Направление: гуманитарное
Предмет: русский язык
Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое доброта»».
УМК: Программа для общеобразовательных учреждений под редакцией Е.А. Быстровой (М.: «Русское слово», 2010 г.)
«Русский язык: учебник для 8 класса / Под ред. Е.А. Быстровой в 2-х частях. – М.: Русское слово, 2014г.
Уровень обучения: базовый
Раздел: Развитие речи
Недельная нагрузка: 3 часа,105 часов в год.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1час
Тип урока: усвоения нового
Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческое задание; работа с текстом; чтение и анализ текста.
Методы: исследовательский, эвристический.
Виды деятельности запись материала, с текстом, ответы на создание собственных высказываний.
Оборудование: компьютер, экран.
Наглядность: раздаточный материал, презентация, видеоролик, песня « Я рисую этот мир»
Урок направлен на отработку навыков понимания и анализа исходного текста: выявления и формулирования проблемы, умения ее прокомментировать. Работа направлена на отработку умения написания сочинения по исходному тексту на морально-этическую тему.
СЦЕНАРИЙ УРОКА
русского языка в 9 классе
Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое доброта»».
Цель урока: способствовать формированию навыка написания сочинения - рассуждения
Цель:
- выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;
- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.
Задачи:
1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как доброта, милосердие, отзывчивость, человечность.
Ход урока.
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Формируемые УУД |
1.Мотивационный настрой
|
-Добрый день, дорогие ребята! Мы начинаем наш урок. Наш урок я хотела бы начать с эпиграфа, помещенного на слайде, давайте прочтём его и запишем в тетрадях, к нему мы будем обращать в течение урока. Пока человек чувствует боль – он жив. Пока человек чувствует чужую боль – он Человек |
Приветствуют учителя, записывают число в рабочих листах, читают эпиграф и записывают его. |
Регулятивные (умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы). Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!) Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества). Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование). |
2.Актуализация знаний |
-Однажды великий философ Древней Греции Диоген зажег днем фонарь и пошел с ним по городу. На недоуменные вопросы горожан он отвечал кратко: «Ищу человека» (то есть «настоящего», полноценного в нравственном отношении; при встрече с таким человеком фонарь Диогена должен был погаснуть). --Что имел в виду Диоген, говоря о том, что ищет он настоящего человека? -Тем самым философ хотел сказать, что найти совершенного человека, который полностью отвечал бы этому званию, практически невозможно, его буквально «днем с огнем не сыщешь» (известная русская поговорка) -Я попрошу вас посмотреть видеоролик -Какими качествами обладают герои фильма? - Итак, можно ли героя назвать настоящим человеком?
-Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть человеком с большой буквы?( доброта, человечность, милосердие, сострадание).
-Скажите пожалуйста, в каких видах заданий по русскому языку мы можем встретить рассуждение о доброте, милосердии, сострадании? (работа с текстом, изложение, сочинение).
- Какие виды сочинений вам известны? ( сочинение по картине-сочинение-описание, сочинение, рассказывающие о каких-то событиях, сочинение- повествование, сочинения, раскрывающие смысл высказывания, тезиса- сочинение-рассуждение).
-Что мы должны знать для успешного написания сочинения-рассуждения? (внимательное прочтение текста, структуру сочинения)
|
Слушают учителя
Отвечают на вопрос
Смотрят видеоролик Отвечают на вопросы
Обобщают сказанное
Вспоминают ранее изученное. обобщают
|
Познавательные (освоение базовых понятий; умение использовать ранее полученную информацию, овладение алгоритмом структуры сочинения-рассуждения; умение понимать мысль, выраженную в высказывании; аргументировать собственную точку зрения, выстраивать логическую цепочку доказательства и делать вывод, умение правильно, логично и связно представлять учебную информацию, умение применять ранее приобретенные знания, умения, навыки при выполнении конкретного задания). Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, умение слушать и слышать). Личностные (понимание значимости приобретенных знаний и умений, умение понимать нравственные идеи текста, использование приобретенных знаний, умений, навыков в учебной деятельности). |
3.Постановка целей урока, определение темы урока
|
-Обобщим всё сказанное: над чем предстоит сегодня поработать? (подготовкой к написанию сочинения – рассуждения на тему «»). Запишем тему урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему: «….. -Какова цель нашей работы? (подготовиться писать сочинение, вспомнить структуру сочинения, поработать с тестом, определить его тему, основную мысль) |
Определяют тему урока, ставят цели на предстоящий урок |
Регулятивные (осмысленное действие). Познавательные (умение формулировать проблему, аргументировать собственную точку)
|
4.Работа по теме урока |
Я предлагаю поработать с текстом В. Сухомлинского «Горбатая девочка» Чтение текста Второй класс решал задачу. Тридцать пять учеников склонились над тетрадями. Вдруг в дверь класса кто-то тихо постучал. – Открой дверь и посмотри, кто стучит, – сказал учитель Юре, шустрому черноглазому мальчику, который сидел за первой партой. Юра открыл дверь. В класс вошел директор школы вместе с маленькой девочкой – новой школьницей. Тридцать пять пар глаз изучали девочку. Она была горбатая. Учитель, затаив дыхание, повернулся к классу. Он смотрел на шаловливых мальчиков, и в его глазах дети читали мольбу: пусть не увидит девочка в ваших глазах ни удивления, ни насмешки. В детских глазах светилось только любопытство. Они смотрели в глаза новой ученицы и ласково улыбались. Учитель облегченно вздохнул. – Эту девочку зовут Оля, – сказал директор. – Она приехала к нам издалека. Кто уступит ей место на первой парте и перейдет на последнюю? Видите, какая