Конспект урока "Правописание разделительного твёрдого знака" 3 класс
Оценка 4.9

Конспект урока "Правописание разделительного твёрдого знака" 3 класс

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русский язык
3 кл
15.12.2023
Конспект урока "Правописание разделительного твёрдого знака" 3 класс
Открытый урок по русскому языку, 3 класс. Используется парная, групповая работа.
Конспект урок разделительный Ъ.docx








 

 

 

 

 

Конспект урока по русскому языку


 3 класс

 

Правописание разделительного твёрдого знака




 

 



Автор: Фокина Наталья Олеговна










 

 

Тюмень , 2023

 

Класс: 3

Тема урока: Правописание слов с разделительным твердым знаком;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: актуализировать знания о правописании слов с разделительным твёрдым знаком, сформировать представление о переносе слов с разделительным твёрдым знаком.  

Планируемые результаты

Личностные УУД: 

                  создание условий для развития мотивации к обучению, инициативы для изучения предмета;

                  создание условий для ситуации успеха;

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

                  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;

                  планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана последовательных действий;

                  оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения материала;

                  саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодоления препятствий;

Познавательные:

                  умение воспринимать информацию, услышанную/прочитанную из информационного источника;

                  умение находить в тексте необходимую информацию;

                  умение анализировать слова;

Коммуникативные:

                  умение строить речевое высказывание в устной форме;

                  умение уважительно относиться к мнению своих одноклассников, а также доказывать свою точку зрения.

Предметные УУД:

Обучающиеся должны знать:

-        правила правописания разделительного твёрдого знака в словах;

-        правила переноса слов с разделительным твёрдым знаком;

Обучающиеся должны уметь:

-        находить слова, в которых применяется правило написания разделительного твердого знака;

-        переносить слова с разделительным твердым знаком;

-        выполнять фонетический разбор слов с разделительным твердым знаком.

Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование)

Для учителя: интерактивная доска, презентация, документ камера, оценочный лист, карточки, сигнальные карточки.

Для учеников: пенал, тетрадь

Методы и формы работы: фронтальная работа, парная, групповая, индивидуальная, самостоятельная работа. 


 

Этап урока

Методы, приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД по каждому заданию

Средства и оборудование

Организационный этап

Беседа

 

 

 

 

 

Мотивация. Настрой на урок.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Часто использую приём – один ученик выходит к доске и проверяет готовность всего класса.

 Запишем в тетради 12 декабря. Классная работа. Кто помнит какой сегодня праздник? ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ ОСНОВНОГО ЗАКОНА НАШЕГО ГОСУДАРСТВА. А мы на нашем уроке продолжим изучать законы, правила русского языка. Продолжите фразу: КАКОЙ БУДЕТ УРОК?

Поднимите руку, кто пришёл на урок с отличным настроением.

Чтобы настроение поднялось начнём урок с «Горячей 5-ки (Учитель растирает ладони и «дарит» «горячую 5-ку»(даёт пять одному ученику, тот передаёт соседу и так по цепочке всему классу).

Далее приём «Здравствуйте!».

 

 

 

 

 

 

Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошей работы на уроке.

 

 

Желаю, чтобы настроение к концу урока было отличным у всех!

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся поочередно касаются пальцев своего соседа, начиная с больших:

- ЖЕЛАЮ

- УСПЕХА

-БОЛЬШОГО

- ВО ВСЁМ

- И ВЕЗДЕ

Касание ладонью «Здравствуйте!»

 

Улыбаются друг другу, желают успеха.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Презентация

 

 

 

 

 

Слайд 1

Слайд 2

Подготовка к активному и сознательному изучению нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка понимания изученного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка понимания изученного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов, информация о домашнем задании

 

 

 

 

Работа с загадками

Практические

упражнения

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа у

документ- камеры

 

Практический.

