Конспект урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое доброта»».
Оценка 4.7

Конспект урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое доброта»».

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
9 кл
10.12.2019
Конспект урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое доброта»».
Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое доброта»».
КОНСПЕКТ УРОКА.doc

 

Направление: гуманитарное

Предмет: русский язык

Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое доброта»».

УМК: Программа для общеобразовательных учреждений под редакцией Е.А. Быстровой (М.: «Русское слово», 2010 г.)

«Русский язык: учебник для 8 класса / Под ред. Е.А. Быстровой в 2-х частях. – М.: Русское слово, 2014г.

Уровень обучения: базовый

Раздел: Развитие речи

Недельная нагрузка: 3 часа,105 часов в год.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1час

Тип урока: усвоения нового

Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческое задание; работа с текстом; чтение и анализ текста.

Методы: исследовательский, эвристический.

Виды деятельности запись материала, с текстом, ответы на создание собственных высказываний.

Оборудование: компьютер, экран.

Наглядность: раздаточный материал, презентация, видеоролик, песня « Я рисую этот мир»

 

Урок направлен на отработку навыков понимания и анализа исходного текста: выявления и формулирования проблемы, умения ее прокомментировать. Работа направлена на отработку умения написания сочинения по исходному тексту на морально-этическую тему.

 

 

 

СЦЕНАРИЙ УРОКА

русского языка в 9 классе

 

 

Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое доброта»».

 

Цель урока: способствовать формированию навыка  написания сочинения - рассуждения

Цель:

- выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;

- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

Задачи:

1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся,  как доброта, милосердие, отзывчивость, человечность.

Ход урока.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивационный настрой

 

 

 

-Добрый день, дорогие ребята! Мы начинаем наш урок. Наш урок я хотела бы начать с эпиграфа, помещенного на слайде, давайте прочтём его и запишем в тетрадях, к нему мы будем обращать в течение урока.

Пока человек чувствует боль – он жив.

Пока человек чувствует чужую боль – он Человек

Приветствуют  учителя, записывают  число в рабочих листах, читают эпиграф и записывают  его.

Регулятивные

(умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы).

Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).

Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование).

2.Актуализация знаний

-Однажды великий философ Древней Греции Диоген зажег днем фонарь и пошел с ним по городу. На недоуменные вопросы горожан он отвечал кратко: «Ищу человека» (то есть «настоящего», полноценного в нравственном отношении; при встрече с таким человеком фонарь Диогена должен был погаснуть).

--Что имел в виду Диоген, говоря о том, что ищет он настоящего человека?

-Тем самым философ хотел сказать, что найти совершенного человека, который полностью отвечал бы этому званию, практически невозможно, его буквально «днем с огнем не сыщешь» (известная русская поговорка)

-Я попрошу вас посмотреть видеоролик 

-Какими качествами обладают герои фильма?

- Итак, можно ли героя назвать настоящим человеком?

 

-Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть человеком с большой буквы?( доброта, человечность, милосердие, сострадание).

 

-Скажите пожалуйста, в  каких видах заданий по русскому языку мы можем встретить  рассуждение  о доброте, милосердии, сострадании? (работа с текстом, изложение, сочинение).

 

- Какие виды сочинений вам известны? ( сочинение по картине-сочинение-описание, сочинение, рассказывающие о каких-то событиях, сочинение- повествование, сочинения, раскрывающие смысл высказывания, тезиса- сочинение-рассуждение).

 

-Что мы должны знать для успешного написания сочинения-рассуждения? (внимательное прочтение текста, структуру сочинения)

 

Слушают учителя

 

Отвечают на вопрос

 

 Смотрят видеоролик

Отвечают на вопросы

 

 

Обобщают сказанное

 

Вспоминают ранее изученное. обобщают

 

 

 

 

Познавательные

(освоение базовых понятий; умение использовать ранее полученную информацию, овладение алгоритмом структуры сочинения-рассуждения; умение понимать мысль, выраженную в высказывании; аргументировать собственную точку зрения, выстраивать логическую цепочку доказательства и делать вывод, умение правильно, логично и связно представлять учебную информацию, умение применять ранее приобретенные знания, умения, навыки при выполнении конкретного задания).

Коммуникативные

 (умение полно и ясно выражать свои мысли, умение слушать и слышать).

Личностные

(понимание значимости приобретенных знаний и умений, умение понимать нравственные идеи текста, использование приобретенных знаний, умений, навыков в учебной деятельности).

