Конспект урока "Подготовка к написанию сочинения-описания по картине "Сирень в корзине" П.П. Кончаловского
Оценка 4.7

Конспект урока "Подготовка к написанию сочинения-описания по картине "Сирень в корзине" П.П. Кончаловского

Оценка 4.7
docx
22.06.2020
Конспект урока "Подготовка к написанию сочинения-описания по картине "Сирень в корзине" П.П. Кончаловского
Конспект открытого урока русского языка в 5.docx

Конспект открытого урока русского языка в 5 «А» классе

Учитель: Гимонова Ксения Юрьевна

Дата проведения: 19 марта 2016 года

Тема: «Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского “Сирень в корзине”».

Цель: дать понятие натюрморта, подготовить обучающихся к художественному описанию натюрморта; повторить правила написания и оформления сочинений, правила разработки плана; воспитывать интерес к тексту описательного характера по произведению живописи, развивать у учащихся культуру речи, чувство стиля, способности к описательной речи.

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные (знать понятие «натюрморт»; уметь в устной и письменной форме описывать изображенные на картине предметы, используя синонимы, предупреждать повторы слов).

2. Метапредметные (способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение аргументированно отвечать на вопросы учителя; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность к конструированию предложений; адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; умение создавать текст-описание)

3. Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества со сверстником; уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников урока).

4. Личностные (осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию).

Основные понятия: художественное описание, натюрморт.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, частично-поисковый, исследовательский, эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Тип урока: урок развития речи, интегрированный урок.

Учебно-методический комплекс: УМК под редакцией Т.А Ладыженской.

Оборудование: презентация  по теме урока, видеоролики «Сирень» С.В. Рохманинова и «Сирень» В. Рождественского, компьютер, проектор, раздаточный материал.

Ход урока:

1.     Этап мотивации

Слово учителя:

- Добрый день, ребята! Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым. 
Пусть доброе утро длится до вечера!

Учитель. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

2.     Актуализация и пробное учебное действие

- Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа.  Мы должны подготовиться к описанию необычного поэтического предмета. А вот какого, вы узнаете чуть позже. Я думаю, что вы сами догадаетесь и определите тему и цели нашего урока.

3.     Словарно-орфографическая работа (объяснительный диктант)

Бледно-розовая, сиреневый аромат, фиолетовые и лиловые оттенки, белоснежные грозди, чудесный букет, праздник природы, роскошные цветы, зелененькие с тонкими прожилками листья.

4.     Целеполагание

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

- Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадях число и тему урока.

Какие цели мы ставим перед собой? Какие задачи будем решать?

- Правильно. Сегодня на уроке мы будем учиться читать натюрморт «Сирень в корзине» П.П. Кончаловского, а итогом нашей работы будут ваши сочинения по данному произведению живописи.

5. Выявление места и причины затруднения

- Какие жанры живописи вы знаете?

- Что же такое натюрморт?  

  Натюрморт  –  от французского "натюр"- природа + "морт" – мёртвый. Буквально мёртвая природа. Натюрморт -  это один из жанров живописи.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу

Знай, что это натюрморт.

- Как видите, Пётр Петрович Кончаловский любил писать натюрморты, но больше всего он любил изображать цветы.

Небольшое сообщение о П.П. Кончаловском (подготовленный ученик)

- Кончаловский говорил: «Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы».

Ведь прекрасная душистая сирень была воспета не только  поэтами, художниками, но и композиторами.

- Композиторы тоже любят сирень и посвящают этому замечательному созданию природы свои произведения, теперь уже какие?..

 - Правильно – музыкальные!

- Любовь к белой сирени композитор Сергей Васильевич Рахманинов пронёс через всю жизнь. Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в имении Онег Новгородской губернии, в дворянской семье. Интерес к музыке проявился у него очень рано, и первым учителем была мать. Рахманинов учился сначала в Петербургской, а затем в Московской консерватории.  Он много гастролировал, побывал практически во всех странах Европы, был в Англии, США, Канаде, Скандинавии. Рахманинов выступал как пианист и дирижер - исполнитель собственных произведений. К сожалению, он уехал из России в 1917 году, жил в США, там и умер в1943 году. 

- По его словам, сирень была «царицей его души». Свою нежную любовь к этим цветам композитор передал в музыкальном образе сирени. Послушайте его пьесу «Сирень». Вслушайтесь в себя, какие картины будут возникать у вас, когда вы будете слушать пьесу?

Звучит пьеса «Сирень» С. Рахманинова.

Демонстрируется видеоролик записи музыки С.В. Рахманинова «Сирень».

6.Беседа по глобальному восприятию.

- Прекрасная музыка, не правда ли? Какие чувства она у вас вызвала?

- Расскажите о том, что вы услышали и “увидели” в сиреневом саду.

- Опиши запахи сада.

- Какой вы представляли сирень в “музыкальном” саду?

- Какие чувства вызывала у вас картина Кончаловского?

- Созвучно ли настроение музыки и картины?

– Какая же сирень предстала перед вами в этом музыкальном саду? 

- Обратите внимание, в самой пьесе не называется цветовая гамма, краски сиреневого сада. Это не доступно музыке, искусству звуков.