Упражнение

Фронтальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление правила

 

Практический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парная работа

 

 

 

 

 

Фронтальная работа

Опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы понять о чём сегодня мы будем говорить давайте разгадаем загадки, запишем отгадки, назовём и выделим орфограммы в словах.

Этот дом многоэтажный,

Чистый, светлый, очень важный.

Встретишь разных здесь врачей,

Лечат взрослых и детей.

 

В ней всегда конец хороший,

Добрый молодец пригожий.

Бабка-ёжка у окна…

Догадайтесь, кто она?

 

Светит в небе высоко,
Бьёт лучами далеко,
Дарит: нам всем теплоту,
И животным, и цветку.

 

Для кого-то он рабочий,

Для кого-то выходной.

Отдохнуть и мне охота,

Начинается…

Висит на столбе разноцветный листок:

«Пропала собака по кличке «Дружок»».

Ветер подул и в мгновение

Было сорвано…

Молодцы. Оцените свою деятельность при выполнении этого задания. Поставьте такое количество баллов, сколько слов Вы правильно записали.

 

 

- Какое слово лишнее среди данных? (Какое слово удивило?) - Как вы думаете, почему появилось это слово?

 

- Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока.

 

-Правописание Ъ знака.

На уроке

мы узнаем:

  • о правописании слов с разделительным твердым знаком;

мы научимся:

  • приводить примеры слов с заданной орфограммой;

мы сможем:

  • объяснить, после каких приставок и перед какими буквами пишется разделительный твёрдый знак.

- Давайте заполним таблицу до и после, в графе ДО. Затем сравним свои результаты в конце урока в графе ПОСЛЕ.

 

-Предлагаю вам сейчас поработать в парах. Напомните ребятам правила работы в парах.

- Работая в парах, вы должны будете провести небольшое исследование. Проявить внимание, наблюдательность.

- Выделите в словах приставки, разбейте слова на две группы. Сделайте вывод, при каких условиях в словах пишется разделительный твёрдый знак

ПОДЪЕЗД, ВЫЕЗД, ОБЪЯВЛЕНИЕ, ПЕРЕЕЗД, ПОДЪЁМ, ПРОЕЗД.

 

 

 

 

 

 

 

 

Составим схему к нашему открытию. Расскажите правило по схеме.

 

 

ЗАПОМНИТЕ ПРАВИЛО: Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук, перед буквами Е, Ё, Ю, Я

 

 

- А сейчас немного поиграем:

«Поймай Ъ»  (хлопни)

 

Всё вокруг объято страхом —

Разъярённый людоед

Объявил, что съест сегодня

Замечательный обед.

В сверхъестественной тревоге

Всё зверьё уносит ноги.

Даже несъедобный ёжик

Съёжился от страха тоже.

Разъярённый людоед

Мигом съел мешок конфет,

Закусил печеньем плотно.

Он отъявленный злодей,

Но совсем не ест людей

И не трогает животных.

-Какие слова запомнили из стихотворения? Сколько их было?  Показ на слайде

 

- А сейчас поработаем в четверках. Вам надо будет вставить пропущенную букву в слова и разделить эти слова на 2 группы.

ПОДЪЕЗД, ВОРОБЬИ, БЕЛЬЁ, ОБЪЯВЛЕНИЕ, ПЬЕСА, ЛИСТЬЯ, ВЬЮГА, СЕМЬЯ, СЪЕДОБНЫЙ, РАЗЪЯСНЕНИЕ, ОБЪЁМ, ОТЪЕЗД.

- Проверим.

- Вспомните правило написания в словах разделительного Ь знака. Заполним цветочек, чтобы это правило не забывать.

- Что различного в этих правилах?

- Что общего в произношении слов с разделительным твёрдым Ъ и мягким Ь знаками?

 

- Проведите ОПЫТ! Представьте, что в данных словах нет ни разделительного Ъ, ни разделительного Ь знаков. Как надо было бы произнести эти слова? Получились ли те слова, что здесь написаны? Поделитесь своими выводами.

- ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Разделительные твёрдый знак и мягкий знаки УКАЗЫВАЮТ на то, что следующая за ними буква (Е, Ё, Ю, Я) обозначает два звука: звук й́ и последующий гласный звук.

 

- А теперь давайте пронаблюдаем: Прочитайте слова. Обратите внимание, как переносятся слова с разделительными твёрдым (Ъ) и мягким (Ь) знаками.

1. Кры-лья, вью-га, льёт, се-мья, обезь-яна, обезья-на

2. Подъ-ехать, разъ-езд, объ-яснить, съём-ка, съесть, въезд, съё-жился, съёжил-ся

- Какие слова с разделительными Ъ и Ь знаками нельзя перенести с одной строки на другую?

-Как правильно делить слова с разделительным твёрдым знаком?

-Вспомните правила переноса слов с разделительным мягким знаком, будут ли эти правила совпадать?

 

При переносе слова с одной строки на другую букву «твёрдый знак» (Ъ) нельзя отделять от стоящей перед ней буквы: ПОДЪ-ЕЗД, ОБЪ-ЕХАТЬ.

-Обсудите в паре как перенести с одной строки на другую данные слова: подъёмный, печенье, объезд, ателье.

 

- Ученица нашего класса готова поделиться интересной информацией о Ъ. Приложение.
- А сейчас закрепим полученные знания и выполним небольшой тест. Тест в приложении.

 

 

Подведём итоги по тесту.

-Вернемся к таблице ДО И ПОСЛЕ. Заполним столбец ПОСЛЕ. Есть ли какие-то изменения, поделитесь.

 

-Какую цель перед собой ставили?

-Достигли её?

-Когда пишется разделительный ъ?

-Приведите слова с разделительным твёрдым знаком.

-Как поступить при переносе слова с разделительным твердым знаком?

- успел ли кто-то сделать дополнительную карточку к уроку?

- Кто доволен своей работой?

- У кого что-то не получилось?

-Оцените свою деятельность на уроке с помощью кружочков, которые лежат на ваших партах.

- Кто уверенно и активно отвечал на уроке – желтый кружок.

- Кто красиво и аккуратно выполнил работу – зеленый кружок.

- Кто активно сотрудничал в паре и в группе красный кружок. Поднимите ваши кружки.

У кого все три кружка на парте, тот молодец.

 

Домашнее задание по выбору:

1. Написать из орфографического словаря 10 слов с разделительным Ъ и записать как их можно перенести.

2. Заполнить кроссворд со словами на наше правило.

3. Составить карточку для одноклассника из 10 слов с пропущенными разделительными Ъ и Ь.

 

 



 

 

 

 

Разгадывают загадки, записывают отгадки, выделяют орфограммы в словах. (Приём «кружочки- следилки», ставим столько кружочков сколько действий надо выполнить и выполнив закрашивают их, контролируя себя)

БОЛЬНИЦА (БГ)

 

СКАЗКА (ПС)

 

 

СОЛНЦЕ

 

 

 

 

СУББОТА

 

 

 

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ

 

Проверка: один человек у доски доказывает правильность написания и объясняет орфограммы. ПРИЁМ ПАРКОВКА ВОПРОСОВ (Дополнительный вопрос для выставления отметки)

Выполняют самооценку в листе

 

- Лишнее слово: объявление, эту орфограмму мы еще не изучали в 3 классе

- ъ знак. Будем учиться писать в словах Ъ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Заполняют таблицу ДО и ПОСЛЕ в графе ДО.

 

 

- Будьте терпимы, доброжелательны, уважайте чужое мнение

 

 

- Выделяют приставки в словах на листке, разбивают на две группы. Вставляют в вывод слова.

Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на_________

и перед буквами__________

Одна пара показывает результат своей работы с доказательством правила.

