Конспект урока по русскому языку
3 класс
Правописание разделительного твёрдого знака
Автор: Фокина Наталья Олеговна
Тюмень , 2023
Класс: 3
Тема урока: Правописание слов с разделительным твердым знаком;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: актуализировать знания о правописании слов с разделительным твёрдым знаком, сформировать представление о переносе слов с разделительным твёрдым знаком.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
⮚ создание условий для развития мотивации к обучению, инициативы для изучения предмета;
⮚ создание условий для ситуации успеха;
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
⮚ целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;
⮚ планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана последовательных действий;
⮚ оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения материала;
⮚ саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодоления препятствий;
Познавательные:
⮚ умение воспринимать информацию, услышанную/прочитанную из информационного источника;
⮚ умение находить в тексте необходимую информацию;
⮚ умение анализировать слова;
Коммуникативные:
⮚ умение строить речевое высказывание в устной форме;
⮚ умение уважительно относиться к мнению своих одноклассников, а также доказывать свою точку зрения.
Предметные УУД:
Обучающиеся должны знать:
- правила правописания разделительного твёрдого знака в словах;
- правила переноса слов с разделительным твёрдым знаком;
Обучающиеся должны уметь:
- находить слова, в которых применяется правило написания разделительного твердого знака;
- переносить слова с разделительным твердым знаком;
- выполнять фонетический разбор слов с разделительным твердым знаком.
Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование)
Для учителя: интерактивная доска, презентация, документ камера, оценочный лист, карточки, сигнальные карточки.
Для учеников: пенал, тетрадь
Методы и формы работы: фронтальная работа, парная, групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.
Этап урока |
Методы, приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД по каждому заданию |
Средства и оборудование |
Организационный этап |
Беседа
Мотивация. Настрой на урок. |
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Часто использую приём – один ученик выходит к доске и проверяет готовность всего класса. Запишем в тетради 12 декабря. Классная работа. Кто помнит какой сегодня праздник? ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ ОСНОВНОГО ЗАКОНА НАШЕГО ГОСУДАРСТВА. А мы на нашем уроке продолжим изучать законы, правила русского языка. Продолжите фразу: КАКОЙ БУДЕТ УРОК? Поднимите руку, кто пришёл на урок с отличным настроением. Чтобы настроение поднялось начнём урок с «Горячей 5-ки (Учитель растирает ладони и «дарит» «горячую 5-ку»(даёт пять одному ученику, тот передаёт соседу и так по цепочке всему классу). Далее приём «Здравствуйте!».
Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошей работы на уроке.
Желаю, чтобы настроение к концу урока было отличным у всех! |
Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.
Учащиеся поочередно касаются пальцев своего соседа, начиная с больших: - ЖЕЛАЮ - УСПЕХА -БОЛЬШОГО - ВО ВСЁМ - И ВЕЗДЕ Касание ладонью «Здравствуйте!»
Улыбаются друг другу, желают успеха. |
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Презентация
Слайд 1 Слайд 2 |
Подготовка к активному и сознательному изучению нового материала
Введение нового материала
Проверка понимания изученного материала
Проверка понимания изученного материала
Подведение итогов, информация о домашнем задании |
Работа с загадками Практические упражнения
Фронтальная работа
Индивидуальная работа у документ- камеры
Практический. Упражнение Фронтальная работа
Составление правила
Практический
Фронтальная работа
Групповая работа
Фронтальная работа
Парная работа
Фронтальная работа Опрос
|
Чтобы понять о чём сегодня мы будем говорить давайте разгадаем загадки, запишем отгадки, назовём и выделим орфограммы в словах. Этот дом многоэтажный, Чистый, светлый, очень важный. Встретишь разных здесь врачей, Лечат взрослых и детей.
В ней всегда конец хороший, Добрый молодец пригожий. Бабка-ёжка у окна… Догадайтесь, кто она?
Светит в небе высоко,
Для кого-то он рабочий, Для кого-то выходной. Отдохнуть и мне охота, Начинается… «Пропала собака по кличке «Дружок»». Ветер подул и в мгновение Было сорвано… Молодцы. Оцените свою деятельность при выполнении этого задания. Поставьте такое количество баллов, сколько слов Вы правильно записали.
- Какое слово лишнее среди данных? (Какое слово удивило?) - Как вы думаете, почему появилось это слово?
- Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока.
-Правописание Ъ знака. На уроке мы узнаем:
мы научимся:
мы сможем:
- Давайте заполним таблицу до и после, в графе ДО. Затем сравним свои результаты в конце урока в графе ПОСЛЕ.
-Предлагаю вам сейчас поработать в парах. Напомните ребятам правила работы в парах. - Работая в парах, вы должны будете провести небольшое исследование. Проявить внимание, наблюдательность. - Выделите в словах приставки, разбейте слова на две группы. Сделайте вывод, при каких условиях в словах пишется разделительный твёрдый знак ПОДЪЕЗД, ВЫЕЗД, ОБЪЯВЛЕНИЕ, ПЕРЕЕЗД, ПОДЪЁМ, ПРОЕЗД.
Составим схему к нашему открытию. Расскажите правило по схеме.
ЗАПОМНИТЕ ПРАВИЛО: Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук, перед буквами Е, Ё, Ю, Я
- А сейчас немного поиграем: «Поймай Ъ» (хлопни)
Всё вокруг объято страхом — Разъярённый людоед Объявил, что съест сегодня Замечательный обед. В сверхъестественной тревоге Всё зверьё уносит ноги. Даже несъедобный ёжик Съёжился от страха тоже. Разъярённый людоед Мигом съел мешок конфет, Закусил печеньем плотно. Он отъявленный злодей, Но совсем не ест людей И не трогает животных. -Какие слова запомнили из стихотворения? Сколько их было? Показ на слайде
- А сейчас поработаем в четверках. Вам надо будет вставить пропущенную букву в слова и разделить эти слова на 2 группы. ПОДЪЕЗД, ВОРОБЬИ, БЕЛЬЁ, ОБЪЯВЛЕНИЕ, ПЬЕСА, ЛИСТЬЯ, ВЬЮГА, СЕМЬЯ, СЪЕДОБНЫЙ, РАЗЪЯСНЕНИЕ, ОБЪЁМ, ОТЪЕЗД. - Проверим. - Вспомните правило написания в словах разделительного Ь знака. Заполним цветочек, чтобы это правило не забывать. - Что различного в этих правилах? - Что общего в произношении слов с разделительным твёрдым Ъ и мягким Ь знаками?
- Проведите ОПЫТ! Представьте, что в данных словах нет ни разделительного Ъ, ни разделительного Ь знаков. Как надо было бы произнести эти слова? Получились ли те слова, что здесь написаны? Поделитесь своими выводами. - ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Разделительные твёрдый знак и мягкий знаки УКАЗЫВАЮТ на то, что следующая за ними буква (Е, Ё, Ю, Я) обозначает два звука: звук й́ и последующий гласный звук.
- А теперь давайте пронаблюдаем: Прочитайте слова. Обратите внимание, как переносятся слова с разделительными твёрдым (Ъ) и мягким (Ь) знаками. 1. Кры-лья, вью-га, льёт, се-мья, обезь-яна, обезья-на 2. Подъ-ехать, разъ-езд, объ-яснить, съём-ка, съесть, въезд, съё-жился, съёжил-ся - Какие слова с разделительными Ъ и Ь знаками нельзя перенести с одной строки на другую? -Как правильно делить слова с разделительным твёрдым знаком? -Вспомните правила переноса слов с разделительным мягким знаком, будут ли эти правила совпадать?
При переносе слова с одной строки на другую букву «твёрдый знак» (Ъ) нельзя отделять от стоящей перед ней буквы: ПОДЪ-ЕЗД, ОБЪ-ЕХАТЬ. -Обсудите в паре как перенести с одной строки на другую данные слова: подъёмный, печенье, объезд, ателье.
-
Ученица нашего класса готова поделиться интересной информацией о Ъ. Приложение.
Подведём итоги по тесту. -Вернемся к таблице ДО И ПОСЛЕ. Заполним столбец ПОСЛЕ. Есть ли какие-то изменения, поделитесь.
-Какую цель перед собой ставили? -Достигли её? -Когда пишется разделительный ъ? -Приведите слова с разделительным твёрдым знаком. -Как поступить при переносе слова с разделительным твердым знаком? - успел ли кто-то сделать дополнительную карточку к уроку? - Кто доволен своей работой? - У кого что-то не получилось? -Оцените свою деятельность на уроке с помощью кружочков, которые лежат на ваших партах. - Кто уверенно и активно отвечал на уроке – желтый кружок. - Кто красиво и аккуратно выполнил работу – зеленый кружок. - Кто активно сотрудничал в паре и в группе красный кружок. Поднимите ваши кружки. У кого все три кружка на парте, тот молодец.
