Конспект урока "Распад СССР"
Оценка 4.9

Конспект урока "Распад СССР"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
02.11.2023
Конспект урока "Распад СССР"
Распад СССР.docx

Урок истории в 9 классе                                                                                                           по теме  «Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР»

Цель:

- показать на основе обобщения различных источников информации

 ( учебник, дополнительный материал, воспоминания современников) противоречивость развития советского общества в середине 80-х годов; неоднозначность оценки происшедших перемен; последствия   перестройки и обобщить представления учащихся о социально-политических процессах и событиях, повлекших распад СССР, об основных тенденциях социально-политического развития России вначале 1990-х гг.

Задачи:

        -  продолжать формировать у учащихся понимание взаимовлияния  тенденций развития страны;

         -  способствовать развитию аналитического мышления, умения работать с историческими источниками, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее;

          -  способствовать развитию аналитического мышления, умения работать с историческими источниками, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.

 

 

Ход урока

Приветствие, организационный момент (1-3 минуты).

Учитель приветствует, проверяет готовность к работе. (Делит  класс на группы по демократическому принципу (по желанию учащихся).

Наш урок мы проведём в форме дискуссии. Для этого вы разделились на 4 группы. Задача каждой группы - обсуждение вопросов, поставленных в ходе урока для решения общей проблемы, которую предстоит решить всему классу. Для корректировки работы в группах нужно выбрать ведущего аналитика, протоколиста и наблюдателя (на слайде).

  Их задачи (так же на столах в виде памяток и на слайде):

Ведущий- организовывает обсуждение проблемы, привлекая всех членов группы.

Аналитик - задаёт вопросы, подвергая сомнению высказываемые предложения.

Протоколист - фиксирует предложения, представляет позицию группы перед классом.

Наблюдатель - даёт, в конце урока, оценку работы каждого члена группы».

   Далее учитель обращает внимание на основные правила ведения дискуссии (памятки на столах) (Приложение 1).

- Эпиграфам  для нашего урока я выбрала слова  советского  поэта,  автора-исполнителя Владимира Семёновича Высоцкого (на слайде).

 « Разглядеть, что истинно, что ложно,

  Может только беспристрастный суд.

  Осторожно с прошлым, осторожно,-

   Не разбейте глиняный сосуд».

- Как вы поняли эти слова?  (1 – 2 минуты).

В конце урока мы к ним вернемся и сравним, изменится ли ваше мнение после обсуждения темы.

     При подготовке к уроку вы работали с дополнительным материалом, повторяли изученный ранее материал по теме. На основе ваших работ, выводов мы попробуем обобщить причины, последствия и  дать оценку «перестройки» и распаду СССР. Это и будет основная проблема для обсуждения.

В ходе обсуждения вам нужно будет заполнить таблицу. (Приложение 2)

( Учащимся предлагается  полученную информацию обобщить в таблицу)

Уже знал

Новое

Думал иначе

Не понял, есть вопросы

 

 

 

 

 

Но прежде чем мы приступим к обсуждению темы, составьте сейчас по одному тонкому вопросу, требующего простого одногосложного ответа  и толстому вопросу, требующего развернутого ответа. А мы попытаемся на них ответить в течение урока. (2 минуты) (Приложение 2)

« Соотечественники воспринимали его как фигуру трагическую, при этом одни видят в нем великого реформатора, другие – коварного разрушителя. Сам он не раз повторял, что счастливых реформаторов в России не бывает…» (на слайде) (1-2 минуты)

( А. И. Аджубей, бывший главный редактор газеты « Правда»)

-Ребята, как вы думаете, о ком эта цитата?

- Правильно, о М.С. Горбачеве.

Работа в группах. (3 минуты)

- Какие причины побудили, на ваш взгляд, М. С. Горбачева начать серьезные реформы в СССР?

1. Задание для групп (Приложение 3)

- Сейчас вы выполните задания в группе: 

1.     Используя словари найти определение слова «Перестройка»

2.     Какова цель перестройки?

3.     Каковы причины перестройки?

4.     Периоды перестройки.

Выступление учащихся (4 минут)

- В ходе перестройки частичные преобразования привели к смене модели общественного развития, изменилась жизнь самого общества. А как это повлияло на жизнь среднего класса?

2. Задание для групп

Сейчас вы в группах проанализируете информацию, которая у вас на есть столах по темам (4 минуты) (Приложение 4, 5):

2 группы - «Анализ  прессы в годы перестройки»

2 группы - «Какие вы можете выделить особенности перестройки в Приморском крае?»

