Конспект урока обществознания в 9 классе
по теме «Правовое регулирование отношений в системе образования»
Автор: Марианна Анатольевна Буганова
Организация: МБОУ СОШ №2
Населенный пункт: г. Абакан
Предмет: Обществознание Тема: Правовое регулирование отношений в системе образования 9 класс, 2 час
Цели урока: выяснить, в чем заключается суть и значение правового регулирования в сфере образования, каким образом государство гарантирует право на образование.
Задачи урока:
аксиологические:
· побудить обучающихся к размышлениям о личных перспективах повышения образовательного уровня;
· помочь понять бесценность образования;
· воспитывать способность продуктивно работать в условиях групповой работы.
образовательные:
· познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ;
· раскрыть роль образования в современном обществе, обозначить наиболее острые проблемы в этой области и пути их решения;
развивающие:
· продолжить развитие информационных умений (работа с документами, материалами СМИ);
· формировать правовую культуру, т.е. способность отстаивать свои права;
· развивать коммуникативные способности обучающихся через совместную деятельность: умение вести диалог, аргументировано
обосновывать свою точку зрения;
практическая:
· составить памятку «Права и обязанности обучающегося».
Тип урока: комбинированный
Формы проведения урока: индивидуальная работа, групповая работа, фронтальный опрос (Квиз «Права и обязанности обучающегося»)
Методы проведения урока: частично-поисковый, проблемный
Основные понятия: образование, Конституция РФ, Закон об образовании РФ, Конвенция о правах ребенка, ФГОС. Уполномоченный по правам ребёнка
Межпредметные связи: история, информатика
Проблемный вопрос: «Какова социальная значимость образования в жизни общества и личности?»
Описание урока: урок содержит знания о правовом регулировании образовательной сферы и расширяет представление о социально значимом институте современного общества. Вопрос о праве ребенка на образование, который рассматривается на данном уроке, связан с полученными ранее знаниями о правах человека.
Планируемые результаты
Вид |
Содержание |
Предметные |
характеризовать правовую базу образования в РФ; раскрывать роль образования в современном обществе, обозначить наиболее динамику получения образования в течении всей жизни |
Метапредметные |
уметь сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); уметь вести диалог, уметь работать с документами, Интернет-ресурсами, сайтами органов государственной власти |
Личностные |
иметь положительное отношение к образованию, образованным людям и необходимости заниматься самообразованием, понять бесценность образования.
|
. |
ТСО (оборудование) урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, мультимедиаколонки, маркерная/меловая доска, планшеты, Интернет.
Средства ИКТ (программы, приложения, ресурсы сети Интернет): презентация PowerPoint по теме «Правовое регулирование отношений в системе образования», сайт Министерства Просвещения РФ, сайт Министерства образования и науки РФ, сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Организационная структура урока
Этап урока |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Длит.этапа (мин) |
|||||||||||||||||||
1. Мотивационный |
Сегодня мы с Вами поговорим о возможности получить самую значимую ценность на всех этапах развития человеческой цивилизации. Обладание этой ценностью позволяет человеку занять достойное место в обществе, обеспечить себя и свою семью, сделать свою жизнь яркой, интересной и значимой для общества. Пожалуйста, прочитайте цитаты и дополните пропущенное слово: ______ в счастье человека украшает, в несчастье служит прибежищем. А.В. Суворов (учение); _________ это то, что остаётся после того, когда забывается все, чему нас учили. А. Эйнштейн (образование) ___________ придаёт человеку достоинство. Д.Дидро (образование) Не нужно доказывать, что ___________ - самое великое благо для человека. Без _________ люди грубы, и бедны, и несчастны. Н.Г. Чернышевский Чем известны и прославились эти люди? В чем смысл этих высказываний? Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. Вы правы, мы будем говорить современной системе образования, правах и обязанностях граждан в этой области, правовом обеспечении современного образования и участниках в сфере образования. Тема сегодняшнего урока: «Правовое регулирование отношений в системе образования». Запишите число и тему урока в тетрадь. Посмотрите внимательно на доску и установите соответствие наших задач на этом уроке:
|
Слушают, отвечают, определяют тему и цели урока.
