Тема: Отрасли права, виды юридической ответственности.
Предмет: право, 11 класс (базовый уровень)
Учитель МАОУ гимназия № 18 г. Томска Станислович Ю.А.
Тип урока: урок рефлексии
Цели:
Содержательная: повторение и обобщение пройденного материала в 9 классе по темам «Отрасли права, виды юридической ответственности».
Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
повторить и обобщить через решение правовых задач отрасли права, виды правонарушений, виды юридической ответственности.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
Продолжить развитие умения вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие, содействовать формированию коммуникативной компетенции учащихся.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления).
Этапы урока
I. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности.
Анализ цитат.
Честно сделанные ошибки следует считать не неудачами, а семенами для основной деятельности по их исправлению. Стивен Джей Гоулд (Stephen Jay Gould, 1941–2002), американский геолог, палеонтолог и философ науки
Мы не должны стыдиться признавать свои ошибки, что означает только то, что сегодня мы мудрее, чем были вчера. Александр Поуп (Alexander Pope, 1688–1744), английский поэт
Вопрос: посмотрите на высказывание и предположите, каким видом деятельности мы будем заниматься?
Учитель: Мы продолжаем изучение права, но прежде чем мы перейдем к новым темам, необходимо вспомнить то, что мы изучали в предыдущие годы, определить, может что то осталось непонятным в теоретическом материале или способах действий.
Итогом нашего урока должны стать заполненные вами диагностические карты, по которым мы сможем определить наши затруднения, выбрать способ их решения. Это поможет нам успешно двигаться дальше.
II. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Решать поставленные задачи, мы будем через решение правовых задач или ситуаций.
Прежде чем мы приступим к данной деятельности, необходимо вспомнить алгоритм работы с правовой задачей.
Алгоритм работы с правовой задачей (ситуацией).
1. Внимательно прочитать условия задачи.
2. Определить субъекты правоотношений.
3. Определить, какая отрасль(и) регулируют данные правоотношения
4. Определить наличие или отсутствие правонарушения, при его наличии его вид.
5. Определить вид юридической ответственности.
6. Обратиться к источнику правовых норм данной отрасли права, что бы решить ситуацию (задачу). Выполняется при наличии соответствующих источников.
Задачи по теме Юридическая ответственность. Дайте правовую оценку ситуации.
Задача 1. В переполненном автобусе после очередной остановки давка стала еще больше. Один из пассажиров, молодой парень крепкого телосложения, сначала сказал напиравшим на него людям: «Нельзя ли полегче?», а потом так сильно оттолкнул стоявших рядом, что многие закричали от боли.
Задача 2. На экзамене учительница заметила, что один из учеников списывает. Подойдя к его парте, она вытащила из нее учебник, раскрытый на нужной странице. За экзамен ученику была сразу поставлена «двойка».
Задача 3. В республике П., находящейся в составе РФ, законодательный орган власти издал календарь государственных праздников, где выходным днем стал один из религиозных праздников.
Задача 4. В процессе развода возник вопрос о разделе имущества, гражданин А. считал только себя собственником имущества, так как жена 10 лет не работала, воспитывая двух детей. Дом, в котором проживали супруги, перешел к жене по наследству, но он был в таком состоянии, что А. его капитально отремонтировал и поэтому он так же относил к своей собственности. Автомобиль, купленный в браке, считал принадлежащим ему. Своим он считал и гараж «построенный своими руками» после заключения брака. Нарушены ли права супруги гражданина А? Какое решение примет суд?
Задача 5. 12-летний Костя Н. получил в подарок от деда велосипед. Поскольку Косте срочно понадобились коньки, он продал велосипед знакомому подростку 16 лет, а на вырученные деньги купил коньки. Отец Кости, узнав об этом, расценил поступок сына как неуважение к деду, пошел
к подростку-покупателю с намерением вернуть деньги и забрать велосипед. Однако купивший велосипед подросток взять деньги и вернуть велосипед отказался, завив, что цену он дал за покупку нормальную, а Костя продал велосипед, принадлежащий не отцу, а самому Косте, что каждый может сам распоряжаться принадлежащим ему имуществом, и оснований для расторжения договора нет.
Задача 6. Сергею 17лет, он хотел бы устроиться на работу. Работодатель заставляет его проходить медосмотр. Нарушаются ли права Сергея?
Задача 7. Четырнадцатилетний Занин предложил Ерину, студенту второго курса сельскохозяйственного института, ночью похитить мотоцикл из гаража соседа и покататься. Через некоторое время они совершили задуманное, а мотоцикл бросили у дома соседа.