она маленькая… Все шесть мальчиков и девочек, сидевших за первыми партами, подняли руки и стали просить: я перейду… Оля села за первую парту. Класс выдержал испытание. Работа по тексту На основе этого текста вам предстоит написать сочинение-рассуждение. - Кто является главным героем текста? Что узнали о них? -Почему волновался учитель? -Какие слова служат подтверждением этому? - Как повели себя ребята? Найдите подтверждение в тексте -Так о каких же качествах детей идёт речь в этом тексте? - Как думаете, какое нравственно-этическое понятие объединяющее видеоролик и текст рассказ Василия Сухомлинского «Горбатая девочка», эпиграф и притча о Диогене станет темой сочинения ? -Допишем тему у рока: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему: «Что такое доброта» -Мы ответили на вопрос, что такое доброта, нашли пример доброты в тексте. А теперь давайте вспомним структуру сочинения- рассуждения?( тезис, аргумент №1, аргумент №2, вывод). Подбор материала к сочинению: 1-й абзац в структуре сочинения – это вступление. Тезис Это ответ на вопрос: что это такое? По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное нами определение. Есть разные способы толкования лексического значения слова. 1.Перечисление основных признаков, составляющих понятие. Доброта-это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. 2. Перечисление синонимов. -Какие синонимы к слову доброта можно подобрать? (добродушие, добросердечие, добросердечность, мягкосердечие, мягкосердечность; благодушие, добродушие; отзывчивость; душевность; благодушие; человеколюбие) - Комментарий к определению должен быть логически связан с дальнейшими аргументами - примерами из текста и вашего жизненного опыта. (Доброта обязательно должна быть действенной, должна проявляться в добрых поступках, в помощи нуждающимся. Добрый человек, всегда бескорыстно поможет окружающим и вовремя придёт на помощь. -Попробуйте написать вступление. - 2-й абзац. Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише: - Обратимся к тексту (автор). Предложение №. - Доказательства находим в тексте(автор). Так, предложение №… - Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению… - Это можно доказать, обратившись к предложению… текста. В нем… - А в нашем случае можно использовать такое предложение-мостик: Именно таким человеком является герои текста - Мы с вами уже поняли текст, пишем о героях, вспомним вопросы анализа: кто они, их поступки? Ребята поняли взгляд учителя, который был наполнен мольбой, чтобы «не увидела девочка в ваших глазах ни удивления, ни насмешки». В их глазах «светилось только любопытство. Они смотрели в глаза новой ученицы и ласково улыбались».
- Напишите первый аргумент
- 3-й абзац. Аргумент №2 -Чтобы наше сочинение получилось краше, выразительнее, интереснее 2 аргумент мы должны взять из жизненного опыта. Но так как у нас не очень богатый жизненный опыт, можно брать аргументы из книг, газетных статей, просмотренных фильмов или телепередач. - А с примерами проявления доброты часто приходится сталкиваться в жизни. Например, ….. Подтверждением тому, что добрых людей, к счастью, много, являются события, связанные с…. Чтобы доказать необходимость доброты в жизни, приведу пример (обращусь к истории, обращусь к биографии…., обращусь к произведению …) В телепередаче « » показывают малышей из детского дома, нуждающихся в родительском тепле. Радостно сознавать, что в нашей стране очень много людей, желающих стать для них настоящими родителями, дарить свою любовь. - Попробуйте написать 2 аргумент. - Приступаем к написанию вывода 4-й абзац. Заключение. Вывод. Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом или речевым клише мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д. - Попробуйте написать вывод. Таким образом, доброта – это готовность без раздумий оказать помощь ближнему. Запиши свой вывод.
|
Слушают текст
Анализируют текст, отвечают на вопросы
Дописывают тему урока
Систематизируют материал к сочинению Слушают учителя, просматривают презентацию, делают пометки в тетради
Перечисляют основные признаки, составляющие понятие
Перечисляют синонимы
Пишут вступление. Обращаются к тексту, ищут ответы в тексте Работают с презентацией
Отвечают на вопрос
Пишут 1 аргумент
Отвечают на вопросы, приводят свои примеры из жизни и художественной литературы
Пишут 2 аргумент
Работают с презентацией
Пишут вывод, зачитывают черновые записи своих сочинений |
Регулятивные (осмысленное действие). Познавательные (умение комментировать авторские рассуждения, выдвигать гипотезу, формулировать проблему, аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию автора, выстраивать логическую цепочку рассуждения).
Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль).
Личностные (умение выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме)
Регулятивные (осмысленное действие).
Коммуникативные (контроль и оценка своих действий).
|
5.Этап информирования о выполнении домашнего задания |
Запишите домашнее задание: дописать сочинение по теме «Что такое доброта», оформив в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими нормами. Выставление оценок |
Записывают домашнее задание |
Регулятивные (осмысленное действие).
|
6.Этап подведения итогов урока. Рефлексия |
Включаю песню «Я рисую этот мир» Я попрошу вас оценить свою работу на уроке. Урок Ø Привлёк меня тем… Ø Показался интересным… Ø Взволновал… Ø Заставил задуматься… Ø Навёл на размышления…
Прослушивание ответов Наш урок закончен, и мне очень хотелось бы, чтобы в жизни каждого из вас было как можно меньше горя и слёз, а такие качества как доброта, душевность, милосердие, сострадание, сочувствие, человечность, вам были не чужды, и каждый из вас смог помочь ближнему, не остаться равнодушным к чужому горю, и только тогда наша жизнь будет светлой, радостной, счастливой. |
Оценивают сою работу на уроке, слушают песню, слушают учителя |
Личностные (умение выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме)
Регулятивные (осмысленное действие).
Коммуникативные (контроль и оценка своих действий).
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.