Конспект урока «Рациональное природопользование», 8 класс
Оценка 4.8

Конспект урока «Рациональное природопользование», 8 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
география
8 кл—9 кл
31.07.2024
Конспект урока «Рациональное природопользование», 8 класс
Конспект к презентации "Рациональное природопользование ", 9 класс
Рациональное природопользование.doc

муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №1»

 

 

                                               

 

 

План-конспект урока

по географии, 8 класс

«Рациональное природопользование»

 

 

 

Подготовила:

учитель географии

I категории

Мойсак Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Железногорск, Курская обл.

2024

Тема раздела: Человек и природа.

Тема урока: Рациональное природопользование.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с основами рационального природопользования и экологическими профессиями.

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Ввести новые понятия: природопользование, охрана природы, прогноз, мониторинг, экологическая политика государства, экологические профессии.

2. Сформировать знания у учащихся о рациональном и нерациональном природопользовании.

3. Познакомить учащихся с экологическими профессиями.

4. Использовать воспитательный потенциал учебного материала темы для воздействия на эмоциональную сферу личности учащегося.

Развивающие задачи:

1. Развивать у учащихся учение работать с учебником.

2. Развивать у учащихся глобальное мышление (необходимость рационального природопользования и устойчивого развития общества).

Воспитательные задачи:

1. Учащиеся должны убедиться в том, что создание особо охраняемых природных территорий – важная задача любого государства в решении проблемы рационального природопользования.

2. Воспитание у учащихся стремления к познанию нового.

Методы обучения:

1. Объяснительно-иллюстративный.

2. Практический.

Оборудование:

Учебник (География: Природа России. 8 кл. : учебник/ И.И. Баринова. Дрофа,

Интерактивная панель, мультимедийная презентация Power Point 2007.

Использованная литература:

 


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Приветствие, проверка готовности  учащихся к уроку.

 

1-2 мин

2

Проверка домашнего задания

1. Что такое природные ресурсы?

3. С какими видами природных ресурсов мы познакомились на прошлом уроке?

Работа с интерактивным приложением.

https://learningapps.org/display?v=p68wcmbs224

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, выполняют интерактивное задание

5 мин

3

Изучение нового материала.

Актуализация знаний.

Чтобы понять, о чём пойдёт речь на этом уроке, я предлагаю посмотреть видеофрагмент. (видео на презентации)

Какова же тема сегодняшнего урока?

О чём пойдёт речь?

Сегодня на уроке мы поговорим об использовании природных ресурсов, и как общество старается улучшить качество жизни настоящего и будущего поколения.

Тема сегодняшнего урока: «Рациональное природопользование»

Внимательно смотрят фрагмент, формулируют тему урока, цель урока.

Тему в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

2-3 мин

Давайте попробуем сначала сами объяснить, что такое природопользование. СЛАЙД

Природопользование – совокупность всех форм эксплуатации природных ресурсов и мер по их сохранению и воспроизводству (общественная и производственная деятельность, цель которой – удовлетворить потребности человека). Наука, которая занимается изучением этой проблемы так же называется природопользование.

Давайте подумаем, всегда ли в большинстве случаем, наносится ли вред природе при потреблении ресурсов?

Правильно, в тех случаях, когда природно-ресурсный потенциал не сохраняется, такое природопользование называется нерациональным.

Однако, в последнее время появилось много технологий добычи природных ресурсов, не приводящих к изменению природно-ресурсного потенциала. Такой тип природопользования называется рациональным. Зарисуйте схему видов природопользования. Слайд

РПП – это система ПП, при которой достаточно полно используются добываемые ПР и соответственно уменьшается количество потребляемых ресурсов, обеспечивается восстановление возобновимых ПР, полно и многократно используются отходы производства. Всё это позволяет значительно уменьшить загрязнение ОС.

Какой вывод из вышесказанного можно сделать? Что такое, на ваш взгляд, природопользование? Какие виды природопользования мы выделили? Какие особенности имеет рациональное и нерациональное природопользование?

Правильно, рациональное природопользование предполагает ресурсосбережение, комплексное использование ресурсов, утилизацию отходов, использование новых материалов, охрану природы.

Внимательно слушают, формулируют определения и записывают их в тетрадь, отвечают на вопросы

 

 

 

Рисуют схему в тетради

Отвечают на вопросы, делают вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5-7 мин

 

География всё более активно принимает участие в поиске решений по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий хозяйственной деятельности человека. В качестве примера рассмотрим таблицу на стр. 270 ваших учебников.

