Конспект урока "Правовое регулирование в сфере образования"
Оценка 5

Конспект урока "Правовое регулирование в сфере образования"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
обществознание
9 кл
30.05.2024
Конспект урока "Правовое регулирование в сфере образования"
Урок содержит знания о правовом регулировании образовательной сферы и расширяет представление о социально значимом институте современного общества. Вопрос о праве ребенка на образование, который рассматривается на данном уроке, связан с полученными ранее знаниями о правах человека.
Конспект урока обществознания в 9 кл. Буганова.docx

Конспект урока обществознания в 9 классе

по теме «Правовое регулирование отношений в системе образования»

Автор: Марианна Анатольевна Буганова

Организация: МБОУ СОШ №2

Населенный пункт: г. Абакан

Предмет: Обществознание Тема: Правовое регулирование отношений в системе образования 9 класс, 2 час

Цели урока: выяснить, в чем заключается суть и значение правового регулирования в сфере образования, каким образом государство гарантирует право на образование.

Задачи урока:

аксиологические:

·        побудить обучающихся к размышлениям о личных перспективах повышения образовательного уровня; 

·        помочь понять бесценность образования;

·        воспитывать способность продуктивно работать в условиях групповой работы.

образовательные:

·        познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ;

·        раскрыть роль образования в современном обществе, обозначить наиболее острые проблемы в этой области и пути  их решения;

развивающие:

·        продолжить развитие  информационных умений (работа с документами, материалами СМИ);

·        формировать правовую культуру, т.е. способность отстаивать свои права;

·        развивать коммуникативные способности обучающихся через совместную деятельность: умение вести диалог, аргументировано

 обосновывать свою точку зрения;

практическая:

·        составить памятку «Права и обязанности обучающегося».

Тип урока: комбинированный

Формы проведения урока: индивидуальная работа, групповая работа, фронтальный опрос (Квиз «Права и обязанности обучающегося»)

Методы проведения урока: частично-поисковый, проблемный

Основные понятия: образование, Конституция РФ, Закон об образовании РФ, Конвенция о правах ребенка, ФГОС. Уполномоченный по правам ребёнка

Межпредметные связи: история, информатика

Проблемный вопрос: «Какова социальная значимость образования в жизни общества и личности?»

Описание урока: урок содержит знания о правовом регулировании образовательной сферы и расширяет представление о социально значимом институте современного общества. Вопрос о праве ребенка на образование, который рассматривается на данном уроке, связан с полученными ранее знаниями о правах человека.

Планируемые результаты

Вид

Содержание

Предметные

характеризовать правовую базу образования в РФ; раскрывать роль образования в современном обществе, обозначить наиболее динамику получения образования в течении всей жизни

Метапредметные

уметь сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); уметь вести диалог, уметь работать с документами, Интернет-ресурсами, сайтами органов государственной власти

Личностные

иметь положительное отношение к образованию, образованным людям и необходимости заниматься самообразованием, понять бесценность образования.

 

.

 

ТСО (оборудование) урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, мультимедиаколонки, маркерная/меловая доска, планшеты, Интернет.

Средства ИКТ (программы, приложения, ресурсы сети Интернет): презентация PowerPoint по теме «Правовое регулирование отношений в системе образования», сайт Министерства Просвещения РФ, сайт Министерства образования и науки РФ, сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Длит.этапа (мин)

1.     Мотивационный

Сегодня мы с Вами поговорим о  возможности получить самую значимую ценность на всех этапах развития человеческой цивилизации. Обладание этой ценностью позволяет человеку занять достойное место в обществе, обеспечить себя и свою семью, сделать свою жизнь яркой, интересной и значимой для общества.