Домашнее задание по выбору: 1. Написать из орфографического словаря 10 слов с разделительным Ъ и записать как их можно перенести. 2. Заполнить кроссворд со словами на наше правило. 3. Составить карточку для одноклассника из 10 слов с пропущенными разделительными Ъ и Ь.
|
Разгадывают загадки, записывают отгадки, выделяют орфограммы в словах. (Приём «кружочки- следилки», ставим столько кружочков сколько действий надо выполнить и выполнив закрашивают их, контролируя себя) БОЛЬНИЦА (БГ)
СКАЗКА (ПС)
СОЛНЦЕ
СУББОТА
ОБЪЯВЛЕНИЕ
Проверка: один человек у доски доказывает правильность написания и объясняет орфограммы. ПРИЁМ ПАРКОВКА ВОПРОСОВ (Дополнительный вопрос для выставления отметки) Выполняют самооценку в листе
- Лишнее слово: объявление, эту орфограмму мы еще не изучали в 3 классе - ъ знак. Будем учиться писать в словах Ъ
- Заполняют таблицу ДО и ПОСЛЕ в графе ДО.
- Будьте терпимы, доброжелательны, уважайте чужое мнение
- Выделяют приставки в словах на листке, разбивают на две группы. Вставляют в вывод слова. Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на_________ и перед буквами__________ Одна пара показывает результат своей работы с доказательством правила. Заполняют цветочек с четырьмя лепестками
Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставки, которые оканчиваются согласным звуком, перед буквами е, ё, ю, я. ПРИЁМ ПАРКОВКА ВОПРОСОВ (Дополнительный вопрос для выставления отметки) Выполняют самооценку в листе
- хлопают в ладоши, услышав в слове Ъ.
- вспоминают слова
10
-Делят слова на группы, вставляют буквы. Одна группа по завершении выполнения задания выступает у доски с проверкой. Выполняют самооценку в листе. Подсчитывают количество заработанных баллов.
-Говорят о различном - ОБЩЕЕ: разделяют согласные от гласных. - Проводят опыт, произносят слова, делают выводы. - Без твёрдого знака никак не обойтись, потому что гласные Е, Ё, Ю, Я обладают свойством смягчать согласный звук, который стоит перед ними, и, если мы хотим, чтобы звук оставался твёрдым, нужно отметить его специальным значком.
- наблюдают, пробуют делать выводы
- совпадают
-Обсуждают в паре как перенести с одной строки на другую данные слова: подъёмный, печенье, объезд, ателье. - Слушают информацию от ученицы класса. Выполняют тест, вписывая ответы буквы в окошки.
- Сверяются с эталоном на слайде. -Вернулись к таблице ДО И ПОСЛЕ. Заполнили столбец ПОСЛЕ. - Подводят итог урока по вопросам учителя. - Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставки, которые оканчиваются согласным звуком, перед буквами е, ё, ю, я. Разделительный твёрдый знак. Называют несколько слов. Использовать правило: разделительный твёрдый знак не отделяется от предыдущего согласного звука.
Дополняют высказывания.
- Слушают информацию по домашнему заданию, задают вопросы. |
П: умение отвечать на вопросы;
П: умение находить слова.
П: умение доказывать правильность выполнения задания; К: построение речевого высказывания в устной форме;
Р: оценивание собственной деятельности;
Р: самооценка
П: анализ; П: умение находить ошибки в словах;
П: подведение под понятие;
К: построение речевого высказывания в устной форме; Р: целеполагание, планирование. П: классификация по заданному признаку;
Р: оценивание собственной деятельности;
К: построение речевого высказывания в устной форме;
П: умение доказывать правильность выполнения задания;
П: классификация по заданному признаку;
Р: умение мобилизовать силы для выполнения задания;
Р: самооценка
К: построение речевого высказывания в устной форме;
П: осознанное чтение; К: построение речевого высказывания в устной форме;
Р: познавательная рефлексия.
К: построение речевого высказывания в устной форме;
|
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.