3.Постановка целей урока, определение темы урока

 

-Обобщим всё сказанное: над чем предстоит сегодня поработать? (подготовкой к написанию сочинения – рассуждения на тему «»).

Запишем тему урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему: «…..

-Какова цель нашей работы? (подготовиться писать сочинение, вспомнить структуру сочинения, поработать с тестом, определить его тему, основную мысль)

Определяют тему урока, ставят цели на предстоящий урок

Регулятивные

(осмысленное действие).

Познавательные

(умение формулировать проблему, аргументировать собственную точку)

 

4.Работа по теме урока

Я предлагаю поработать с текстом В. Сухомлинского «Горбатая девочка»

Чтение текста

Второй класс решал задачу. Тридцать пять учеников склонились над тетрадями. Вдруг в дверь класса кто-то тихо постучал.

– Открой дверь и посмотри, кто стучит, – сказал учитель Юре, шустрому черноглазому мальчику, который сидел за первой партой.

Юра открыл дверь. В класс вошел директор школы вместе с маленькой девочкой – новой школьницей. Тридцать пять пар глаз изучали девочку.

Она была горбатая.

Учитель, затаив дыхание, повернулся к классу. Он смотрел на шаловливых мальчиков, и в его глазах дети читали мольбу: пусть не увидит девочка в ваших глазах ни удивления, ни насмешки.

В детских глазах светилось только любопытство. Они смотрели в глаза новой ученицы и ласково улыбались.

Учитель облегченно вздохнул.

– Эту девочку зовут Оля, – сказал директор. – Она приехала к нам издалека. Кто уступит ей место на первой парте и перейдет на последнюю? Видите, какая она маленькая…

Все шесть мальчиков и девочек, сидевших за первыми партами, подняли руки и стали просить: я перейду…

Оля села за первую парту.

Класс выдержал испытание.

Работа по тексту

На основе этого текста вам предстоит написать сочинение-рассуждение.

- Кто является главным героем текста? Что узнали о них?

-Почему волновался  учитель?

-Какие слова служат подтверждением этому?

- Как повели себя ребята? Найдите подтверждение в тексте

-Так о каких же качествах детей идёт речь в этом тексте?               

- Как думаете, какое нравственно-этическое понятие объединяющее видеоролик и текст рассказ Василия Сухомлинского «Горбатая девочка», эпиграф и притча о Диогене   станет темой сочинения ?

-Допишем тему у рока: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему: «Что такое доброта»

-Мы ответили на вопрос, что такое доброта, нашли пример доброты в тексте. А теперь давайте вспомним структуру  сочинения- рассуждения?( тезис, аргумент №1, аргумент №2, вывод).

Подбор материала к сочинению:

1-й абзац в структуре сочинения – это вступление. Тезис                     

                           Это ответ на вопрос: что это такое?

По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное нами определение.

Есть разные способы толкования лексического значения слова.

1.Перечисление основных признаков, составляющих понятие.

Доброта-это душевное качество человекакоторое выражается в нежномзаботливом отношении к другим людямв стремлении сделать что-то хорошеепомочь им.

2. Перечисление синонимов.

-Какие синонимы к слову доброта можно подобрать? (добродушие, добросердечие, добросердечность, мягкосердечие, мягкосердечность; благодушие, добродушие; отзывчивость; душевность; благодушие; человеколюбие)

- Комментарий   к определению  должен быть логически связан с дальнейшими аргументами - примерами из текста и вашего жизненного опыта.  (Доброта обязательно  должна быть действенной, должна проявляться в добрых поступках, в помощи нуждающимся. Добрый  человек, всегда бескорыстно поможет окружающим и вовремя придёт на помощь.

-Попробуйте написать вступление.

- 2-й абзац. Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:

- Обратимся к тексту (автор). Предложение №.

- Доказательства находим в тексте(автор). Так, предложение №…

- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…

- Это можно доказать, обратившись к предложению… текста. В нем… 

- А в нашем случае можно использовать такое предложение-мостик:

            Именно таким человеком является герои текста 

- Мы с вами уже поняли текст, пишем о героях, вспомним вопросы анализа: кто они,  их поступки?

Ребята поняли взгляд учителя, который был наполнен мольбой, чтобы «не увидела  девочка в ваших глазах ни удивления, ни насмешки». В их глазах «светилось только любопытство. Они смотрели в глаза новой ученицы и ласково улыбались».