Пожалуйста, прочитайте цитаты и дополните пропущенное слово:

______ в счастье человека украшает, в несчастье служит прибежищем. А.В. Суворов (учение);

_________ это то, что остаётся после того, когда забывается все, чему нас учили. А. Эйнштейн (образование)

___________ придаёт человеку достоинство. Д.Дидро (образование)

Не нужно доказывать, что ___________ - самое великое благо для человека. Без _________ люди грубы, и бедны, и несчастны. Н.Г. Чернышевский

Чем известны и прославились эти люди? В чем смысл этих высказываний? Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. Вы правы, мы будем говорить современной системе образования, правах и обязанностях граждан в этой области, правовом обеспечении современного образования и участниках в сфере образования.

Тема сегодняшнего урока: «Правовое регулирование отношений в системе образования».

Запишите число и тему урока в тетрадь.

Посмотрите внимательно на доску и установите соответствие наших задач на этом уроке:

А. Узнаем

1. выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества

Б. Научимся

2. о необходимости образования, как условии успешного развития личности

В. Сможем

3. раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование

 

Слушают, отвечают, определяют тему и цели урока.

 

5

1.     Актуализация знаний

- К какой сфере общества относится образование?

- Какие ещё составляющие духовной сферы жизни общества вы знаете?

- Какие у вас ассоциации возникают со словом образование? Зайдите в планшет ссылку… Наберите… Введите одно слово ассоциацию. И мы увидим с вами на доске, ваши ответы.

Итак, образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностей, компетенций.

Да, ребята, в современном обществе образование играет одну из важных ролей. Получая образование, человек совершенствуется как личность, становится богаче его внутренний мир.

Отвечают: к духовной

Отвечают: наука, искусство, религия, мораль

Отвечают, работают с планшетами

  5

1.     Изучение нового материала

 Посмотрите видеоролик и ответьте на вопросы:

https://www.google.ru/search?q=%D0%9E%D0%B1

%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%

D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D

0%B8+%D0%B2+%D0%A0%D0%A4&newwindow

=1&safe=strict&sca_esv=592113278&hl=ru&tbm=

vid&source=lnms&sa=X&ved=2ahUKEwi179LAg

ZuDAxXeGBAIHd6vAGYQ_AUoA3oECAIQBQ

&biw=1280&bih=559&dpr=1.5#fpstate=ive&vld=

cid:fe528f85,vid:jWAMN2Kt4qs,st:0

Какой закон регламентирует возможность получения образования?

Какими нормативными актами обеспечивается  правовое регулирование  системы образования?

Какое образование является обязательным?

Какова роль родителей, ученика и педагога в образовательном процессе?

Что такое непрерывное образование?

Что включает в себя понятие «профессиональное образование»?

Зачем необходимо дополнительное образование?

 Работа с документами:

Основополагающий документ нашей страны Конституция РФ от 12.12.1993 г. Ст. 43.

Открываем статью, используя планшет, читаем, отвечаем на вопросы:

- Кто имеет право на образование?(все)

-Что означает право на образование? (гарантируется общедоступность и бесплатность)

-Какое образование является обязательным? (основное общее, 9 кл., 15 лет)

-Кто несет ответственность и обеспечивает получение детьми основного общего образования?(родители или лица, их заменяющие)

Верно ли утверждение: «Каждый гражданин РФ вправе бесплатно получить высшее образование?» (Да.Если человек хорошо учится, а финансовое положение скромное, то на конкурентной основе можно поступить вуз и обучаться бесплатно, тем самым государство мотивирует обучающихся граждан страны).

ФЗ РФ «Об образовании»N 273 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года. Найдите и прочитайте, глава 7. Общее образование. Ст.63-67.

Вопросы:

1.С достижения, какого возраста начинается обучение детей в образовательных учреждениях? Ответ: шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не более 8 лет.

2.До достижения какого возраста применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу требование обязательности общего образования до 18 лет)

3.Перечислите уровни образовательных программ?Ответ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование

4.За что по решению органа управления образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет? Ответ: за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения

Записывают тетрадь.

