Тема урока: Звук [ ж], буквы Ж, ж.
Хорошилова Н. А.
МБОУ СОШ №5, г. Саногорск
Цель: познакомить с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж.
Задачи урока: образовательные:
развивающие:
воспитательные:
Методы обучения:
· Словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.
Формы обучения:
· фронтальная работа;
· парная;
· индивидуальная
· групповая
Оборудование: звуковые схемы, образцы печатных букв «Ж» и «ж», карточки с буквами, полоски для составления букв Жж, индивидуальные карточки с заданиями, «светофоры» для самооценки.
1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент
У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь к гостям, поприветствуйте.
-Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Мы друг к другу повернулись и друг другу улыбнулись.
Садитесь.
Послушайте фрагмент песни и определите тему нашего урока.
О чём мы будем сегодня говорить на уроке? (о дружбе)
Работать мы будем по плану. И если хорошо поработаем, то к концу урока мы создадим Домик дружбы нашего класса.
Работа с пословицами.
Вспомните, какие пословицы о дружбе вы знаете.
- Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
- Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
- Ты, гроза, грозись, а мы друг друга держись.
- Старый друг лучше новых двух.
Работа по учебнику
Давайте ещё одну пословицу прочитаем в учебнике на стр. 24.
Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
Как вы её понимаете?
- Одиночка часто не может противостоять врагам, а вместе с друзьями можно стать непобедимым.
- А бывает, что друзья ссорятся?
Вывод: лучше не ссориться, а если поссорились, то постараться скорее помириться.
– И мы устанавливаем фундамент нашего дома.
2. Аналитический этап. Повторение пройденного.
Не смотря на то, что мы с вами проучились в школе совсем немного времени, чуть больше трёх месяцев, мы с вами кое-чему уже научились. Давайте кое-что вспомним, что мы уже знаем.
– Напомните, пожалуйста, какую букву мы недавно изучили? (Ша)
– Каким звуком она обозначается? [ш]
– Охарактеризуйте этот звук. (Согласный, всегда твёрдый, глухой)
– Прочтите слово (На карточке ШИТЬ)
– Какое правило есть в этом слове? (ШИ пиши с буквой И)
Ребята, составьте схему этого слова. Кто первый составит, проверьте схемы у ребят вашего ряда.
– Охарактеризуйте звуки. Ш-согл., тв., глух.; Ы-гл.; Ть-согл., мягк., глух
– Молодцы.
Игра «Живые буквы»
– Ребята, скажите, на какие 2 группы делятся все звуки в русском языке?
– На письме звуки обозначаются …?
– У вас на партах лежат карточки с буквами.
– Выйдите к доске те ребята, у которых гласные буквы. (а,о,у,я,и,ы,е)
– Назовите буквы на ваших карточках.
– Ребята, проверьте. Кто согласен, что это все гласные?
– Садитесь.
– Теперь выйдите те, у кого согласные буквы. (б,п,г,к,д,т,з,с,ш)
– Это буквы, а вы назовите соответствующие звуки.
– Скажите, это все согласные, которые мы уже изучили?
– Какие ещё мы знаем? (н,м,л,р,в,ч) (дети называют, я показываю их на ленте букв)
– Эти буквы я сегодня не раздала. Кто-нибудь догадался, почему?
– Всё верно, мы сегодня на уроке говорим о дружбе. И буквы я сюда вызвала те, у которых есть друг.
– А те согласные, которые перед нами (у доски), на какие группы можно разделить?
– Но это не просто звонкие и глухие согласные, но они ещё и …?
– Разбейтесь на пары.
Назовите парные звуки.
– Кто же остался без пары?
– Не расстраивайся, буква ш. У тебя тоже должна быть пара, и мы её сегодня найдём.
– Присаживайтесь все. Приступаем к поиску.
3. Постановка учебной задачи.
– Отгадайте загадку.
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (картинка жука)
Ребята, сейчас поработаем в парах. На партах составьте схему этого слова. (на доске несколько схем)
– Какая пара готова выйти, показать схему и охарактеризовать звуки?
– Кто согласен с выбором схемы? У кого такая же схема?
– Охарактеризуйте звуки.
–Молодцы. Садитесь.
– Произнесите первый звук отгадки.
– Какой звук в этом стихотворении чаще повторяется?
– Произнесите, как жужжит жук.
– Звук ж мы ещё не изучали. Так что же мы сегодня узнаем? (узнаем букву ж и каким звуком обозначается)
– Да. Тема нашего урока: Звук [ж]. Буквы Ж, ж. (картинка с буквой)
– Каковы цели нашего урока? (на доске записано)
1. Познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж.
2. Научиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой.
– Откройте учебники по закладке. Перелистните на одну страницу.
– Итак, второй пункт плана: познакомиться с характеристикой звука Ж.
Характеристика нового звука.
– Нам нужно охарактеризовать звук [ж].
– Произнесите ещё раз этот звук и скажите: гласный он или согласный?
– Кто согласен?
– Почему он согласный? Как вы это определили? (Воздух встречает преграду, звук не поётся)
– Теперь давайте определим: звонкий он или глухой. Приложите руки к горлышку. Какой?
Вспомните слова, которые начинаются на букву Ж, и назовите в словах первый звук
– Какой первый звук везде был?
– Попробуйте его произнести мягко. (…) Получилось? (нет)
– Вывод… (Звук Ж всегда твёрдый)
– Итак, теперь дайте полную характеристику звуку ж.
