Конспект урока "Подлежащее"

  • docx
  • 15.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Подлежащее.docx

Подлежащее

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности. ( 1 мин)

- Доброе утро! – вас сказали 
- Доброе утро! - ответили вы,
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.

- Надеюсь, сегодняшний наш урок пройдет в атмосфере доброты, всем присутствующим будет тепло и комфортно.

- Проверьте, все ли необходимое находиться на партах: дневник, тетрадь, ручка и учебник.

- Записываем число, классная работа.

Проверка дз упр. 155 

3.Ввведение в тему урока: (2 мин)

 Ребята, мы уже несколько дней гостим в королевстве Синтаксиса и Пунктуации. Чем занимается король Синтаксис? Что изучает? А Пунктуация? Почему они правят страной вместе ? (входят в раздел грамматики)

Достойны ли мы с вами быть гостями этого королевства и покажет наш урок.

- Что такое предложение? ( Слово или несколько слов, связанные между собой по смыслу и грамматически и имеющие смысловую и интонационную законченность.)

- Чем предложение отличается от словосочетания?

- А что не может быть словосочетанием?

-Скажите, а без чего предложение не может существовать? (без грамматической основы)

-Что такое грамматическая основа?

Таким образом, мы продолжаем разговор о предложении.

Итак, тема урока: Главные члены предложения. Подлежащее.

Число, классная работа.

4. Целеполагание . (1мнн)

- Чем же мы сегодня будем заниматься?

Вспомним, что такое подлежащее;

Научимся находить его в предложении;

Узнаем способы выражения подлежащего;.

- Мы с вами сформулировали задачи урока.

Эта тема вам знакома, многое знаете из курса начальной школы. Давайте вспомним, что мы знаем о подлежащем.(2мин)

- Чем чаще всего выражено подлежащее? (существительным, местоимением.).

Запомните! Слово в В.п. часто хочет выдать себя за подлежащее. Чтобы не ошибиться, используйте совет:

        Кто? Что? --- Им.п.

        Кого? Что? ---В.п

Правило-помощник: подлежащее найти легче, если к нему поставить вопрос от сказуемого.

Клён намочил дождь.

5. исследовательская работа.

Работа с учебником. (2 мин). Все ли мы с вами правильно сказали, поможет выяснить учебник. стр.76

Физкультминутка

6. Тренировочные упражнения. Закрепление.

На практике проверить можно точно, 
кто смог теорию усвоить прочно.

Запись предложений у доски. (5мин)

Подчеркните главные члены, над ними надпишите, какими частями речи они выражены.

1. Сырой туман висел над рекой.

2.Я ночую в старой беседке.

3.На печке два мальчика сладко посапывали.

Учитель сообщает учащимся, что подлежащим может быть синтаксически неделимое словосочетанием.

Коллективное выполнение работы. (3 мин)

На экране предложение, учащиеся находят его грамматическую основу. При выполнении упражнения учащиеся пользуются правилом-помощником (упражнение выполняется устно).

1.       Осень лесу каждый год платит золотом за вход.

2.       Мы смотрим в окна.

3.       Восемь делится на два.

4.       Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.

5.       У папы три капли упали со шляпы.

Д-з параграф 32, упр.161

7. Работа с текстом в группах «Творческая командировка» (10 мин)

- Послушайте внимательно.

Золотая осень – прекрасная пора. Идем по тропинке в лесу. Как разбушевался листопад! Листья покрыли все кругом.

- Что я прочитала?

- Докажите, что это текст.

- О чем данный текст?

- А вы любите осень?

Ребята, а вы любите путешествовать? Сейчас мы с вами отправимся в заочную экскурсию.

·         1-я группа отправляется в лес. Ваша задача написать мини-сочинение или сочинение-миниатюру на тему “Осень в лесу”.

·         2-я группа отправится в осенний парк и опишет, как преобразились деревья в парке с приходом осени.

·         3-я группа составит несколько предложений или небольшой текст (3-4 предложения) на тему “Осенний день”.

Пасмурный день, солнечное утро, легкий морозец, свежий ветерок, разноцветные листья, осенний листопад, темные тучи.


Молодцы, вам удалось передать красоту осеннего пейзажа.