Слушают, читают тексты документов, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В тетради заполняют схему «Система образования в РФ»

 

 

20

Государство принимает образовательные стандарты. ФГОС. Единый образовательный стандарт – это тот минимум, который должен освоить каждый. Российское законодательство возлагает ответственность за воспитание и образование на родителей. Родители вправе принять решение о дополнительных образовательных услугах. В их числе, посещение специальных курсов, репетиторство, углубленное изучение какого-либо предмета и т.д. Дополнительные платные образовательные услуги это реальность нашей жизни, но образование является всеобщим социальным благом. А не сферой рынка. Так как в развитии образования заинтересовано государство и общество в целом, поскольку от этого зависит и благосостояние, и конкурентоспособность страны.

Отвечают, обсуждают, записывают в тетрадь.

 

 

5

Работа в группах по сайтам федеральных органов

Представители команд заполняют таблицу на интерактивной доске.

Вопрос

Министерство просвещения

Министерство образования

Рособрнадзор

Год создания органа

 

 

 

Правовые акты

 

 

 

Руководитель и количество заместителей

 

 

 

Основные направления деятельности

 

 

 

 

Один обучающийся записывает результаты групповой работы задание, представители других команд

оценивают его ответ

10

Итак, ребята, давайте обобщим понятие образование.

Составим синквейн по теме «Образование».

Смотрят на слайд. Вспоминают правила составления синквейна. Записывают в тетрадь. Обсуждают несколько ответов одноклассников.

 

5

 

Вывод. Проблемный вопрос.

Необходимо ли нам в современном мире образование?

Следует ли продолжать образование после школы?

Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства. Целью образования является трансляция культуры в обществе, приобщение индивида к достижениям цивилизации.

Право на образование закреплено в ст. 43 Конституции РФ. Образование является не только правом, но и обязанностью гражданина.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет цели государственной политики в области образования. ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) – законодательный минимум, который должен освоить каждый ученик.

Современное образование играет важную роль в развитии творческого потенциала личности и формировании гражданской позиции.

Основными путями получения образования являются обучение и самообразование.

Инновационное развитие в сфере образования необходимо для поддержания уровня конкурентоспособности страны на мировом рынке образования.

Обсуждают, отвечают.

Формулируют выводы по теме урока.

 

 5

1.     Закрепление материала.

Проводит квиз: «Права и обязанности обучающихся»

Критерии оценивания на маркерной/меловой доске: 11б. и ниже –2, 12 б. – 3, 13-14 б. - 4, 15-17 б. - 5.

Анализирует ответы обучающихся.

Выставление отметок за устные ответы на уроке и тестовые задания.

Отвечают на тестовые задания в форме ОГЭ. Проверяют себя. Обсуждают, анализируют правильные ответы.

 

10

1.     Рефлексия

Выдает карты самооценки

Заполняют карты самооценки

5

1.     Домашнее задание

§ 23, вопросы «В классе и дома» № 3, 4, 5 письменно в тетради.

Творческие задания по выбору:

1.     Разработать памятку для обучающегося.(Федеральный закон «Об образовании в РФ», глава 4)

2.     Проиллюстрировать обязанности обучающихся.

3.     Мини-сочинение «От чего и от кого зависит качество образования»

Записывают в тетрадь, получают распечатку с примерными творческими заданиями по данной теме.

5

 

Конечно, школой не ограничивается ваше образование. Для определения своего жизненного пути, для получения профессии вам необходимо продолжить обучение. Школьное образование дает основу, фундамент знаний. Реализуя свое право на образование, мы достигаем в жизни того, к чему стремились. И я бы хотела, наш урок закончить словами из китайской пословицы: «Если вы заглядываете вперед на год, сажайте рис. Если вы заглядываете вперед на десять лет, сажайте деревья. Если вы заглядываете вперед на всю жизнь, обучите человека».

 

 

Приложение № 1

 

Карта самооценки по теме «Образование»

ФИО ________________________

Активно работал на уроке 1 б.

Понял тему 1 б.

Могу объяснить другому 1 б.

При решении заданий справляюсь самостоятельно – 2 б.

 Всего баллов: _______

КВИЗ  _________ б.

Карта рефлексии по теме «Образование»

 Я узнал…..

Самое интересное было….