- Но музыка, если ее внимательно слушать, помогает вспомнить, как выглядит живая сирень, и поэтому слушателям иногда кажется, что они увидели и бушующий сад, и гордые ветви сирени, как будто нарисованные волшебным художником.

- Мы услышали восхищение композитора. Но и писатели, поэты тоже изображали и изображают этот замечательный цветок. У вас на партах текст стихотворения Всеволода Рождественского. Вы чуть позже сможете поработать по этому тексту. А сейчас я предлагаю послушать, как теперь уже не красками живописца, не через музыку, а с помощью поэтического слова можно описать сирень.

- Слушаем и смотрим…  Слушая его, обратите внимание на прилагательные, которые использует поэт, описывая сирень… Впитываем в себя красоту слова и музыки…

Демонстрируется видеоролик записи стихотворения Вс. Рождественского «Сирень» в музыкальном сопровождении .

- Какое впечатление у вас осталось от просмотра? -  Да, эта чудесная сирень вызывает хорошее настроение, напоминает о весне. Я надеюсь, что вы обратили внимание на прилагательные, которые использует поэт, описывая сирень.

- Какой вывод мы можем сделать на этом этапе работы?

- Молодцы! Вы обратили внимание, что и композитор, и поэт, и художник изображают один и тот же предмет по-своему: художник – красками, композитор – звуками, поэт – используя выразительные средства языка, эпитеты, метафоры.

Учитель. Как вы думаете, как появилось слово СИРЕНЬ?

Учитель. Вы правы, версий много…  Существует древнегреческая легенда.

Легенда о Сирени

    Молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах.

    Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень.

     Вот так гласит древнегреческая легенда.

 

Учитель. Очень красивая легенда…

7. Детальный анализ и сбор языкового материала.

- Теперь давайте вместе с художником Петром Петровичем  Кончаловским войдём в просыпающийся сиреневый сад и вернёмся оттуда с прекрасным букетом, возможно с таким, какой изображён на его картине.

- Посмотрите на эту картину. Художник сумел воспеть свежесть и многоцветное богатство душистых грОздьев (или гроздЕй) сирени. Легкими мазками написана картина. П. Кончаловский не ставил перед собой цель выписать каждую звездочку цветка, каждый листик. И от этого букет лишь только приобрёл какую-то волшебную объёмность, кажется, что можно дотронуться до сирени рукой, ощутив пальцами нежную прохладу лепестков. Глядя на эту картину, мы понимаем, что её написал влюблённый в цветы человек. Сам П. П. Кончаловский писал: «В этом букете всё цветёт, живёт, радуется».

- Назовите предметы, изображенные на картине.

- Рассмотрите внимательно картину. Какого цвета, каких оттенков эта сирень? Какие словосочетания с прилагательными мы можем подобрать для описания сирени?

– Опишите грозди сирени.
– А как можно описать цветы сирени?
– С чем можно сравнить кисти сирени?

- Все ли листья освещены одинаково? Какие они?
– Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету? 
– Опишите корзину, в которой стоит сирень.

- На каком фоне изображена сирень? Почему?
– Какое настроение навевает картина? Сумел ли художник передать своё восхищение этими цветами?

8. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

    План:

1. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов.

2. Чудесный букет сирени:

      а) цвет;

      б) гроздья;

      в) листья;

      г) корзина.

3. «В букете всё живет, цветёт и радуется»

9. Рефлексия. Подведение итогов.

- Вот и окончилось наше путешествие в сиреневый сад. Каким же вы увидели и услышали этот сад вместе с поэтами, художником, композитором? 

– Сегодня я узнал…

– Было интересно…

– Было трудно…

– Я выполнял задания…

– Я понял, что…

- Мы только что с вами побывали в сиреневом саду, мысленно нарвали огромный букет цветов.

- На следующем уроке сегодня вы попытаетесь описать увиденное. А помогут вам в этом те материалы, которые лежат у вас на партах, и записи в тетрадях.

- Всё оставляете на партах. Вы идёте на перемену. Класс нужно хорошо проветрить. В начале следующего урока мы ещё поработаем над опорными словами и обогащением словарного запаса. Затем вы напишите сочинение.

На втором уроке учащиеся пишут сочинение.

 

 

 


 

Конспект открытого урока русского языка в 5 «А» классе

Конспект открытого урока русского языка в 5 «А» классе

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, частично-поисковый, исследовательский, эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, частично-поисковый, исследовательский, эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная

Как вы думаете, о чём пойдёт речь? -

Как вы думаете, о чём пойдёт речь? -

Онег Новгородской губернии, в дворянской семье

Онег Новгородской губернии, в дворянской семье

Всеволода Рождественского. Вы чуть позже сможете поработать по этому тексту

Всеволода Рождественского. Вы чуть позже сможете поработать по этому тексту

Учитель. Очень красивая легенда… 7

Учитель. Очень красивая легенда… 7

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Конспект урока "Подготовка к написанию сочинения-описания по картине "Сирень в корзине" П.П. Кончаловского

Конспект урока "Подготовка к написанию сочинения-описания по картине "Сирень в корзине" П.П. Кончаловского
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2020