Предмет: Окружающий мир
Тема: Профессии
Тип урока: урок-проект
Тип проекта: поисково-исследовательский
Цель учебного проекта:
-создание представлений о разнообразии профессий;
-сбор информации о профессиях;
-формирование у обучающихся навыков работы над проектами.
Задачи проекта:
-создать условия для знакомства с разнообразными профессиями;
-формировать навыки исследовательской деятельности участников проекта;
-учить работать с информационными источниками;
-повышать творческую активность обучающихся;
-воспитывать умение оценивать свои достижения и достижения своих товарищей.
Проблемный вопрос: какая профессия самая главная?
Личностные УУД:
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-прогнозировать результаты проекта;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД :
-слушать и понимать речь других;
-оформлять свои мысли в устной форме;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, задавать вопросы родителям, работникам школы.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в системе знаний;
-осуществлять поиск информации;
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-выделять признаки профессий, давать краткую характеристику профессии.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, цветные ладошки (из бумаги) для самооценки учащихся
Этап
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Самоопределение к деятельности. Организа- ционный мо-мент. |
-Здравствуйте, врачи и учителя, нефтяники и поэты, спортсмены и космонавты, артисты и мореплаватели, строители и защитники Отечества. -Ребята, а почему я сегодня вас так приветствую?
|
Высказывают свои предположения |
Личностные: самоопределение; смыслообразование Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
Комментарии Цель этапа: организация рабочего места; мотивация к учебной деятельности на уроке; целеполагание. Деятельность учителя: контроль за организацией рабочего места, обеспечивает положительный настрой детей на работу, направляет и корректирует на рациональное построение последовательности действий учащихся на уроке. Деятельность учащихся: включение учащихся в деловой ритм учебного занятия; составление плана и последовательности действий на уроке
|
|||
2.Актуализа-ция знаний и фиксация затруднений в деятель-ности.
|
-Пройдут школьные годы, и именно вы построите уютные дома, сошьете красивую и удобную одежду, испечѐте самый вкусный в мире торт, сошьѐте такие сапоги, что позавидует сама царица, или первыми откроете новые звезды. - Но, вы ещё учитесь в школе. Какая задача стоит сейчас перед вами?
|
-Чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться. -Пока мы учимся, узнать как можно больше о разных профессиях. -Выбрать себе будущую профессию.
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков
|
Комментарии Цель этапа: обеспечить включение учащихся в совместную деятельность; подготовить к активной познавательной деятельности; тренировать мыслительные операции: анализ, синтез. Деятельность учителя: организация учебного сотрудничества Деятельность учащихся: ответы детей, предположения, построение полных и аргументированных высказываний своих мыслей.
|
|||
3.Постановка учебной задачи.
|
-Над какой темой мы работали на предыдущих уроках?
- Получая знания об экономике, т. е. хозяйственной деятельности, мы говорили о людях разных профессий, которые ведут это хозяйство. -Какая проблема у нас возникла? -Что же мы решили?
-Какова цель нашего проекта?
-Сегодня мы должны ответить на вопрос: Какая профессия самая важная?
|
-Мы работали над темой «Что такое экономика? Отрасли экономики»
-Какая профессия самая важная? -Узнать как можно больше о разных профессиях -Выполнить проект по теме «Профессии»
-Целью нашего проекта является знакомство с миром профессий.
|
Регулятивные: целеполагание; Познавательные: общеучебные: формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы и построение логической цепи рассуждений
|
Комментарии Цель этапа: принятие и понимание учебной задачи Деятельность учителя: организация учебного сотрудничества Деятельность учащихся: ответы детей, предположения, построение полных и аргументированных высказываний своих мыслей
|
|||
4.Построение проекта выхода из затруднения.
|
-На уроке мы будем защищать проект и результаты работы над нашим групповым проектом. -Какую работу мы проделали перед защитой этого большого проекта «Профессии»
-Как вы осуществляли поиск информации?
|
-На начальном этапе работы над проектом мы разбились на 5 мини-групп. Каждая мини-группа исследовала профессии по своему плану.
-Самостоятельно, и иногда с помощью учителя и родителей.
|
Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
|
Комментарии
|
|||
|
|
|
|
5.Самостоятельная работа с формули-рованием выводов по результатам исследования.
|
1.1 Защита проекта группы №1 (слайд 1) Цель: Узнать о профессиях родителей -Первая группа, к кому вы обратились за информацией о профессиях? -Какие вы получили результаты?