|
5 |
|||||||||||||||||||
1. Актуализация знаний |
- К какой сфере общества относится образование? - Какие ещё составляющие духовной сферы жизни общества вы знаете? - Какие у вас ассоциации возникают со словом образование? Зайдите в планшет ссылку… Наберите… Введите одно слово ассоциацию. И мы увидим с вами на доске, ваши ответы. Итак, образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностей, компетенций. Да, ребята, в современном обществе образование играет одну из важных ролей. Получая образование, человек совершенствуется как личность, становится богаче его внутренний мир. |
Отвечают: к духовной Отвечают: наука, искусство, религия, мораль Отвечают, работают с планшетами |
5 |
|||||||||||||||||||
1. Изучение нового материала |
Посмотрите видеоролик и ответьте на вопросы: https://www.google.ru/search?q=%D0%9E%D0%B1 %D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7% D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D 0%B8+%D0%B2+%D0%A0%D0%A4&newwindow =1&safe=strict&sca_esv=592113278&hl=ru&tbm= vid&source=lnms&sa=X&ved=2ahUKEwi179LAg ZuDAxXeGBAIHd6vAGYQ_AUoA3oECAIQBQ &biw=1280&bih=559&dpr=1.5#fpstate=ive&vld= cid:fe528f85,vid:jWAMN2Kt4qs,st:0 Какой закон регламентирует возможность получения образования? Какими нормативными актами обеспечивается правовое регулирование системы образования? Какое образование является обязательным? Какова роль родителей, ученика и педагога в образовательном процессе? Что такое непрерывное образование? Что включает в себя понятие «профессиональное образование»? Зачем необходимо дополнительное образование? Работа с документами: Основополагающий документ нашей страны Конституция РФ от 12.12.1993 г. Ст. 43. Открываем статью, используя планшет, читаем, отвечаем на вопросы: - Кто имеет право на образование?(все) -Что означает право на образование? (гарантируется общедоступность и бесплатность) -Какое образование является обязательным? (основное общее, 9 кл., 15 лет) -Кто несет ответственность и обеспечивает получение детьми основного общего образования?(родители или лица, их заменяющие) Верно ли утверждение: «Каждый гражданин РФ вправе бесплатно получить высшее образование?» (Да.Если человек хорошо учится, а финансовое положение скромное, то на конкурентной основе можно поступить вуз и обучаться бесплатно, тем самым государство мотивирует обучающихся граждан страны). ФЗ РФ «Об образовании»N 273 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года. Найдите и прочитайте, глава 7. Общее образование. Ст.63-67. Вопросы: 1.С достижения, какого возраста начинается обучение детей в образовательных учреждениях? Ответ: шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не более 8 лет. 2.До достижения какого возраста применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу требование обязательности общего образования до 18 лет) 3.Перечислите уровни образовательных программ?Ответ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование 4.За что по решению органа управления образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет? Ответ: за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения |
Записывают тетрадь. Слушают, читают тексты документов, отвечают на вопросы.
В тетради заполняют схему «Система образования в РФ»
|
20 |
|||||||||||||||||||
Государство принимает образовательные стандарты. ФГОС. Единый образовательный стандарт – это тот минимум, который должен освоить каждый. Российское законодательство возлагает ответственность за воспитание и образование на родителей. Родители вправе принять решение о дополнительных образовательных услугах. В их числе, посещение специальных курсов, репетиторство, углубленное изучение какого-либо предмета и т.д. Дополнительные платные образовательные услуги это реальность нашей жизни, но образование является всеобщим социальным благом. А не сферой рынка. Так как в развитии образования заинтересовано государство и общество в целом, поскольку от этого зависит и благосостояние, и конкурентоспособность страны. |
Отвечают, обсуждают, записывают в тетрадь.
|
5 |
||||||||||||||||||||
Работа в группах по сайтам федеральных органов Представители команд заполняют таблицу на интерактивной доске.
|
Один обучающийся записывает результаты групповой работы задание, представители других команд оценивают его ответ |
10 |
||||||||||||||||||||
Итак, ребята, давайте обобщим понятие образование. Составим синквейн по теме «Образование».
|
Смотрят на слайд. Вспоминают правила составления синквейна. Записывают в тетрадь. Обсуждают несколько ответов одноклассников.
