Конспект урока по теме:"Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" 7 класс
Оценка 4.8

Конспект урока по теме:"Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" 7 класс

Оценка 4.8
docx
16.12.2024
Конспект урока по теме:"Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" 7 класс
физика 7 класс.docx

10.10.2024 г.                                                                                                         7 класс

 

                                                         Урок №12

        Тема урока: Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение

 

Цель:  формирование представления о механическом движении тел, его относительности, введение физических понятий: траектория, путь, равномерное и неравномерное  движение Задачи:

Образовательные: формировать знания и умения учащихся об относительности движения и покоя.

Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся посредством постановки проблемных вопросов; развивать умения выделять главное, сравнивать и анализировать; развитие речевых навыков учащихся, умений анализировать, умений делать выводы по изученному материалу.

Воспитательные: формировать познавательный интерес, логическое мышление, формировать познавательную мотивацию осознанием ученика своей значимости в Оборудование: компьютер, проектор,

Тип урока: изучение нового материала

                                               

                                                                       ХОД УРОКА:

1.      Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учебной деятельности, настрой учащихся)

2.      Актуализация опорных знаний (опрос по темам «Инерция. Масса — мера инертности тел», «Скорость. Единицы скорости»)

3.      Изучение нового материала

 В окружающем нас мире все пребывает в непрерывном и разнообразном движении. Движутся молекулы и атомы, из которых состоят все окружающие тела. От характера движения зависит, в каком агрегатном состоянии находится вещество и какими обладает свойствами. Движение повсюду - летят самолеты и птицы в небе, плывут корабли и рыбы в морях, движутся растительные соки в тканях деревьев и растений, течет кровь в кровеносных сосудах человека и животных. Люди и машины движутся относительно дороги, вода течет относительно берегов, Земля движется относительно Солнца, и вы сами движетесь, например, на перемене относительно класса.

Тема нашего сегодняшнего урока «Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение». Запишите тему урока в тетрадь.

Механика изучает простейшую форму движения материи – механическое движение.   

            Записать определение понятия механического движения: механическим движением называется изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.

Основные законы классической механики были открыты в XVII веке  английским учёным Исааком Ньютоном.

Изучить движение тела – значит определить, как изменяется его положение с течением времени. Если это известно, можно узнать положение тела в любой момент времени.  С учётом этого можно сформулировать основную задачу механики:

Основная задача механики состоит в том, чтобы определить положение тела в любой момент времени.

 

https://urok.1sept.ru/articles/628610/img4.jpg

 

 

На что мы обращаем внимание при наблюдении окружающего мира? На его изменчивость.

Какие изменения вы замечали? (Учащиеся приводят примеры.)

Как можно узнать, движется тело или нет? Нужно проследить, меняется ли его положение относительно других тел.

Приведите примеры изменения положения тела относительно других тел и состояния покоя тела. (Учащиеся приводят примеры, характеризуют их.)

В результате обсуждения делается заключение, что о движении тела можно судить, только указав, относительно каких тел рассматривается движение, т.е. удаляется от них или приближается к ним. Говорить о движении можно тогда, когда тело меняет своё положение среди окружающих его тел.

Так что же мы назовем механическим движением?

Какой вывод сделаете? Движение тела происходит лишь в том случае, если его положение относительно других тел изменяется.

Почему обязательно нужно указывать, относительно каких тел движется тело? Потому что тело относительно одних тел может двигаться, а относительно других может находиться в покое. Так, если мы едем в автобусе, то относительно придорожных столбов, домов, магазинов мы движемся, а относительно автобуса находимся в покое. https://urok.1sept.ru/articles/628610/img6.jpg

Опыт: относительность движения (с использованием автомобиля, указателей и "пассажира").

Значит движение и покой это понятия относительные. Объясните, в чем состоит относительность механического движения.

Обсуждение опыта:

Чтобы определить движется тело или находится в покое необходимо выбрать тело, относительно которого происходит или нет изменение положения тела, т.е. тело отсчета.

Какие предметы служили точкой отсчета движения? Дайте определение понятия "тело отсчета", приведите примеры. 

Записать определение понятия тело отсчёта: Тело, относительно которого рассматривается движение данного тела, называется телом отсчёта.

Тело отсчета выбирают произвольно. Это может быть что угодно: земля, здание, автомобиль, теплоход и т. д.