Выступление групп (4 минут)

3. Задание для групп (3 минуты)

- Давайте подведем итог об обсуждаемой теме. В группах обсудите, и составьте итоги перестройки положительные и отрицательные результаты. 

Выступление групп (2 минуты)

-В общественном сознании наших людей существует разные точки зрения на перестройку (на слайде):

1. Не нужно было  ничего менять – жили тихо, небогато, зато стабильно, были уверены в завтрашнем дне.

2. Кризис назрел, страна катилась в пропасть, впереди – крах.

3. Это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала великой державы.

- К какой  точке зрения вы склоняетесь?

- Перестройка, задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен в жизни советского общества, закончилась распадом некогда могучего многонационального государства. Завершился советский период в истории Отечества. Раскрепощенное сознание людей в СССР определило необратимый характер перемен в обществе : гласность, парламентаризм, выборы на альтернативной основе, многопартийность, разделение властей, политический плюрализм стали обычными реалиями сегодняшнего дня.

- Следующая тема для обсуждения  «Распад СССР».

 

- Начнем с сообщения учащихся по теме «Межнациональные отношения в период «перестройки». (Приложение 6)

 

4. Задание для групп (3 - 4 минуты)

Учитель: Из данного выступления мы можем определить причины распада СССР. Каковы же они?

 

   Выступление учащихся о событиях, предшествующих августу 1991г.(3 минуты):

 

5. Работа в группах. (3 минуты)

Выступление групп (2 минуты)

6. Задание для групп (4 минут)

-  События августа 1991г. выявили все проблемы, показали слабость центральной власти и ещё больше подвели государство к его распаду.

У вас на столе материал об этих событиях. Ознакомьтесь с ним и ответьте на вопросы:

1.     Что, на ваш взгляд, позволяет определять события августа 1991 года как попытку государственного переворота?

2.     Почему августовский путч потерпел поражение? 

 

  Чтобы избежать распада СССР М.С. Горбачёв весной и летом 1991 года проводил совещания под Москвой в Ново - Огарёве с главами 9 республик о подготовке нового Союзного Договора, подписание которого было назначено на 20 августа. 2 августа М.С. Горбачёв выехал на отдых в Форос (Крым), но 18 августа был изолирован на даче. Утром 19 августа, в канун подписания Союзного Договора, начался антигосударственный путч. По радио было объявлено заявление советского руководства "Об отстранении Президента от обязанностей по состоянию здоровья и передаче его полномочий вице-президенту Янаеву, о введении чрезвычайного положения в отдельных районах и создании ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению), состоящего из 8 человек, среди которых были Янаев, премьер Павлов, министр обороны Язов, министр внутренних дел Пуго, председатель КГБ Крючков.         

    ГКЧП опубликовал "Обращение к советскому народу", потребовал расформировать действующие вопреки Конституции СССР структуры власти, приостановил деятельность оппозиционных партий и движений запретил митинги, демонстрации, забастовки, установил жёсткий контроль над средствами информации, ввёл в Москву войска, запретил выпуск ряда газет. Проведена пресс-конференция ГКЧП.

    Отпор путчистам возглавило руководство РСФСР во главе с Б.Н. Ельциным, призвавшим к политической бессрочной забастовке до уничтожения ГКЧП и назначившим на 21 августа внеочередную сессию Верховного Совета РСФСР.

    В Москве строили баррикады, народ защищал Дом Советов России (Белый дом). 21 августа путчисты потерпели поражение и были арестованы. В ночь на 22 августа М.С. Горбачёв вернулся в Москву. 22 августа руководством республики введён трёхцветный флаг РСФСР (с 1994 г. праздник - День Государственного флага РФ), запрещена деятельность КПСС. Августовский путч обострил все противоречия в стране. Заявили о выходе из СССР страны Прибалтики. Горбачёв безрезультатно пытался продолжить Ново - Огаревские встречи и выработать новый договор.

Выступление групп (2 минуты)

Вывод (4 минуты)

  - Мы видим, что главной проблемой в данный период становился «цивилизованный развод» и «раздел имущества» в целях предотвращения гражданской войны.

   8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще (Белоруссия), руководители трёх республик России, Украины и Белоруссии (Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук, С.С. Шушкевич) подписали Беловежское соглашение и объявили о прекращении существования СССР. Также было объявлено о создании СНГ (Содружества Независимых Государств). 21 декабря 11 стран подписали Декларацию, которая констатировала территориальную целостность и нерушимость границ СНГ, взаимовыгодное сотрудничество, вводила объединённое командование военными силами, единый контроль над ядерным оружием, гарантировала выполнение международных обязательств бывшего СССР.