– Теперь поиграем в игру « Поймай звук». Я буду называть слова. Светофорчиком вы покажете, где в слове находится звук ж. Будьте внимательны.
(Железо, ножи, шалаш, пружина, нож, ножик, журнал, шапка, дружба, лужайка, шуба, Жанна.)
– Итак, второй пункт плана мы выполнили-звук Ж охарактеризовали.
– Какой третий пункт плана? (Познакомиться с буквой, которой обозначается на письме звук Ж).
– Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]? Повторите Ж.
– Посмотрите на неё. (картинка Ж)
– На кого похожа буква Ж? (картинка)
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! (С.Я.Маршак)
– (Показ Ж в алфавите) Вот буква Ж в алфавите. Перед ней стоит буква, которую мы ещё не изучали – буква Ё, а следует за буквой Ж буква З.
– На ленте букв буква Ж располагается вот здесь. (Показываю)
– Над какой буквой она расположилась? (ш) Значит они… (парные)
– Буква Ша, нашли мы тебе пару. (Вручаю букву Ж ученику).
– Выйдите теперь, пара. Назовите свои звуки (Ж-Ш) Садитесь.
– Работа в парах. У вас на партах лежат полоски из бумаги. Составьте вместе с соседом по парте 2 буквы Ж. Обратите внимание на длину полосок. (Кто закончил-поднимают светофорчики).
– Какие они у вас получились?
– У кого такие буквы получились? Молодцы.
– Для чего нужна заглавная Ж?
– Назовите слова, которые будут писаться с большой буквы Ж.
– Теперь слова на строчную ж.
– Продолжаем работу по плану. Звук изучили, букву узнали. Продолжаем строить наш домик.
– Что теперь?
Чтение слогов с буквой «Ж, ж».
Букву новую узнали
Образ мы её создали,
А теперь вперёд, друзья,
Сможем мы прочесть слоги и слова.
– Покажите в учебнике пальчиком нашу сегодняшнюю новую букву. Каким звуком она обозначается? Этот звук всегда…? (твёрдый) И читать мы его будем твёрдо, не зависимо от того, какой звук следует за ним.
– Читаем слоги на доске. (жа жо жу)
– А следующие 2 слога – особенные. Несмотря на то, что после Ж следуют Е и И, звук Ж произносится твёрдо. (ЖЕ, ЖИ)
– Запомните: жи пиши с буквой и. А схожее правило напомните нам.
– Теперь соединяем эти 2 правила: ЖИ – ШИ пиши с буквой И. (Карточку повесить) Повторите.
4. Первичное закрепление.
Чтение чистоговорок. По карточкам.
5. Закрепление. Работа в группах.
– Теперь работаем в группах. Каждая группа получила задание, в котором нужно соединить карточки, чтобы получилось у 1 группы – стихотворение. У 2 группы – пословицы. У 3 группы – рассказ.
Проверка.
Прочитайте, что у вас получилось.
1гр. У Вари был чиж. Чиж жил в клетке. И ни разу не пел. Варя пришла к чижу.
– Пора тебе, чиж, петь.
– Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь.
2 гр. Друга ищи, а нашёл – береги. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Человек без друзей, что дерево без корней. Сам пропадай, а друга выручай.
3 гр. Дружит с солнцем ветерок, а роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок, дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам поделить мы рады!
Только ссориться друзьям никогда не надо!
6. Включение в систему знаний и повторение.
Теперь прочитаем текст в учебнике.
– Я вам его сейчас прочту, а вы подумайте, как можно озаглавить этот текст? (Читаю)
– В какую игру играли дети? (жмурки)
– Как можно озаглавить текст? (Жмурки)
– Кому знакома эта игра?
– Какие правила этой игры? (…)
– Мы можем в неё играть в классе? (нет) А где можем?
– Какое слово спряталось у нас на страничке в звуковой схеме. Найдите. (жмурки)
– Какой по счёту наш звук Ж? (первый)
– Давайте определим ударный звук. Хором (…) (у)
– Теперь этот текст читаете вы по предложениям.
7.Рефлексия.
– Вот и заканчивается наш урок. Все пункты плана мы выполнили. Давайте подводить итоги.
– Какая была тема урока?
– Какие цели мы ставили перед собой?
– Поднимите руки те, кто достиг этих целей.
– Кто испытывал затруднения?
– Давайте посмотрим, кто как оценивает свою работу на уроке. Самооценка.
– Если было легко, вы не допускали ошибки и довольны своей работой, то зелёный светофорик.
Если вы испытывали затруднения, иногда допускали ошибки, то жёлтый.
Если было трудно, было много ошибок и вы совсем не довольны собой, то красный.
– Поднимите их.
– На память о нашем уроке я хотела бы подарить картинку-раскраску. Вам нужно будет раскрасить части картинки нужными цветами. А кто у вас получился, расскажете на следующем уроке.
– Молодцы! Спасибо за хорошую работу.
– Встаньте, пожалуйста. Урок окончен.
6. Подведение итогов
5. Работа в группах.
4. Чтение слогов с буквой Ж.
3. Знакомство с новой буквой Ж.
2. Характеристика звука [ж].
1. Работа с пословицами.
.
З – зелёный. Ж – голубой. Д – жёлтый. Г – коричневый. Ш – салатовый. Ц – красный. С – оранжевый.
З – зелёный. Ж – голубой. Д – жёлтый. Г – коричневый. Ш – салатовый. Ц – красный. С – оранжевый.
ШАРФИК БРАТУ ЗАВЯЖИ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.