашнего задания.

РТ: №113-№115 (на выбор),№116-117

Работа с дневниками

3

Проверка домашнего задания

РТ: №102, №105, №106, №110

№102

1) Объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определённой целью, называется моделью.
3) Модель имеет существенные признаки объекта-оригинала.
4) Модель содержит меньше информации, чем объект-оригинал.
7) Можно создавать и использовать разные модели объекта.

№105

а) представления материальных предметов: макеты жилых домов, производственных и других зданий
б) объяснения известных фактов: макеты различных систем человека: пищеварительной, сердечно - сосудистой, нервной, костной, и строения отдельных органов
в) проверки гипотез и получения новых знаний об исследуемых объектах: модели новых автомобилей, самолетов, кораблей и др.
г) прогнозирования: спутниковое наблюдение за передвижением воздушных масс, создание и движение циклонов
д) управления: расписание движения различных видов транспорта

№106

физическая карта
график зависимости расстояния от времени 
схема узора для вязания крючком 
№110

Таблицы с формулами, с физическими характеристиками.

Расписание уроков.

Различные графики.

 Формулы в математике, физике.
Чертежи различных механизмов.

Фотографии, иллюстрации в учебниках и на плакатах.

4

Формулирование  темы и целей  через повторение

 

-Назовите тему предыдущего урока?

-Правильно.

-Какие виды моделей вы знаете?

- Правильно.

-Назовите виды информационных моделей.

-Правильно.

-Назовите виды моделей, представленных на слайде?

 

 

-Правильно.

-Как вы думаете, что такое знаковая информационная модель?

-Правильно.

-Как вы думаете, какую тему мы будем изучать на уроке?

 

- Назовите цели урока:

-Информационные модели

 

 

- натурная и информационная

 

 

- образные, знаковые, смешанные

 

-натурная, натурная, образная информационная, смешанная информационная, знаковая информационная.

 

- это модель, представленная в виде текста, формул

 

 

- «Знаковые информационные модели»

 

- узнать: о видах знаковых моделей;

- понять: какими особенностями они обладают;

- научиться: создавать  информационные модели через словесные описания.

Познавательные УУД:

закрепление материала, изученного на предыдущих  уроках.

Личностные УУД:

развитие памяти и мышления

Регулятивные УУД:

- умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему

- развитие логического мышления

5

Изучение новой темы

- Широкой разновидностью знаковых информационных моделей является словесное описание.

- Что, в вашему понимании, означает словесное описание?

 

-Правильно, в словесных описаниях ситуации, события, процессы приводятся на естественном языке.

Запишите.

 

-Словесные описания весьма разнообразны, они могут быть выполнены в разных стилях.

 

-Назовите стили описания

 

 

 

 

-Правильно.

-Как вы думаете, для чего используется научный стиль?

 

-Правильно

 

-Наиболее важными качествами научного стиля являются логичность и чёткость изложения.

-В текстах научного стиля присутствует большое количество слов-профессионализмов.

-Произведения художественной литературы — это тоже модели, так как они фиксируют внимание читателя на определенных сторонах человеческой жизни.

-Анализируя литературное произведение, что вы в нем можете выделить?

 

 

 

-Правильно.

 

- Как вы думаете, какой литературный жанр имеет непосредственное отношение к понятию модель?

 

-Правильно. А почему?

 

 

 

 

- Правильно.

- Художественный текст мы воспринимаем зрительно. Поэтому для него важна графическая подача.

-Например, в стихотворении «Как падают воды в Лодоре»

Расположение строк вызывает в воображении читателя картину водопада.

-Также стоит обратить внимание на важные особенности естественного языка:

              Многозначность — разные значения одного многозначного слова сохраняют некоторую общность в толковании их смысла

              использование слов в прямом и переносном смысле — прямое значение слова переносят на другой предмет

              синонимия — наличие близких по значению, но разных по звучанию слов

              омонимия — наличие слов, одинаково пишущихся, но имеющих различное значение

- Перечисленные особенности делают человеческую речь выразительной, эмоциональной, красочной.

- Как вы думаете, естественный язык удобен для создания информационных моделей во многих сферах профессиональной деятельности (например, в системе «человек-компьютер»).

- Правильно, а почему?

- В языке, например, не должно быть многозначности, одинаковые слова всегда должны иметь одинаковое значение.

- Поэтому наряду с естественными языками используют формальные языки. С примером формального языка вы познакомитесь чуть позже.

- Основным языком информационного моделирования в науке является язык математики.

-Модели, построенные с использованием математических понятии и формул, называются математическими моделями.

 

 

 

 

- словесное описание — это описание ситуации, событии на естественном языке.

 

 

 

 

-записывают, что происходит при словесном описании

 

 

 

 

 

- книжный (научный, официально-деловой, публицистический, художественный), разговорный

 

- научный стиль используется для передачи точной научной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-отношения между героями, связи между событиями, проводим параллели с другими произведениями.

 

 

-басня

 

 

 

 

-В этом жанре происходит перенос отношении между людьми на отношения между вымыленными персонажами, например, животными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Нет.

 

 

 

 

 

 

 

-затрудняются ответить

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

-развитие представлений о видах знаковых моделей, записанных с помощью словесных описаний в различных стилях.

6

Физкультминутка

- Это лёгкая забава — 
Повороты влево-вправо. 
Нам известно всем давно — 
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.) 
Приседаем быстро, ловко. 
Здесь видна уже сноровка. 
Чтобы мышцы развивать, 
Надо много приседать. (Приседания.) 
А теперь ходьба на месте, 
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.) 

Выполняют упражнения

 

7

Компьютерный практикум

 

Выполните задание на компьютере:

Практическая работа №9

Задания №3

 

8

Итоги урока, рефлексия

Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

 

Работа с дневниками, выставление оценок.

Личностные УУД:

- развитие самооценки