Примеры: человек, сидящий в поезде, движется относительно полотна железной дороги, но находится в покое относительно вагона поезда. Лежачий на Земле камень покоится относительно Земли, но движется (вместе с Землей) относительно Солнца. Самолет в небе движется относительно облаков, но покоится относительно сидящего в кресле пилота. Пассажир в поезде. Вагон для пассажира, есть тело отсчета, пассажир неподвижен относительно вагона, а вагон движется.

(начертить линии мелом на доске (прямолинейные, криволинейные)

Как движется любое тело в пространстве? Переходит из одного места в другое, движется по определенной линии - прямой, ломаной, кривой, в зависимости от направления движения.

Любое тело, перемещаясь в пространстве, оставляет видимые и невидимые следы или линии (прямолинейные, криволинейные).

Записать определение понятия траектория: линия, по которой движется тело из одной точки пространства в другую, называется траекторией.

Как вы думаете, если мы измерим длину траектории, что мы определим? Пройденный путь.

Записать определение понятия пройденный путь: путь – это длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени. Буквенное обозначение – s.

В математике и в физике существуют понятия векторной и скалярной величины. Что же это за величины? Скалярная величина имеет численное значение, но не имеет направление. Векторная же величина имеет и численное значение и направление.

Пройденный путь - скалярная величина. Скалярная величина имеет численное значение, но не имеет направление. Какие вы знаете единицы измерения пройденного пути? Километры, метры, сантиметры, дециметры, миллиметры. В международной системе единиц СИ за эталон пройденного пути выбран 1 метр:[s] =[м]

Опыт: определить путь, пройденный автомобилем за равные промежутки времени (описать опыт -использовали метроном, t=0,5 с; автомобиль приводил в движение грузик (подобрали массу грузика так, чтобы автомобиль двигался равномерно), перекинутый через блок, рассмотреть таблицу получившихся значений).

Что можно сказать о пройденном пути за данный промежуток времени? Сравните с другими отрезками пути. Эти пути, пройденные телом (автомобилем) за равные промежутки времени, одинаковые.

Такое движение называют равномерным.

Записать определение равномерного движения: движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит одинаковые пути, называют равномерным движением.

Опыт: определили путь, пройденный шариком по наклонному жёлобу за равные промежутки времени (использовали метроном, t=0,5 с).

Что можно сказать о пройденном пути за данный промежуток времени? Сравните с другими отрезками пути. Эти пути, пройденные телом (шариком) за равные промежутки времени, неодинаковые.

Такое движение называют неравномерным.

Записать определение неравномерного движения: движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит разные пути, называют неравномерным движением.

Физкультминутка

4.      Закрепление изученного материала

. Обсуждение вопросов.

а) Что называется механическим движением?

б) Почему указывают, относительно каких тел движется тело?

в) Что называется пройденным путем?

г) Какова единица пути в СИ?

2. Решение задач № 1, 2, 3.

Задача № 1.

В движущемся вагоне пассажирского поезда на столе лежит книга. В покое или движении находится книга относительно: а) стола; б) рельсов; в) пола вагона; г) телеграфных столбов?

Ответ: а) в покое; б) в движении; в) в покое; г) в движении.

Задача № 2

Какую траекторию при движении описывает центр колеса автомобиля относительно прямолинейной дороги?

Ответ: прямую линию.

Задача № 3

Рассмотрите движение концов минутной и часовой стрелок часов. Что между этими движениями общего? Чем они отличаются друг от друга?

Ответ: траектории движения концов обеих стрелок - окружности; пути, пройденные концом каждой стрелки по окружности за некоторый отрезок времени, различны.

5.      Рефлексия. Подведение итогов

Итак, сегодня на уроке вы познакомились с механическим движением, его видами, а также, что называется путем, перемещением, траекторией и повторили ранее изученный материал и закрепили новый.

Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

Что не понравилось?

Достигли ли Вы тех целей, которые поставили в начале урока?

А теперь давайте выставим оценки.

     6.   Домашнее задание

1. §14, 15 изучить, Упр. 6 все задания выполнить, ответить на вопросы Стр. 48.


 

Урок №12 Тема урока:

Урок №12 Тема урока:

На что мы обращаем внимание при наблюдении окружающего мира?

На что мы обращаем внимание при наблюдении окружающего мира?

Земли, но движется (вместе с Землей) относительно

Земли, но движется (вместе с Землей) относительно

Задача № 1. В движущемся вагоне пассажирского поезда на столе лежит книга

Задача № 1. В движущемся вагоне пассажирского поезда на столе лежит книга
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2024