 

- Напишите первый аргумент

 

- 3-й абзац. Аргумент №2

-Чтобы наше сочинение получилось краше, выразительнее, интереснее 2 аргумент мы должны взять из жизненного опыта. Но так как у нас не очень богатый жизненный опыт, можно брать аргументы из книг, газетных статей, просмотренных фильмов или телепередач.

- А с  примерами проявления  доброты часто  приходится сталкиваться в жизни. Например, …..

Подтверждением тому, что добрых людей, к счастью, много,  являются события, связанные с….

Чтобы доказать необходимость  доброты  в жизни, приведу пример (обращусь к истории, обращусь к биографии…., обращусь к произведению …)                        

В телепередаче «                     » показывают малышей из детского дома, нуждающихся в родительском тепле. Радостно сознавать, что в нашей стране очень много людей, желающих стать для них настоящими родителями, дарить свою любовь.

- Попробуйте  написать 2 аргумент.

- Приступаем к написанию вывода

 4-й абзац. Заключение. Вывод.

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.

Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и  не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами

значит, итак, следовательно, таким образом

или речевым клише

мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного  и т.д.

- Попробуйте написать вывод. Таким образом, доброта  – это готовность без раздумий оказать помощь ближнему.

Запиши свой вывод.

 

 

Слушают текст

 

 

 

Анализируют текст, отвечают на вопросы

 

 

 

 

Дописывают тему урока

 

 

 

 

 

Систематизируют материал к сочинению

Слушают учителя, просматривают презентацию, делают пометки в тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечисляют основные признаки, составляющие понятие

 

Перечисляют синонимы

 

 

 

 

 

Пишут вступление.

Обращаются к тексту, ищут ответы в тексте

Работают с презентацией

 

 

 

 

Отвечают на вопрос

 

Пишут 1 аргумент

 

 

 

Отвечают на вопросы, приводят свои примеры из жизни и художественной литературы

 

 

 

Пишут 2 аргумент

 

Работают с презентацией

 

 

 

 

 

 

 

Пишут вывод, зачитывают черновые записи  своих  сочинений

Регулятивные

(осмысленное действие).

Познавательные

(умение комментировать авторские рассуждения, выдвигать гипотезу, формулировать проблему, аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию автора, выстраивать логическую цепочку рассуждения).

 

Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль).

 

Личностные (умение выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме)

 

Регулятивные  (осмысленное действие).

 

Коммуникативные (контроль и оценка своих действий).

 

5.Этап информирования о выполнении домашнего задания

Запишите домашнее задание: дописать сочинение по теме «Что такое доброта», оформив  в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими нормами.

Выставление оценок

Записывают домашнее задание

Регулятивные  (осмысленное действие).

 

6.Этап подведения итогов урока. Рефлексия

Включаю песню «Я рисую этот мир»

Я попрошу вас оценить свою работу на уроке.

Урок

Ø  Привлёк меня тем…

Ø  Показался интересным…

Ø  Взволновал…

Ø  Заставил задуматься…

Ø  Навёл на размышления…

 

Прослушивание ответов

Наш урок закончен, и мне очень хотелось бы, чтобы в жизни каждого из вас было как можно меньше горя и слёз, а такие качества  как доброта, душевность, милосердие, сострадание, сочувствие, человечность,  вам были не чужды, и каждый из вас смог помочь ближнему, не остаться равнодушным к чужому горю, и только тогда наша жизнь будет светлой, радостной, счастливой.

Оценивают сою работу на уроке, слушают песню, слушают учителя

Личностные (умение выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме)

 

Регулятивные  (осмысленное действие).

 

Коммуникативные (контроль и оценка своих действий).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое доброта»».

Конспект урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое доброта»».

Конспект урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое доброта»».

Конспект урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое доброта»».

Конспект урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое доброта»».

Конспект урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое доброта»».

Конспект урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое доброта»».

Конспект урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое доброта»».

Конспект урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое доброта»».

Конспект урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое доброта»».

Конспект урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое доброта»».

Конспект урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое доброта»».

Конспект урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое доброта»».

Конспект урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое доброта»».

Конспект урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое доброта»».

Конспект урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое доброта»».

Конспект урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое доброта»».

Конспект урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое доброта»».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2019