Заполняют цветочек с четырьмя лепестками

Изображение выглядит как зарисовка, графическая вставка, Штриховая графика, дизайн

Автоматически созданное описание

 

 

 

 

 

Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставки, которые оканчиваются согласным звуком, перед буквами е, ё, ю, я.

ПРИЁМ ПАРКОВКА ВОПРОСОВ (Дополнительный вопрос для выставления отметки)

Выполняют самооценку в листе

 

- хлопают в ладоши, услышав в слове Ъ.

 

 

 

- вспоминают слова

 

 

 

10

 

 

-Делят слова на группы, вставляют буквы. Одна группа по завершении выполнения задания выступает у доски с проверкой. Выполняют самооценку в листе. Подсчитывают количество заработанных баллов.

Изображение выглядит как зарисовка, круг

Автоматически созданное описание

 

 

 

-Говорят о различном

- ОБЩЕЕ: разделяют согласные от гласных.

- Проводят опыт, произносят слова, делают выводы.

- Без твёрдого знака никак не обойтись, потому что гласные Е, Ё, Ю, Я обладают свойством смягчать согласный звук, который стоит перед ними, и, если мы хотим, чтобы звук оставался твёрдым, нужно отметить его специальным значком.

 

 

 

 

 

 

 

- наблюдают, пробуют делать выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

- совпадают

 

 

-Обсуждают в паре как перенести с одной строки на другую данные слова: подъёмный, печенье, объезд, ателье.

- Слушают информацию от ученицы класса.

Выполняют тест, вписывая ответы буквы в окошки.

 

 

- Сверяются с эталоном на слайде.

-Вернулись к таблице ДО И ПОСЛЕ. Заполнили столбец ПОСЛЕ.

- Подводят итог урока по вопросам учителя.

- Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставки, которые оканчиваются согласным звуком, перед буквами е, ё, ю, я.

Разделительный твёрдый знак.

Называют несколько слов. Использовать правило: разделительный твёрдый знак не отделяется от предыдущего согласного звука.

 

 

Дополняют высказывания.

 

- Слушают информацию по домашнему заданию, задают вопросы.

П: умение отвечать на вопросы;

 

 

 

П: умение находить слова.

 

П: умение доказывать правильность выполнения задания;

К: построение речевого высказывания в устной форме;

 

 

Р: оценивание собственной деятельности;

 

 

Р: самооценка

 

 

 

П: анализ;

П: умение находить ошибки в словах;

 

П: подведение под понятие;

 

 

К: построение речевого высказывания в устной форме;

Р: целеполагание, планирование.

П: классификация по заданному признаку;

 

 

 

Р: оценивание собственной деятельности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: построение речевого высказывания в устной форме;

 

П: умение доказывать правильность выполнения задания;

 

П: классификация по заданному признаку;

 

Р: умение мобилизовать силы для выполнения задания;

 

Р: самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: построение речевого высказывания в устной форме;

 

 

 

 

П: осознанное чтение;

К: построение речевого высказывания в устной форме;

 

Р: познавательная рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: построение речевого высказывания в устной форме;

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 14

 

 

 

Слайд 15

 


 

Конспект урока по русскому языку 3 класс

Конспект урока по русскому языку 3 класс

Класс: 3 Тема урока: Правописание слов с разделительным твердым знаком;

Класс: 3 Тема урока: Правописание слов с разделительным твердым знаком;

Этап урока Методы, приемы работы

Этап урока Методы, приемы работы

Введение нового материала

Введение нового материала

Введение нового материала

Введение нового материала

Проверка понимания изученного материала

Проверка понимания изученного материала

Проверка понимания изученного материала

Проверка понимания изученного материала

Подведение итогов, информация о домашнем задании

Подведение итогов, информация о домашнем задании

Оцените свою деятельность на уроке с помощью кружочков, которые лежат на ваших партах

Оцените свою деятельность на уроке с помощью кружочков, которые лежат на ваших партах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2023