|
5 |
||||||||||||||||||||
|
Вывод. Проблемный вопрос. Необходимо ли нам в современном мире образование? Следует ли продолжать образование после школы? Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства. Целью образования является трансляция культуры в обществе, приобщение индивида к достижениям цивилизации. Право на образование закреплено в ст. 43 Конституции РФ. Образование является не только правом, но и обязанностью гражданина. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет цели государственной политики в области образования. ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) – законодательный минимум, который должен освоить каждый ученик. Современное образование играет важную роль в развитии творческого потенциала личности и формировании гражданской позиции. Основными путями получения образования являются обучение и самообразование. Инновационное развитие в сфере образования необходимо для поддержания уровня конкурентоспособности страны на мировом рынке образования. |
Обсуждают, отвечают. Формулируют выводы по теме урока.
|
5 |
|||||||||||||||||||
1. Закрепление материала. |
Проводит квиз: «Права и обязанности обучающихся» Критерии оценивания на маркерной/меловой доске: 11б. и ниже –2, 12 б. – 3, 13-14 б. - 4, 15-17 б. - 5. Анализирует ответы обучающихся. Выставление отметок за устные ответы на уроке и тестовые задания. |
Отвечают на тестовые задания в форме ОГЭ. Проверяют себя. Обсуждают, анализируют правильные ответы.
|
10 |
|||||||||||||||||||
1. Рефлексия |
Выдает карты самооценки |
Заполняют карты самооценки |
5 |
|||||||||||||||||||
1. Домашнее задание |
§ 23, вопросы «В классе и дома» № 3, 4, 5 письменно в тетради. Творческие задания по выбору: 1. Разработать памятку для обучающегося.(Федеральный закон «Об образовании в РФ», глава 4) 2. Проиллюстрировать обязанности обучающихся. 3. Мини-сочинение «От чего и от кого зависит качество образования» |
Записывают в тетрадь, получают распечатку с примерными творческими заданиями по данной теме. |
5 |
Конечно, школой не ограничивается ваше образование. Для определения своего жизненного пути, для получения профессии вам необходимо продолжить обучение. Школьное образование дает основу, фундамент знаний. Реализуя свое право на образование, мы достигаем в жизни того, к чему стремились. И я бы хотела, наш урок закончить словами из китайской пословицы: «Если вы заглядываете вперед на год, сажайте рис. Если вы заглядываете вперед на десять лет, сажайте деревья. Если вы заглядываете вперед на всю жизнь, обучите человека».
Приложение № 1
Карта самооценки по теме «Образование»
ФИО ________________________
Активно работал на уроке 1 б.
Понял тему 1 б.
Могу объяснить другому 1 б.
При решении заданий справляюсь самостоятельно – 2 б.
Всего баллов: _______
КВИЗ _________ б.
Карта рефлексии по теме «Образование»
Я узнал…..
Самое интересное было….
Самым трудным было….
Приложение № 2
Карточки-задания.
1. Кто из участников образовательного процесса мог задать этот вопрос?
2. Какой орган правомочен решить этот вопрос?
3. Дайте ответ на поставленный вопрос с использованием информации на сайте соответствующего органа власти.
Как подтвердить факт обучения и подлинности диплома?
· Каков порядок начисления баллов за индивидуальные спортивные достижения при поступлении на программы бакалавриата и специалитета?
· В течении какого времени действуют результаты вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно?
· Каким образом осуществляется восстановление утраченных документов об образовании и приложений к ним (дипломов)?
· У ученика 8 класса за четверть стоят оценки 3,4,4,3. Какую оценку следует выставить за год ?
· Может ли мать, ограниченная в родительских правах, требовать от школы (учителя) информацию о ребенке? В каком объеме и как часто? Кто должен предоставить эту информацию и в каком формате? Матери запрещено общаться с ребёнком.
· Возможен ли условный перевод ученика с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования? Каков порядок перевода?
· Имеет ли право орган местного самоуправления требовать от эмансипированного подростка окончить 11 класс, если он этого не желает. Обучается в форме семейного образования и заявление в школу на прохождение промежуточной аттестации не писал?
· Планируется ли введение миниЕГЭ в 4 классе?
· Каким целям должны служить мониторинговые исследования качества образования? Как и для чего используются результаты региональных мониторингов?
· Мой ребёнок участвовал в НИКО. Получили только результат. Можно ли увидеть саму работу?
· Возможно ли ведение образовательной деятельности коммерческими организациями?
Приложение 3
Примерные темы мини-сочинения: «Доступность качественного образования для всех — основополагающая норма современного общества», «Непрерывность образования — основа успеха личности в XXI в.», «Образование — один из значимых факторов становления гражданского общества», «Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему отечеству» (А.Грибоедов).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.