Начнём с главного источника получения продуктов питания и некоторых видов промышленного сырья: Почвы. Следующий компонент – растительность. Животные. Поверхностные воды суши. Рельеф.

Таким образом, мы видим, что человек, используя многообразное богатство природы, такие как воздух, воду, почвы, ПИ и мн.др. далеко не всегда умело и расчётливо распоряжается ими. А ведь основными принципами РПП являются (СЛАЙД) – изучение, охрана, преобразование и освоение различных типов ресурсов ОкрПрирСр.

Из-за того, что человек слабо представляет последствия влияния своей деятельности на природу и возникла проблема взаимоотношений природа-общество. Изучение и прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека – одна из основных задач географии в наше время.

Найдите в учебнике на стр. 271 что такое прогноз? Зачитайте.

Рассмотрим виды географических прогнозов. (СЛАЙД)

В настоящее время большинство стран используют такие прогнозы для проведения политики рационального природопользования: созданы специальные органы охраны окружающей среды; разрабатываются природоохранные программы и законы, различные международные проекты. Наша страна не исключение. У нас существует Росприроднадзор. ( слайд)

А какие международные организации вам известны? (СЛАЙД)

Рассматривают, зачитывают и объясняют таблицу «Мероприятия по борьбе с негативными последствиями воздействия человека на природу».

 

Внимательно слушают

Отвечают на вопросы

7 мин

 

Формирование экологического сознания людей происходило на протяжении столетий. Люди использовали природу, не заботясь о её состоянии. Начиная с Древнего Рима и заканчивая современностью. Охота и рыболовство, подсечно-огневая система хозяйства, разработка и добыча полезных ископаемых, строительство промышленных предприятий, открытие атомной энергии – не полный перечень причин отрицательного воздействия на природу. Настоящим бичом современности стал мусор. Появлялись проблемы в отношениях общество-природа, появлялись и новые экологические профессии.

Экологические профессии — это группа профессий, направленных на изучение, охрану и улучшение окружающей среды, а также решение различных экологических проблем, возникающих в результате человеческой деятельности. Общие характеристики экологических профессий: знание экосистем, глубокое понимание природных процессов и взаимодействия различных компонентов экосистем; аналитические навыки, способность проводить исследования, анализировать данные и делать выводы на основе полученной информации; работа с данными, умение собирать, обрабатывать и интерпретировать экологические данные; коммуникативные навыки, способность донести информацию до широкой аудитории, взаимодействовать с общественностью и принимать участие в образовательной деятельности; устойчивость к работе на открытом воздухе, многие экологические профессии требуют полевых исследований и наблюдений. Экологические профессии играют ключевую роль в современном мире, где вопросы окружающей среды становятся все более актуальными. Эти специалисты работают над сохранением и восстановлением природных ресурсов, а также поиском решений экологических проблем, вызванных человеческой деятельностью. Их экспертиза и действия направлены на создание устойчивого будущего для всех живых организмов на планете. (СЛАЙД)

Перед вами примеры эко-профессий. (распечатки)

Какие профессии вам уже известны, а какие вызывают интерес?

 

10

IV

Закрепление изученного материала

Узнали ли вы что-то новое для себя?

Бережное расходование природных ресурсов и рациональное природопользование — это синонимы. Правильное отношение к природным богатствам позволят сохранить их для будущих поколений.

Если осталось время – синквейн.

 

Отвечают на вопрос

 

 

10 мин

V

Итоги урока.

1. Домашнее задание:

Изучить §54-55, уметь объяснять основные понятия.

2. Подготовить сообщения об 1 эко-профессии.

Записывают в тетрадь домашнее задание, слушают комментарии к нему

2 мин


Инженер-эколог

Обязанности: Обеспечение соблюдения природоохранного законодательства на предприятии. Участие в проведении экологической экспертизы проектов, технологий и оборудования предприятия. Разработка и согласование проектной и разрешительной документации. Составление планов по охране окружающей среды, разработка мер по предотвращению загрязнения биосферы. Эксплуатация природоохранных комплексов, контроль качества сырья, вспомогательных материалов и продукции.

Где работать? Исследовательские лаборатории, экологические структуры на предприятии, государственные структуры, органы контроля и надзора, природоохранные организации, строительные компании, заводы и фабрики.