- А вот как описывают осень мастера слова в поэзии:

Прекрасна ты, осенняя пора!
Задумчивой природы увяданье.

В прозе:

Красив, наряден русский лес ранней осенью. Кругом желтые березы, ярким костром горят рябины. Словно груды малахита, зеленеют красавцы дубки. Веселым многоцветьем радуют клены, осины. Разноцветным ковром расстилаются под деревьями опавшие листья.

- Я надеюсь, что и мы с вами научимся также хорошо и красиво говорить и писать без ошибок.

Молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали. Давайте же подведем итог нашей с вами совместной работы.

Тест по вариантам. (2мин)

Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проверьте друг у друга ошибки. Нет ошибок 5.

8. Рефлексия (2 мин)

·         1.Чему вы сегодня научились на уроке?

·         2.Что показалось вам трудным?

·         3. Над чем нам еще нужно поработать?

·         4. Довольны ли вы своей работой на уроке?



9. Оценки.(1 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест «Подлежащее»                                      1 вариант

1. В каком предложении подлежащее выражено именем существительным?

1.     Много подробностей мы узнали о жизни животных.

2.     Шесть мышей в подвале сели пряжу прясть.

3.     Через несколько дней я заметил оживление в гнезде.

4.     Мои друзья часто навещали меня.

2. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?

1.     В доме у нас жил ёжик.

2.     Ребята с трудом отыскали тропинку.

3.     Они перепрыгивали с ветки на ветку.

4.     У неё в клюве трепыхалась рыбка.

3. В каком предложении подлежащее выражено сочетанием слов?

1.     Из распахнутых ворот солнце красное встаёт.

2.     У папы три капли упали со шляпы.

3.     В конце ноября выпал первый снег.

4.     На снегу виднелись многочисленные следы.

Тест «Подлежащее»                                    1 вариант

1. В каком предложении подлежащее выражено именем существительным?

5.     Много подробностей мы узнали о жизни животных.

6.     Шесть мышей в подвале сели пряжу прясть.

7.     Через несколько дней я заметил оживление в гнезде.

8.     Мои друзья часто навещали меня.

2. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?

5.     В доме у нас жил ёжик.

6.     Ребята с трудом отыскали тропинку.

7.     Они перепрыгивали с ветки на ветку.

8.     У неё в клюве трепыхалась рыбка.

3. В каком предложении подлежащее выражено сочетанием слов?

5.     Из распахнутых ворот солнце красное встаёт.

6.     У папы три капли упали со шляпы.

7.     В конце ноября выпал первый снег.

8.     На снегу виднелись многочисленные следы.

 

2 вариант

1. В каком предложении подлежащее выражено именем существительным?

1.     Ночью я вышел на улицу.

2.     Меня поразило невиданное зрелище.

3.     В полной тишине на звёздном небе они увидели светящийся занавес.

4.     При свете луны они видели тёмные макушки деревьев.

2. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?

1.     Медвежонок неуверенно делает шаг в мою сторону.

2.     В один миг вся семейка исчезает в кустах.

3.     Он подходит ко мне всё ближе.

4.     Лягушонок недавно очнулся от зимней спячки.

3. В каком предложении подлежащее выражено сочетанием слов?

1.     Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.

2.     Невдалеке послышался шум крыльев.

3.     У щенка на чёрной спинке тают белые снежинки.

4.     Раскидистый дуб возвышался на опушке леса.

 

2 вариант

1. В каком предложении подлежащее выражено именем существительным?

5.     Ночью я вышел на улицу.

6.     Меня поразило невиданное зрелище.

7.     В полной тишине на звёздном небе они увидели светящийся занавес.

8.     При свете луны они видели тёмные макушки деревьев.

2. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?

5.     Медвежонок неуверенно делает шаг в мою сторону.

6.     В один миг вся семейка исчезает в кустах.

7.     Он подходит ко мне всё ближе.

8.     Лягушонок недавно очнулся от зимней спячки.

3. В каком предложении подлежащее выражено сочетанием слов?

5.     Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.

6.     Невдалеке послышался шум крыльев.

7.     У щенка на чёрной спинке тают белые снежинки.

8.     Раскидистый дуб возвышался на опушке леса.


 

Скачано с www.znanio.ru