Конспект открытого урока русского языка в 5 «А» классе
Учитель: Гимонова Ксения Юрьевна
Дата проведения: 19 марта 2016 года
Тема: «Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского “Сирень в корзине”».
Цель: дать понятие натюрморта, подготовить обучающихся к художественному описанию натюрморта; повторить правила написания и оформления сочинений, правила разработки плана; воспитывать интерес к тексту описательного характера по произведению живописи, развивать у учащихся культуру речи, чувство стиля, способности к описательной речи.
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные (знать понятие «натюрморт»; уметь в устной и письменной форме описывать изображенные на картине предметы, используя синонимы, предупреждать повторы слов).
2. Метапредметные (способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение аргументированно отвечать на вопросы учителя; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность к конструированию предложений; адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; умение создавать текст-описание)
3. Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества со сверстником; уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников урока).
4. Личностные (осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию).
Основные понятия: художественное описание, натюрморт.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, частично-поисковый, исследовательский, эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная.
Тип урока: урок развития речи, интегрированный урок.
Учебно-методический комплекс: УМК под редакцией Т.А Ладыженской.
Оборудование: презентация по теме урока, видеоролики «Сирень» С.В. Рохманинова и «Сирень» В. Рождественского, компьютер, проектор, раздаточный материал.
Ход урока:
1. Этап мотивации
Слово учителя:
- Добрый день, ребята! Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием:
Придумано
кем-то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Учитель. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.
2. Актуализация и пробное учебное действие
- Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы должны подготовиться к описанию необычного поэтического предмета. А вот какого, вы узнаете чуть позже. Я думаю, что вы сами догадаетесь и определите тему и цели нашего урока.
3. Словарно-орфографическая работа (объяснительный диктант)
Бледно-розовая, сиреневый аромат, фиолетовые и лиловые оттенки, белоснежные грозди, чудесный букет, праздник природы, роскошные цветы, зелененькие с тонкими прожилками листья.
4. Целеполагание
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
- Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадях число и тему урока.
Какие цели мы ставим перед собой? Какие задачи будем решать?
- Правильно. Сегодня на уроке мы будем учиться читать натюрморт «Сирень в корзине» П.П. Кончаловского, а итогом нашей работы будут ваши сочинения по данному произведению живописи.
5. Выявление места и причины затруднения
- Какие жанры живописи вы знаете?
- Что же такое натюрморт?
Натюрморт – от французского "натюр"- природа + "морт" – мёртвый. Буквально мёртвая природа. Натюрморт - это один из жанров живописи.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу
Знай, что это натюрморт.
- Как видите, Пётр Петрович Кончаловский любил писать натюрморты, но больше всего он любил изображать цветы.
Небольшое сообщение о П.П. Кончаловском (подготовленный ученик)
- Кончаловский говорил: «Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы».
Ведь прекрасная душистая сирень была воспета не только поэтами, художниками, но и композиторами.
- Композиторы тоже любят сирень и посвящают этому замечательному созданию природы свои произведения, теперь уже какие?..
- Правильно – музыкальные!
- Любовь к белой сирени композитор Сергей Васильевич Рахманинов пронёс через всю жизнь. Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в имении Онег Новгородской губернии, в дворянской семье. Интерес к музыке проявился у него очень рано, и первым учителем была мать. Рахманинов учился сначала в Петербургской, а затем в Московской консерватории. Он много гастролировал, побывал практически во всех странах Европы, был в Англии, США, Канаде, Скандинавии. Рахманинов выступал как пианист и дирижер - исполнитель собственных произведений. К сожалению, он уехал из России в 1917 году, жил в США, там и умер в1943 году.
- По его словам, сирень была «царицей его души». Свою нежную любовь к этим цветам композитор передал в музыкальном образе сирени. Послушайте его пьесу «Сирень». Вслушайтесь в себя, какие картины будут возникать у вас, когда вы будете слушать пьесу?
Звучит пьеса «Сирень» С. Рахманинова.
Демонстрируется видеоролик записи музыки С.В. Рахманинова «Сирень».
6.Беседа по глобальному восприятию.
- Прекрасная музыка, не правда ли? Какие чувства она у вас вызвала?
- Расскажите о том, что вы услышали и “увидели” в сиреневом саду.
- Опиши запахи сада.
- Какой вы представляли сирень в “музыкальном” саду?
- Какие чувства вызывала у вас картина Кончаловского?