   

- 1.События августа 1991 года - государственный переворот, так как это была попытка устранить действующую власть через установление диктатуры, что не соответствовало Конституции, сорвать подписание нового союзного договора.

2. Путчисты потерпели  поражение, прежде всего, потому что руководство России выступило сплочённо, энергично, таким образом, сумев привлечь на свою сторону большинство москвичей, которые встали на защиту «Белого дома» и демократических свобод, гарантированных Конституцией.

- Проанализировав выступления, мы ответили на вопросы, которые должны были выяснить в ходе дискуссии.

  Ещё раз убедились, что распад СССР был предрешён. Финал ГКЧП означал завершение исторического периода, характеризуемого словом «перестройка». Задуманное окружением М.С. Горбачёва как мера спасения СССР создание ГКЧП ускорило его распад, позволив руководству России, во главе с Б.Н. Ельциным, выступить в роли защитника законности.

   25декабря 1991 года М.С. Горбачёв, Президент СССР, ушёл в отставку. СССР прекратил существование. В этот же день Верховный Совет России установил новое официальное наименование государства вместо РСФСР – Российская Федерация».

 

- Чтобы сделать вывод, давайте проанализируем с вами социальный опрос, который был проведен в 1994 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения. (На слайде)  

На вопрос: «Как вы сейчас оцениваете события 19-21 августа 1991г.? - Были предложены варианты ответов:

1.Просто эпизод борьбы за власть в высшем руководстве страны - 53%.

2.Трагическое событие, имевшее гибельные последствия для страны и народа -27%.

3.Победа демократической революции, покончившей с властью КПСС - 7%.

4.Затрудняюсь ответить - 13%».

 - Как бы вы ответили на этот вопрос? Выберите один из перечисленных вариантов ответа или предложите свою версию, свой ответ аргументируйте.

 

Итог урока.

- Для подведения итога давайте обратимся к таблице, которая есть  каждого на столе. Хочу услышать Ваше мнение.

 

Уже знал

Новое

Думал иначе

Не понял, есть вопросы

 

 

 

 

 

Вернемся к нашему эпиграфу.

Изменилось ли ваше сужденье об этих словах?

- Какое место эти слова занимали в нашем уроке?

 

 

 

Литература

Электронные ресурсы

1.     А.В. Матюхин, Ю.А. Давыдова, Р.Е. Азизбаева. История России. Учебный курс для подготовки к ЕГЭ [электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.e-biblio.ru/xbook/new/xbook338/index.html?go=part-016*page.htm 03.06.2018

2.     Информационно-дискуссионный портал Newsland [электронный ресурс]// Режим доступа:   https://newsland.com/community/4375/content/gorbachev-byl-prav-pressa-perestroiki/1615030 01.06.2018

3.     Опыт крушения модернизационного проекта: от перестройки к дню сегодняшнему. Аналитический доклад  [электронный ресурс]// Режим доступа: http://ihaefe.org/files/analytics/doklad_perestroika_2015.pdf 02.06.2018


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок истории в 9 классе по теме «Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада

Урок истории в 9 классе по теме «Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада

Их задачи (так же на столах в виде памяток и на слайде):

Их задачи (так же на столах в виде памяток и на слайде):

Но прежде чем мы приступим к обсуждению темы, составьте сейчас по одному тонкому вопросу, требующего простого одногосложного ответа и толстому вопросу, требующего развернутого ответа

Но прежде чем мы приступим к обсуждению темы, составьте сейчас по одному тонкому вопросу, требующего простого одногосложного ответа и толстому вопросу, требующего развернутого ответа

Сейчас вы в группах проанализируете информацию, которая у вас на есть столах по темам (4 минуты) (Приложение 4, 5): 2 группы - «Анализ прессы в…

Сейчас вы в группах проанализируете информацию, которая у вас на есть столах по темам (4 минуты) (Приложение 4, 5): 2 группы - «Анализ прессы в…

Следующая тема для обсуждения «Распад

Следующая тема для обсуждения «Распад

Об отстранении Президента от обязанностей по состоянию здоровья и передаче его полномочий вице-президенту

Об отстранении Президента от обязанностей по состоянию здоровья и передаче его полномочий вице-президенту

Беловежской Пуще (Белоруссия), руководители трёх республик

Беловежской Пуще (Белоруссия), руководители трёх республик

Чтобы сделать вывод, давайте проанализируем с вами социальный опрос , который был проведен в 1994 г

Чтобы сделать вывод, давайте проанализируем с вами социальный опрос , который был проведен в 1994 г

Литература Электронные ресурсы 1

Литература Электронные ресурсы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2023