1.2 Взаимооценивание -Ребята, давайте оценим работу подгруппы. На доске висят карточки со словами (познавательно, интересно, непонятно, скучно, есть вопросы, хочется отметить…), выберите те, которые могут охарактеризовать работу подгруппы
2.1 Защита проекта группы№2 (5 человек) -Какие цели стояли перед вашей группой? Цель: Прочитать стихотворение В. В. Маяковского «Кем быть?». Узнать о профессиях, описываемых в стихотворении.
-Прочитав стихотворение, вы смогли ответить на вопрос: какая профессия самая главная?
2.2 Взаимооценивание -Оцените работу подгруппы.
3. Обсуждение со всеми группами. -Ученые провели опрос и выяснили, что самые уважаемые профессии на Земле - это врач и учитель. -Вы согласны с этим? Почему? -Где еще вы нашли информацию о профессиях? -И какие же профессии людей, работающих в школе, вы выявили?
4.1 Защита проекта группы №3 (5 человек) -Какие цели стояли перед вашей группой? Цель: Кто работает в школе?
Детская презентация «Кто работает в школе»
4.2 Взаимооценивание -Оцените работу подгруппы.
5. Физкультминутка Правая, левая – водят поезда. Правая, левая – строят города. Правая, левая – могут шить и штопать. Правая, левая – могут громко хлопать.
6. Обсуждение со всеми группами -Ребята, а как вы думаете, мы с вами знаем все профессии, которые существуют? -А может как раз те профессии, которые мы не знаем, и являются самыми важными? (слайд) -Посмотрите на доску. Как вы думаете, кто этот человек по профессии? -Эта профессия появилась недавно и произошла от английского слова мерчендайзер. Кто из вас видел такого человека в торговом центре нашего города? -Посмотрите на следующий слайд. А кто этот человек по профессии? Флорист. -Вы видели таких людей в цветочных магазинах. Некоторые профессии стареют и исчезают из нашей жизни. Одной из таких профессий является шарманщик.
-А подробнее эти профессии исследовала 4 группа.
7.1 Защита проекта группы №4 (5 человек) -Какие цели стояли перед вашей группой? Цель: Узнать о редких и устаревших профессиях
7.2 Взаимооценивание -Оцените работу подгруппы.
8.1 Защита проекта группы №5 (5 человек) -Ребята, некоторые из вас уже знают, кем хотят стать в будущем и подробно ознакомились с этой профессией. Учащиеся группы № 5 исследовали свою будущую профессию. -Какие цели стояли перед вашей группой?
Цель: исследовать свою будущую профессию
8.2 Взаимооценивание -Ребята, оцените работу 5 подгруппы. |
-Мы обратились за помощью к родителям) Защита группы № 1 ( детская презентация) Цель исследования 1 группа Проанкетировать родителей по вопросам их работы, профессии; узнать, почему они сделали такой выбор. В течение работы нужно ответить на вопросы: 1.Кто родители по профессии? 2.Работают ли они по специальности? 3.Где обучались этой профессии? 4.Почему выбрали эту профессию? Результаты исследования Чтобы ответить на 1 вопрос, нам пришлось спросить родителей и посмотреть документы родителей об окончании учебного заведения. Называются они дипломами, где написаны фамилия, имя, отчество человека, когда он поступил в учебное заведение и когда закончил, по какой специальности. Отвечая на 2,3 и 4 вопросы, мы составили анкету: 1.Назвать профессию родителей. 2.Работают ли родители по профессии? 3. Считают ли свою профессию самой важной?
-Мы хотим рассказать о профессиях своих родителей. (3 человека)
-Итак, мы сделали выводы: -Узнали, как выглядит диплом об окончании учебного заведения, где написана специальность. -Родители выбирали профессию по интересам, по наличию учебного заведения недалеко в городе. -Обучаться профессии можно не только в училище, институте, но и на предприятии.
Учащиеся производят оценивание работы учащихся группы №1
Цели исследования: Прочитать стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть». Найти строки о профессиях людей. Подобрать атрибуты или инструменты к этим профессиям. Найти ответ на вопрос: Какая профессия самая главная? Результаты исследования: 1.Прочитали стихотворение. 2.Выделили слова о профессиях. 3.Подобрали иллюстрации. 4.Оформили материалы проекта. Выводы: Мы читали стихотворение, но не знали, что в нем описываются 9 разных профессий. Мы сделали к ним рисунки.
-В стихотворении сказано: « Все работы хороши - выбирай на вкус».
Учащиеся производят оценивание работы учащихся группы № 2
Учащиеся высказывают свои предположения
В школе.