- Созвучно ли настроение музыки и картины?
– Какая же сирень предстала перед вами в этом музыкальном саду?
- Обратите внимание, в самой пьесе не называется цветовая гамма, краски сиреневого сада. Это не доступно музыке, искусству звуков.
- Но музыка, если ее внимательно слушать, помогает вспомнить, как выглядит живая сирень, и поэтому слушателям иногда кажется, что они увидели и бушующий сад, и гордые ветви сирени, как будто нарисованные волшебным художником.
- Мы услышали восхищение композитора. Но и писатели, поэты тоже изображали и изображают этот замечательный цветок. У вас на партах текст стихотворения Всеволода Рождественского. Вы чуть позже сможете поработать по этому тексту. А сейчас я предлагаю послушать, как теперь уже не красками живописца, не через музыку, а с помощью поэтического слова можно описать сирень.
- Слушаем и смотрим… Слушая его, обратите внимание на прилагательные, которые использует поэт, описывая сирень… Впитываем в себя красоту слова и музыки…
Демонстрируется видеоролик записи стихотворения Вс. Рождественского «Сирень» в музыкальном сопровождении .
- Какое впечатление у вас осталось от просмотра? - Да, эта чудесная сирень вызывает хорошее настроение, напоминает о весне. Я надеюсь, что вы обратили внимание на прилагательные, которые использует поэт, описывая сирень.
- Какой вывод мы можем сделать на этом этапе работы?
- Молодцы! Вы обратили внимание, что и композитор, и поэт, и художник изображают один и тот же предмет по-своему: художник – красками, композитор – звуками, поэт – используя выразительные средства языка, эпитеты, метафоры.
Учитель. Как вы думаете, как появилось слово СИРЕНЬ?
Учитель. Вы правы, версий много… Существует древнегреческая легенда.
Легенда о Сирени
Молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах.
Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень.
Вот так гласит древнегреческая легенда.
Учитель. Очень красивая легенда…
7. Детальный анализ и сбор языкового материала.
- Теперь давайте вместе с художником Петром Петровичем Кончаловским войдём в просыпающийся сиреневый сад и вернёмся оттуда с прекрасным букетом, возможно с таким, какой изображён на его картине.
- Посмотрите на эту картину. Художник сумел воспеть свежесть и многоцветное богатство душистых грОздьев (или гроздЕй) сирени. Легкими мазками написана картина. П. Кончаловский не ставил перед собой цель выписать каждую звездочку цветка, каждый листик. И от этого букет лишь только приобрёл какую-то волшебную объёмность, кажется, что можно дотронуться до сирени рукой, ощутив пальцами нежную прохладу лепестков. Глядя на эту картину, мы понимаем, что её написал влюблённый в цветы человек. Сам П. П. Кончаловский писал: «В этом букете всё цветёт, живёт, радуется».
- Назовите предметы, изображенные на картине.
- Рассмотрите внимательно картину. Какого цвета, каких оттенков эта сирень? Какие словосочетания с прилагательными мы можем подобрать для описания сирени?
–
Опишите грозди сирени.
– А как можно описать цветы сирени?
– С чем можно сравнить кисти сирени?
-
Все ли листья освещены одинаково? Какие они?
– Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету?
– Опишите корзину, в которой стоит сирень.
-
На каком фоне изображена сирень? Почему?
– Какое настроение навевает картина? Сумел ли художник передать своё восхищение
этими цветами?
8. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
План:
1. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов.
2. Чудесный букет сирени:
а) цвет;
б) гроздья;
в) листья;
г) корзина.
3. «В букете всё живет, цветёт и радуется»
9. Рефлексия. Подведение итогов.
- Вот и окончилось наше путешествие в сиреневый сад. Каким же вы увидели и услышали этот сад вместе с поэтами, художником, композитором?
– Сегодня я узнал…
– Было интересно…
– Было трудно…
– Я выполнял задания…
– Я понял, что…
- Мы только что с вами побывали в сиреневом саду, мысленно нарвали огромный букет цветов.
- На следующем уроке сегодня вы попытаетесь описать увиденное. А помогут вам в этом те материалы, которые лежат у вас на партах, и записи в тетрадях.
- Всё оставляете на партах. Вы идёте на перемену. Класс нужно хорошо проветрить. В начале следующего урока мы ещё поработаем над опорными словами и обогащением словарного запаса. Затем вы напишите сочинение.
На втором уроке учащиеся пишут сочинение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.