Самым трудным было….

 

Приложение № 2

 

Карточки-задания.

1.     Кто из участников образовательного процесса мог задать этот вопрос?

2.     Какой орган правомочен решить этот вопрос?

3.     Дайте ответ на поставленный вопрос с использованием информации на сайте соответствующего органа власти.

Как подтвердить факт обучения и подлинности диплома?

 

·        Каков порядок начисления баллов за индивидуальные спортивные достижения при поступлении на программы бакалавриата и специалитета?

·        В течении какого времени действуют результаты вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно?

·        Каким образом осуществляется восстановление утраченных документов об образовании и приложений к ним (дипломов)?

·        У ученика 8 класса за четверть стоят оценки 3,4,4,3. Какую оценку следует выставить за год ?

·        Может ли мать, ограниченная в родительских правах, требовать от школы (учителя) информацию о ребенке? В каком объеме и как часто? Кто должен предоставить эту информацию и в каком формате? Матери запрещено общаться с ребёнком.

·        Возможен ли условный перевод ученика с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования? Каков порядок перевода?

·        Имеет ли право орган местного самоуправления требовать от эмансипированного подростка окончить 11 класс, если он этого не желает. Обучается в форме семейного образования и заявление в школу на прохождение промежуточной аттестации не писал?

·        Планируется ли введение миниЕГЭ в 4 классе?

·        Каким целям должны служить мониторинговые исследования качества образования? Как и для чего используются результаты региональных мониторингов?

·        Мой ребёнок участвовал в НИКО. Получили только результат. Можно ли увидеть саму работу?

·        Возможно ли ведение образовательной деятельности коммерческими организациями?

 

Приложение 3

 Примерные темы мини-сочинения: «Доступность качественного образования для всех — основополагающая норма современного общества», «Непрерывность образования — основа успеха личности в XXI в.», «Образование — один из значимых факторов становления гражданского общества», «Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему отечеству» (А.Грибоедов).


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока обществознания в 9 классе по теме «Правовое регулирование отношений в системе образования»

Конспект урока обществознания в 9 классе по теме «Правовое регулирование отношений в системе образования»

Права и обязанности обучающегося»

Права и обязанности обучающегося»

Интернет-ресурсами, сайтами органов государственной власти

Интернет-ресурсами, сайтами органов государственной власти

Мотивационный Сегодня мы с Вами поговорим о возможности получить самую значимую ценность на всех этапах развития человеческой цивилизации

Мотивационный Сегодня мы с Вами поговорим о возможности получить самую значимую ценность на всех этапах развития человеческой цивилизации

Запишите число и тему урока в тетрадь

Запишите число и тему урока в тетрадь

Какие ещё составляющие духовной сферы жизни общества вы знаете? -

Какие ещё составляющие духовной сферы жизни общества вы знаете? -

Какой закон регламентирует возможность получения образования?

Какой закон регламентирует возможность получения образования?

Верно ли утверждение: «Каждый гражданин

Верно ли утверждение: «Каждый гражданин

Какие ещё составляющие духовной сферы жизни общества вы знаете? -

Какие ещё составляющие духовной сферы жизни общества вы знаете? -

Основные направления деятельности

Основные направления деятельности

Целью образования является трансляция культуры в обществе, приобщение индивида к достижениям цивилизации

Целью образования является трансляция культуры в обществе, приобщение индивида к достижениям цивилизации

Закрепление материала.

Закрепление материала.

Карта самооценки по теме «Образование»

Карта самооценки по теме «Образование»

Дайте ответ на поставленный вопрос с использованием информации на сайте соответствующего органа власти

Дайте ответ на поставленный вопрос с использованием информации на сайте соответствующего органа власти

Примерные темы мини-сочинения: «Доступность качественного образования для всех — основополагающая норма современного общества», «Непрерывность образования — основа успеха личности в

Примерные темы мини-сочинения: «Доступность качественного образования для всех — основополагающая норма современного общества», «Непрерывность образования — основа успеха личности в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2024