Цели исследования: Взять интервью у работников школы; узнать, почему они сделали такой выбор, сделать фотографии. Нам нужно было ответить на вопросы: Чем интересна эта профессия? Какая профессия самая главная? Результаты исследования: мы побеседовали с библиотекарем, врачом, поваром, учителем, сфотографировали их, расспросили о профессии. Мы задали вопросы: 1.Как вас зовут? 2.Какая у вас профессия? 3.Можно вас сфотографировать? 4.Почему выбрали эту профессию? 5.Какую пользу приносит ваша профессия? 6.Оформили материал проекта (Слайды презентации). Выводы: мы не знали, что в школе работают люди разных профессий, каждая профессия интересна и важна. Нам нужно уважать труд этих людей.
Учащиеся производят оценивание работы учащихся группы № 3
Учащиеся выполняют движения
-Нет, не все
-Высказывания учащихся
-Предположения учащихся
-Высказывания учащихся
Мерчанда́йзер (англ. merchandiser - торговец[1]) — товаровед или помощник товароведа, человек, представляющий торговую компанию в торговых сетях Отвечает за выкладку товара, Основная задача — контроль наличия всего ассортимента компании на полках магазина и расположение его в наиболее благоприятных для покупки местах. Флорист (дизайнер) — специалист в области флористики (декорирования интерьеров с помощью цветочных композиций).
Цель исследования 4 группа Найти в Интернете вместе со взрослыми информацию о редких и устаревших профессиях. Подготовить сообщение об этих профессиях. Результаты исследования: мы вместе со взрослыми нашли много информации. Выбрали несколько профессий и исследовали их. Подготовили иллюстрации к сообщениям. Выводы: мы не знали, что есть такие профессии, как мерчендайзер и флорист. Мы не знали, что некоторые профессии стареют. Мы не нашли ответ на вопрос: Какая профессия самая важная. Мы думаем, что такой профессии нет.
Учащиеся производят оценивание работы учащихся группы № 4
Цели исследования: Определить будущую профессию. Подготовить сообщение о профессии. Узнать, чем она интересна. Результаты исследования: поговорили со взрослыми, прочитали в Интернете, узнали, чем интересны профессии. Узнали, что нужно делать, чтобы получить эту профессию. Подготовили рисунки своих будущих профессий. Выводы: чтобы получить профессию, нужно хорошо учиться, быть самостоятельным в учебе, исполнительным и творческим. Мы не нашли ответ на вопрос: Какая профессия самая важная? Мы думаем, что все профессии самые важные.
Учащиеся производят оценивание работы учащихся группы № 5
|
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Комментарии
Цель физминутки: снять психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, а также локального утомления и общего воздействия. |
|||
7.Рефлексия деятельности (итог урока)
|
1. Обсуждение со всеми группами -Ребята, а как вы думаете, какие профессии нужны нашему городу? -Определите своё место в истории нашего города. -Мы делаем историю сейчас, в настоящий момент. Ваши будущие профессии – залог процветания нашего города. Нужно хорошо учиться, чтобы быть достойным гражданином нашего города. -Итак, на какой вопрос мы с вами искали ответ на протяжении нашего проекта? -Теперь мы можем на него ответить? -А почему? Какой вывод мы можем сделать?
2. Самооценка собственной деятель-ности. -Оцените свою работу по проекту «Мир профессий» с помощью цветовых ладошек. Критерии самооценки: 1. Кто считает, что ваша личная работа над проектом была правильно выполнена, и вы все поняли, приняли активное участие в проекте, то возьмите красные ладошки. 2.Кто считает, что он мог бы сделать проект лучше, но сегодня не хватило немного желания и старания, возьмите синие ладошки. 3.А кто считает, что не принял активного участия в защите проекта, возьмите желтые ладошки. -А теперь составим цветовой коллаж вокруг названия нашего проекта (на доске) -Ладошек какого цвета больше? Я желаю вам правильно избрать свой путь. Ведь прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь! |
-Высказывания учащихся
-Предположения учащихся
-Какая профессия самая главная?
-Нет, не можем
-Нет профессий ни главных, ни плохих, ни хороших. Каждая профессия важна, интересна и помогает людям. Поэтому, какую бы профессию вы не выбрали в будущем, она будет главной.
Учащиеся оценивают свою собственную деятельность. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор |
Комментарии Цель этапа: зафиксировать полученные знания и умения; затруднения, которые остались, и способы их преодоления; оценить собственную деятельность на уроке. Деятельность учителя: организация учебного сотрудничества Деятельность учащихся: ответы детей, построение полных и аргументированных высказываний своих мыслей, контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.