Надпрофессиональные навыки

Программирование / Робототехника / Искусственный интеллект

Системное мышление Бережливое производство

 

 

Агроэколог

Обязанности

Проведение исследований окружающей среды в пределах используемых сельхозугодий. Разработка и выполнение природоохранных мероприятий в рамках коммерческой сельскохозяйственной деятельности. Разработка мероприятий по эффективной эксплуатации природных ресурсов. Соблюдение природоохранного законодательства. Поддержание контактов с контролирующими органами в сфере экологии. Оптимизация использования агрохимии, внедрение новых методов земле- и водопользования.

Где работать? Кадастровые центры, промышленные лаборатории и научно-исследовательские учреждения, лаборатории при центрах охраны окружающей среды, департаменты по экологии и природопользованию

Надпрофессиональные навыки: Экологическое мышление Системное мышление Бережливое производство

 

 

 

Гидроэколог

Обязанности: Проведение измерений, исследований на различных водоемах в рамках научных экспедиций или ежедневного мониторинга. Оценка экологического благополучия того или иного водоема. Выявление неблагоприятных факторов, влияющих на состояние водных экосистем. Разработка мероприятий по снижению антропогенного влияния на водные объекты. Взаимодействие с природоохранными и хозяйствующими организациями в части соблюдения мер защиты водных ресурсов. Системный мониторинг состояния водных объектов и оптимизация контроля за состоянием окружающей среды

Где работать? Научно-исследовательские институты, гидрографические службы, проектные организации.

Надпрофессиональные навыки Системное мышление Работа в условиях неопределенности Управление проектами

 

 

 

Лаборант-эколог

Обязанности Проведение химических, химико-биологических, радиологических и других экспертиз различных материалов и веществ. Лабораторные исследования веществ и материалов с применением действующих методик и специального оборудования. Забор проб окружающих сред – воздуха, почвы, воды, промышленных отходов, сточных вод и т.д. Экологический и санитарно-биологический контроль на предприятиях и рабочих местах. Ведение служебной и отчётной документации. Участие в экологической экспертизе и оценке состояния окружающей среды в интересах контролирующих государственных или общественных структур. Соблюдение требований, норм и правил при работах с биологическими материалами и опасными веществами.

Где работать? Специализированные лаборатории, строительно-производственные объекты, природоохранные организации, медицинские учреждения

Надпрофессиональные навыки Системное мышление Экологическое мышление Бережливое производство

 

Медицинский эколог

Обязанности Проведение научных экспериментов, исследований и медико-экологических экспертиз. Сбор, обобщение и анализ данных по воздействию экологии на состояние здоровья людей. Контроль качества продукции на предприятиях пищевой промышленности, надзор за соблюдением технологии производства пищевых продуктов

Участие в разработке и реализации мероприятий по снижению воздействия на людей неблагоприятных экологических факторов. Социально-психологическая реабилитация населения при экологических катастрофах. Разработка и внедрение новых методик экологической экспертизы, оценка воздействия вредных условий проживания на здоровье людей. Ведение просветительской и научно-популяризаторской работы с населением по вопросам экологической безопасности и рациональных моделей поведения в неблагоприятных условиях жизни. Участие в профессиональных конференциях и общественных мероприятиях.

Где работать? Научные, медицинские и исследовательские организации, Экологические фонды, Заводы и фабрики, Органы надзора

Надпрофессиональные навыки Системное мышление Клиентоориентированность Работа в условиях неопределенности

 

Парковый эколог

Обязанности: Анализ состояния территории – парков, скверов, аллей и других зеленых зон в городских пространствах. Разработка проектов по строительству, реконструкции и развитию парковых зон, скверов и других общественных пространств. Улучшение парковых зон, поиск оптимальных решений для этого. Участие в экологической экспертизе при утверждении проектов строительства и городского развития.

Где работать? Государственные муниципальные организации, Организации по озеленению и благоустройству.

Надпрофессиональные навыки Системное мышление Экологическое мышление Управление проектами

 

 

 

Промышленный эколог

Обязанности: Ведение документооборота. Контроль природоохранной политики организации. Взаимодействие с надзорными и иными органами. Работа с внешними организациями (например, подрядчиком на вывоз отходов). Работа на предприятии, направленная на охрану окружающей среды. Действия во внештатных ситуациях.

