Конспект урока по теме: Звук [ ж], буквы Ж, ж. 1 класс Школа России.
Оценка 4.9

Конспект урока по теме: Звук [ ж], буквы Ж, ж. 1 класс Школа России.

Оценка 4.9
Документация
docx
чтение
1 кл
29.01.2023
Конспект урока по теме: Звук [ ж], буквы Ж, ж. 1 класс Школа России.
Конспект урока с приложением (карточки, предметные картинки)
конспект Буква Ж Хорошилова .docx

Тема урока: Звук [ ж], буквы Ж, ж.

Хорошилова Н. А.

МБОУ СОШ №5, г. Саногорск

Цель: познакомить с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж.

Задачи урока: образовательные:

  • познакомить звуком [ж] и с буквами  Ж,ж ;
  • учить давать характеристику звукам;
  • учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.

развивающие:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое,  наглядно – образное мышление;
  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

 воспитательные:

  • воспитывать интерес к чтению;
  • прививать навык культурного общения;
  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Методы обучения:

·         Словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы обучения:

·         фронтальная работа;

·         парная;

·         индивидуальная

·         групповая

Оборудование: звуковые схемы, образцы печатных букв «Ж» и «ж», карточки с буквами, полоски для составления букв Жж, индивидуальные карточки с заданиями, «светофоры» для самооценки.

 

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент

У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь к гостям, поприветствуйте.

-Прозвенел уже звонок, начинается урок.

 Мы друг к другу повернулись и друг другу улыбнулись.

Садитесь.

Послушайте фрагмент песни и определите тему нашего урока.

О чём мы будем сегодня говорить на уроке? (о дружбе)

Работать мы будем по плану. И если хорошо поработаем, то к концу урока мы создадим Домик дружбы нашего класса.

Работа с пословицами.

Вспомните, какие пословицы о дружбе вы знаете.

-      Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

-      Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

-      Ты, гроза, грозись, а мы друг друга держись.

-      Старый друг лучше новых двух.

Работа по учебнику

Давайте ещё одну пословицу прочитаем в учебнике на стр. 24.

Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

Как вы её понимаете?

- Одиночка часто не может противостоять врагам, а вместе с друзьями можно стать непобедимым.

- А бывает, что друзья ссорятся?

Вывод: лучше не ссориться, а если поссорились, то постараться скорее помириться.

– И мы устанавливаем фундамент нашего дома.

2. Аналитический этап. Повторение пройденного.

Не смотря на то, что мы с вами проучились в школе совсем немного времени, чуть больше трёх месяцев, мы с вами кое-чему уже научились. Давайте кое-что вспомним, что мы уже знаем.

– Напомните, пожалуйста, какую букву мы недавно изучили? (Ша)

– Каким звуком она обозначается? [ш]

– Охарактеризуйте этот звук. (Согласный, всегда твёрдый, глухой)

– Прочтите слово (На карточке ШИТЬ)

– Какое правило есть в этом слове? (ШИ пиши с буквой И)

Ребята, составьте схему этого слова. Кто первый составит, проверьте схемы у ребят вашего ряда.

– Охарактеризуйте звуки. Ш-согл., тв., глух.; Ы-гл.; Ть-согл., мягк., глух

– Молодцы.

Игра «Живые буквы»

– Ребята, скажите, на какие 2 группы делятся все звуки в русском языке?

– На письме звуки обозначаются …?

– У вас на партах лежат карточки с буквами.

– Выйдите к доске те ребята, у которых гласные буквы. (а,о,у,я,и,ы,е)

– Назовите буквы на ваших карточках.

– Ребята, проверьте. Кто согласен, что это все гласные?

– Садитесь.

– Теперь выйдите те, у кого согласные буквы. (б,п,г,к,д,т,з,с,ш)

– Это буквы, а вы назовите соответствующие звуки.

– Скажите, это все согласные, которые мы уже изучили?

– Какие ещё мы знаем? (н,м,л,р,в,ч) (дети называют, я показываю их на ленте букв)

– Эти буквы я сегодня не раздала. Кто-нибудь догадался, почему?

– Всё верно, мы сегодня на уроке говорим о дружбе. И буквы я сюда вызвала те, у которых есть друг.

– А те согласные, которые перед нами (у доски), на какие группы можно разделить?

– Но это не просто звонкие и глухие согласные, но они ещё и …?

– Разбейтесь на пары.

Назовите парные звуки.

– Кто же остался без пары?

– Не расстраивайся, буква ш. У тебя тоже должна быть пара, и мы её сегодня найдём.

– Присаживайтесь все. Приступаем к поиску.

3. Постановка учебной задачи.

Отгадайте загадку.

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.  (картинка жука)

Ребята, сейчас поработаем в парах. На партах составьте схему этого слова. (на доске несколько схем)

– Какая пара готова выйти, показать схему и охарактеризовать звуки?

– Кто согласен с выбором схемы? У кого такая же схема? 

– Охарактеризуйте звуки.

 –Молодцы. Садитесь.

Произнесите первый звук отгадки.

