Тема: «Теория вероятностей и математическая статистика. Представление данных в таблицах».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Задачи:
· Способствовать запоминанию основной терминологии;
· Способствовать развитию интереса к математике; умений применять новый материал на практике и в жизни.
Ход урока
1. Организационный момент. (4мин.)
Рассказать тему урока. Определить цели и задачи урока.
2. Выступление учителя с презентацией (13мин).
Окружающий мир полон случайностей. Заморозки и оттепели, ураганы, паводки и засуха, подъемы и спады экономики, болезни, неожиданные встречи- все эти события во многом случайны. и каждому человеку необходимо на учиться измерять случайность числом, вычислять шансы различных событий.
Наука, которая занимается способами сбора, обработки и представления больших массивов данных , называется СТАТИСТИКОЙ.
Слово статистика происходит от латинского слова status, что в Средние века означало «политическое состояние вещей». В науку этот термин был введен немецким ученым Готфридом Ахенвалем (1719—1772), и означал он тогда «государствоведение». (Слайд 2)
Статистика это:
• наука, которая занимается способами сбора, обработки и представления больших массивов данных.
• наука, изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной, количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.
• наука, изучающая процессы, происходящие в обществе, оценивающая их количественные и качественные параметры. (Слайд 3)
В настоящее время термин «статистика» употребляется в трех значениях:
• отрасль практической деятельности по сбору, обработке, анализу и публикации массовых цифровых данных о самых различных явлениях и процессах общественной жизни;
• цифровые сведения, фактические данные, представляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, а также публикуемые в сборниках, периодической печати, которые являются результатом статистической работы;
• отрасль общественных наук, специальная научная дисциплина, изучаемая в учебных заведениях.(Слайд 4)
Статистика имеет дело с реальными данными, упорядочивая их, описывая и пытаясь делать разумные выводы и принимать решения.
Статистика очень важна для управления: она показывает, как идут дела. Нельзя управлять автомобилем без приборов, показывающих скорость, запас топлива, температуру двигателя. Точно так же нельзя управлять государством или даже маленьким городом без статистики. Не зря в самом слове «статистика» присутствует корень «стат» — государство.(Слайд 5)
В России сбором и обработкой статистических данных занимаются Центральный банк Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, министерства и ведомства. План сбора статистических данных (Федеральный план статистических работ) разрабатывает Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Официальная статистическая информация доступна каждому.
Самым масштабным статистическим исследованием является Всероссийская перепись населения.(Слайд 6)
Важно не только собрать информацию. Нужно уметь ее представить в удобном виде, для дальнейшей работы с ней. Чтобы упорядочивать большие массивы данных, используют таблицы, в которых гораздо легче искать информацию, чем в обычном тексте. В таблице каждое значение находится в своей ячейке, а однородные сведения сгруппированы в одной графе. Если данные подходящим образом помещены в таблицу, то их удобно сравнивать.
Таблица – простой и удобный способ упорядочить данные. (Слайд 7)
Величины, которые изучает статистика, изменчивы - они подвержены случайным колебаниям. Меняются курсы валют, цены на нефть и газ. Даже в школьной жизни множество изменчивых величин: число учеников в классе каждый день.
Раздел науки, изучающий случайные явления, называется ТЕОРИЕЙ ВЕРОЯТНОСТИ.
Теория вероятностей — раздел математики, в котором изучаются общие закономерности случайных явлений массового характера независимо от их конкретной природы. Она разрабатывает методы количественной оценки влияния случайных факторов на различные явления. Знание этих закономерностей позволяют предвидеть, как эти события будут протекать в реальном опыте.
Стати́стика — отрасль знаний, наука, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения, мониторинга, анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных и их сравнение; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме. Специалист (учёный) в области статистики именуется Статистик.(Слайд8)
3. Работа с учебником (17мин).
Рассмотрим примеры заполнения таблиц на странице 8 учебника (пример 1, пример 2).
Письменно выполним в тетрадях задание номер 3-8.
Подведение итогов (5мин):
Что такое статистика?
Какие организации в Российской Федерации занимаются статистикой?
Как удобнее представлять статистические данные?
Какими таблицами вы пользуетесь в быту и в учёбе?
Домашнее задание (1мин):
Изучить пункты 1, 2 письменно выполнить номер 9, 10.
Литература
1. Общая теория статистики: конспект лекций / С. Л. Логинова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011.90 с.
2. Математика. Вероятность и статистика: 7-9-е классы: базовый уровень: учебник в 2 частях/И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко; под ред. И.В. Ященко. – Москва: Просвещение, 2023.
3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.