Где работать? Природоохранные организации, Строительные компании, Заводы и фабрики, Экологические структуры на предприятии

Надпрофессиональные навыки: Межотраслевая коммуникация Системное мышление Экологическое мышление Управление проектами

 

Специалист в области экологического образования

Обязанности: Подготовка и проведение лекций, бесед, выступлений в организациях по экологической тематике, а также других эколого-просветительских мероприятий. Просветительская работа со школьниками на базе особо охраняемых природных территорий, включая работу, связанную с организацией и проведением детских экологических лагерей. Консультативная и практическая помощь учителям географии и биологии в регионе по вопросам экологического просвещения. Методическое руководство работой по подготовке и изданию рекламно-издательской продукции, сувенирной и видео продукции, а также ее реализации. Обобщение и распространение наиболее результативного опыта эколого-просветительской работы. Взаимодействие с общественными природоохранными организациями

Где работать? Образовательные учреждения, Заповедники, музеи природы, общественные организации по защите окружающей среды.

Надпрофессиональные навыки Межотраслевая коммуникация Мультиязычность и мультикультурность Экологическое мышление Управление проектами

Урбанист-эколог

Обязанности: Обследование городских пространств, отдельных районов и локаций. Разработка мероприятий по улучшению экологический обстановки в городе. Создание проектов по изменению городской среды и качественному улучшению условий проживания. Интегрирование в городскую систему энергоснабжения современных альтернативных источников энергии. Разработка предложений по изменению городского ландшафта, изменению транспортных потоков, перестройке городских коммуникаций и инфраструктуры. Оптимизация работы городских коммунальных и хозяйственных служб – сбор и вывоз мусора, благоустройство, содержание дорог, развитие зеленых зон и насаждений. Участие в работе над проектами комплексного развития города и его отдельных районов. Проектирование отдельных элементов городской инфраструктуры – пешеходных зон и велодорожек, парковых зон отдыха, подземных парковок, вынос вредных производств за городскую черту и т.д. Координация работы всех заинтересованных городских служб.

Где работать? Городских и муниципальных структурах, Строительные компании, Надпрофессиональные навыки Межотраслевая коммуникация Мультиязычность и мультикультурность Экологическое мышление Управление проектами


Экологические профессии


Эколог

Геоэколог

Лаборант-эколог

Инженер-эколог

Агроэколог

Урбанист-эколог

Техник-эколог

Биоэколог

Химик-эколог

Рециклинг-эколог

Эковожатый

Менеджер-эколог

Парковый эколог

Экоаудитор

Экоаналитик

Экопроповедник

Эксперт-эколог

Гидроэколог


Аппаратчик очистки сточных вод

Медицинский эколог

Портовый эколог

Промышленный эколог

Специалист (инженер) по обращению с отходами

Лаборант химико-бактериологического анализа

Специалист по устойчивому развитию

Экодизайнер

Специалист по охране окружающей среды

Специалист-технолог в области экологических биотехнологий

Лаборант по анализу газов и пыли

Специалист по рециклингу одежды

Преподаватель экологии

Экоаналитик в добывающих отраслях

Специалист по экологическому проектированию (эколог-проектировщик)

Специалист по Green Chemistry (зеленой химии)

Специалист по «зеленой» логистике (экологической логистике)

Специалист по преодолению системных экологических катастроф

Специалист по экологическому просвещению

Экологический маркетолог (зеленый маркетолог)

Экоаналитик в строительстве

Эко-рециклер в металлургии


Гимназия №1»

Гимназия №1»

Тема раздела: Человек и природа

Тема раздела: Человек и природа

Интерактивная панель, мультимедийная презентация

Интерактивная панель, мультимедийная презентация

ЭтапДеятельность учителяДеятельность учащихсяВремя 1Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

ЭтапДеятельность учителяДеятельность учащихсяВремя 1Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

Однако, в последнее время появилось много технологий добычи природных ресурсов, не приводящих к изменению природно-ресурсного потенциала

Однако, в последнее время появилось много технологий добычи природных ресурсов, не приводящих к изменению природно-ресурсного потенциала

ПИ и мн.др. далеко не всегда умело и расчётливо распоряжается ими

ПИ и мн.др. далеко не всегда умело и расчётливо распоряжается ими

Экологические профессии — это группа профессий, направленных на изучение, охрану и улучшение окружающей среды, а также решение различных экологических проблем, возникающих в результате человеческой деятельности

Экологические профессии — это группа профессий, направленных на изучение, охрану и улучшение окружающей среды, а также решение различных экологических проблем, возникающих в результате человеческой деятельности

IV Закрепление изученного материала

IV Закрепление изученного материала

Инженер-эколог Обязанности:

Инженер-эколог Обязанности:

Лаборант-эколог Обязанности

Лаборант-эколог Обязанности

Промышленный эколог Обязанности:

Промышленный эколог Обязанности:

Экологические профессии

Экологические профессии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2024