Какой звук в этом стихотворении чаще повторяется?

Произнесите, как жужжит жук.

Звук ж мы ещё не изучали. Так что же мы сегодня узнаем? (узнаем букву ж и каким звуком обозначается)

Да. Тема нашего урока: Звук [ж]. Буквы Ж, ж. (картинка с буквой)

– Каковы цели нашего урока? (на доске записано)

1. Познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж.

2. Научиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой.

Откройте учебники по закладке. Перелистните на одну страницу.

Итак, второй пункт плана: познакомиться с характеристикой звука Ж.

Характеристика нового звука.

Нам нужно охарактеризовать  звук [ж].

Произнесите ещё раз этот звук и скажите: гласный он или согласный?

Кто согласен?

Почему он согласный? Как вы это определили? (Воздух встречает преграду, звук не поётся)

Теперь давайте определим: звонкий он или глухой. Приложите руки к горлышку. Какой?

Вспомните слова, которые начинаются на букву Ж, и назовите в словах первый звук

Какой первый звук везде был?

Попробуйте его произнести мягко.  (…)  Получилось? (нет)

Вывод… (Звук Ж всегда твёрдый)

Итак, теперь дайте полную характеристику звуку ж. 

– Теперь поиграем в игру « Поймай звук». Я буду называть слова. Светофорчиком вы покажете, где в слове находится звук ж. Будьте внимательны.

(Железо, ножи, шалаш, пружина, нож, ножик, журнал, шапка, дружба, лужайка, шуба, Жанна.)

Итак, второй пункт плана мы выполнили-звук Ж охарактеризовали.

Какой третий пункт плана? (Познакомиться с буквой, которой обозначается на письме звук Ж).

Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]? Повторите Ж.

Посмотрите на неё. (картинка Ж)

На кого похожа буква Ж? (картинка)

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! (С.Я.Маршак)

(Показ Ж в алфавите) Вот буква Ж в алфавите. Перед ней стоит буква, которую мы ещё не изучали буква Ё, а следует за буквой Ж буква З.

На ленте букв буква Ж располагается вот здесь. (Показываю)

Над какой буквой она расположилась? (ш) Значит они… (парные)

Буква Ша, нашли мы тебе пару. (Вручаю букву Ж ученику).

Выйдите теперь, пара. Назовите свои звуки  (Ж-Ш) Садитесь.

Работа в парах. У вас на партах лежат полоски из бумаги. Составьте вместе с соседом по парте 2 буквы Ж. Обратите внимание на длину полосок. (Кто закончил-поднимают светофорчики).

Какие они у вас получились?

У кого такие буквы получились? Молодцы.

Для чего нужна заглавная Ж?

Назовите слова, которые будут писаться с большой буквы Ж.

Теперь слова на строчную ж.

Продолжаем работу по плану. Звук изучили, букву узнали. Продолжаем строить наш домик.

Что теперь?

Чтение слогов с буквой «Ж, ж».

Букву новую узнали

Образ мы её создали,

А теперь вперёд, друзья,

Сможем мы прочесть слоги и слова.

Покажите в учебнике пальчиком нашу сегодняшнюю новую букву.  Каким звуком она обозначается? Этот звук всегда…? (твёрдый) И читать мы его будем твёрдо, не зависимо от того, какой звук следует за ним.

Читаем слоги на доске. (жа жо жу)

А следующие  2 слога особенные. Несмотря на то, что после Ж следуют Е и И, звук Ж произносится твёрдо. (ЖЕ, ЖИ)

Запомните: жи пиши с буквой и. А схожее правило напомните нам.

Теперь соединяем эти 2 правила: ЖИ – ШИ пиши с буквой И. (Карточку повесить) Повторите.

4. Первичное закрепление.

Чтение чистоговорок. По карточкам.

5. Закрепление. Работа в группах.

Теперь работаем в группах. Каждая группа получила задание, в котором нужно соединить карточки, чтобы получилось у 1 группы стихотворение. У 2 группы – пословицы. У 3 группы – рассказ.

Проверка.

Прочитайте, что у вас получилось.

1гр. У Вари был чиж. Чиж жил в клетке. И ни разу не пел. Варя пришла к чижу.

– Пора тебе, чиж, петь.

– Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь.

2 гр. Друга ищи, а нашёл – береги. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Человек без друзей, что дерево без корней. Сам пропадай, а друга выручай.

3 гр. Дружит с солнцем ветерок, а роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок, дружим мы с тобою.   

Всё с друзьями пополам поделить мы рады!

Только ссориться друзьям никогда не надо!

6. Включение в систему знаний и повторение.

Теперь прочитаем текст в учебнике.

Я вам его сейчас прочту, а вы подумайте, как можно озаглавить этот текст? (Читаю)

В какую игру играли дети? (жмурки)

Как можно озаглавить текст? (Жмурки)

Кому знакома эта игра?

Какие правила этой игры? (…)

Мы можем в неё играть в классе? (нет) А где можем?

 Какое слово спряталось у нас на страничке в звуковой схеме. Найдите. (жмурки)

Какой по счёту наш звук Ж? (первый)

Давайте определим ударный звук. Хором (…) (у)

Теперь этот текст читаете вы по предложениям.

7.Рефлексия.

Вот и заканчивается наш урок. Все пункты плана мы выполнили. Давайте подводить итоги.

Какая была тема урока?

Какие цели мы ставили перед собой? 

Поднимите руки те, кто достиг этих целей.

Кто испытывал затруднения?

Давайте посмотрим, кто как оценивает свою работу на уроке. Самооценка.

Если было легко, вы не допускали ошибки и довольны своей работой, то зелёный светофорик.

Если вы испытывали затруднения, иногда  допускали ошибки, то жёлтый.

Если было трудно, было много ошибок и вы совсем не довольны собой, то красный.

Поднимите их.

На память о нашем уроке я хотела бы подарить картинку-раскраску. Вам нужно будет раскрасить части картинки нужными цветами. А кто у вас получился, расскажете на следующем уроке.

Молодцы! Спасибо за хорошую работу.

Встаньте, пожалуйста. Урок окончен.


 

https://w1.pngwing.com/pngs/211/629/png-transparent-wood-sign-house-building-log-cabin-cottage-facade-house-sign-drawing.png,1 В,Дом 
дружбы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


6. Подведение итогов

5. Работа в группах.

4. Чтение слогов с буквой Ж.

3. Знакомство с новой буквой Ж.

2. Характеристика звука [ж].

1. Работа с пословицами.

.

 

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/12/18/s_61be1361adcef/img6.jpg
 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З – зелёный. Ж – голубой. Д – жёлтый. Г – коричневый. Ш – салатовый. Ц – красный. С – оранжевый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З – зелёный. Ж – голубой. Д – жёлтый. Г – коричневый. Ш – салатовый. Ц – красный. С – оранжевый.

 

 

 

 

 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 


 


 

 

 

 

 


 


https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2019/2/71724_a2989c96f7c0957ff898034a2ff8b01a.jpg.jpg 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ШАРФИК БРАТУ ЗАВЯЖИ


 

Тема урока: Звук [ ж], буквы Ж, ж

Тема урока: Звук [ ж], буквы Ж, ж

Ты, гроза, грозись, а мы друг друга держись

Ты, гроза, грозись, а мы друг друга держись

А те согласные, которые перед нами (у доски), на какие группы можно разделить? –

А те согласные, которые перед нами (у доски), на какие группы можно разделить? –

Попробуйте его произнести мягко

Попробуйте его произнести мягко

А следующие 2 слога – особенные

А следующие 2 слога – особенные

Какие цели мы ставили перед собой? –

Какие цели мы ставили перед собой? –

Конспект урока по теме: Звук [ ж], буквы Ж, ж. 1 класс Школа России.

Конспект урока по теме: Звук [ ж], буквы Ж, ж. 1 класс Школа России.

Подведение итогов 5. Работа в группах

Подведение итогов 5. Работа в группах

Конспект урока по теме: Звук [ ж], буквы Ж, ж. 1 класс Школа России.

Конспект урока по теме: Звук [ ж], буквы Ж, ж. 1 класс Школа России.

З – зелёный. Ж – голубой. Д – жёлтый

З – зелёный. Ж – голубой. Д – жёлтый

Конспект урока по теме: Звук [ ж], буквы Ж, ж. 1 класс Школа России.

Конспект урока по теме: Звук [ ж], буквы Ж, ж. 1 класс Школа России.

Конспект урока по теме: Звук [ ж], буквы Ж, ж. 1 класс Школа России.

Конспект урока по теме: Звук [ ж], буквы Ж, ж. 1 класс Школа России.

Конспект урока по теме: Звук [ ж], буквы Ж, ж. 1 класс Школа России.

Конспект урока по теме: Звук [ ж], буквы Ж, ж. 1 класс Школа России.

Конспект урока по теме: Звук [ ж], буквы Ж, ж. 1 класс Школа России.

Конспект урока по теме: Звук [ ж], буквы Ж, ж. 1 класс Школа России.

Конспект урока по теме: Звук [ ж], буквы Ж, ж. 1 класс Школа России.

Конспект урока по теме: Звук [ ж], буквы Ж, ж. 1 класс Школа России.

Конспект урока по теме: Звук [ ж], буквы Ж, ж. 1 класс Школа России.

Конспект урока по теме: Звук [ ж], буквы Ж, ж. 1 класс Школа России.

Конспект урока по теме: Звук [ ж], буквы Ж, ж. 1 класс Школа России.

Конспект урока по теме: Звук [ ж], буквы Ж, ж. 1 класс Школа России.

ШАРФИК БРАТУ ЗАВЯЖИ

ШАРФИК БРАТУ ЗАВЯЖИ

Конспект урока по теме: Звук [ ж], буквы Ж, ж. 1 класс Школа России.

Конспект урока по теме: Звук [ ж], буквы Ж, ж. 1 класс Школа России.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2023