Задача 8. В городе Н. произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП), в результате которого столкнулись автомашины "Жигули" и "Волга". Каждый из участников доказывал, что он ехал на зеленый свет светофора, тогда как другая сторона нарушила правила дорожного движения, пытаясь проехать перекресток на красный сигнал светофора.
Задача 9. Лаборант Леонов, оставшийся после рабочей смены по собственной инициативе для проведения опыта, лабораторный прибор. Но это произошло не умышленно, просто у прибора сложные условия и правила эксплуатации.
Задача 10. Петров и Романов, возвращавшиеся из института после вечерних занятий, подверглись нападению со стороны трех лиц, находившихся в нетрезвом состоянии. В процессе завязавшейся драки одному из нападавших, Кирееву, были нанесены тяжкие телесные повреждения Романовым.
Решение задач. Обсуждение результатов.
- Какая отрасль права регулирует данные правоотношения?
- Содержится ли в условии задачи правонарушение, его вид?
- Вид юридической ответственности, которая наступит в данном случае?
III. Локализация индивидуальных затруднений.
Заполнение учениками диагностических карт. Ученики определяют темы вызвавшие затруднения. Если таковых нет, получают задание с последующей самопроверкой.
Диагностическая карта.
Тема или способ действий |
Затруднений нет (теория и способы действий освоены) |
Возникли затруднения (теория или способ действий) |
Как можно решить возникшую проблему |
Проблема решена |
Отрасли права |
|
|
|
|
Виды правонарушений |
|
|
|
|
Виды юридической ответственности |
|
|
|
|
Решение правовых задач: А) определять субъектов Б) определять отрасль права В) определять вид юридической ответственности |
|
|
|
|
Обобщение затруднений во внешней речи.
IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
- Формулируем цель. Коррекция знаний, устранение пробелов.
- Определяем средства. Наличие дополнительных материалов по праву.
- Определяем способ. Индивидуально. Кому то проще и понятнее составить таблицу, схему, опорный конспект, словарь. Кому то достаточно прочитать и выписать тезисы.
V. Реализация построенного проекта.
Самостоятельная работа с дополнительными теоретическими материалами по темам вызвавшим затруднения.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Каждый ученик работает самостоятельно, выполняет задание по новому, усвоенному способу и сам оценивает — насколько хорошо у него получилось, получилось ли вообще применять знание или способ действий.
Задания по теме Юридическая ответственность
Определите, к какому виду ответственности могут быть привлечены виновные в каждом из приведённых случаев.
1. Гражданка К. без уважительных причин не вышла на работу.
2. Гражданин М. преднамеренно испортил имущество на дискотеке.
3. Гражданин С. оказал злостное неповиновение законному требованию работника полиции на дискотеке.
4. Граждане Р. и Б. повредили палатку, взятую напрокат.
5. Собственник фирмы Г. несвоевременно выплатил уволенному работнику причитающуюся ему сумму.
6. Гражданин Р. повредил возле своего подъезда таксофон.
7. Гражданин В. угрожал судье, который вёл его дело.
8. Работник С. совершил по месту работы мелкое хищение имущества собственника.
9. Гражданка Р. удочерила ребёнка в коммерческих целях.
10. Водитель М. создал аварийную ситуацию на дороге.
11. Работник С. по неосторожности испортил инструменты, выданные ему в пользование предприятием.
12. Телефонистка Г. разглашала телефонные разговоры супругов.
13. Учащийся колледжа П. был отчислен за систематическое нарушение правил внутреннего распорядка.
14. Работник Р. нанёс ущерб предприятию умышленной порчей имущества.
15. 40-летний гражданин А. довёл несовершеннолетнего К. до состояния опьянения.
16. Покупатель С. несвоевременно выполнил обязательство уплатить стоимость телевизора, который приобрёл в магазине.
17. Работник У. без уважительных причин отсутствовал на рабочем месте более 3-х часов.
18. Гражданин Ю. осуществил нападение на сторожа магазина с целью завладения имуществом.
19. Гражданин С. 18 лет не явился по вызову в военный комиссариат.
20. Совладельцы дома М. и К. после продажи дома не освободили его на протяжении 2-х месяцев, как обязывались.
21. Гражданин С. осуществил заведомо ложный вызов полиции к соседям.
22. Гражданин П. совершил убийство по неосторожности.
23. Работник К. появился на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения.
24. Собственник предприятия М. ошибочно неправильно сформулировал запись в трудовой книжке во время увольнения работника.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Проводится один из вариантов рефлексии деятельности на уроке и содержания материала, которые помогут учащимся оценить свою активность, вновь приобретенные знания, закрепить алгоритм действий и поставить себе оценку.
Вопросы:
Что мы сегодня делали?
Что у вас получилось более всего?
Что вызвало затруднения?
Какая моя помощь вам необходима, что бы материал и способ действий был до конца усвоен.
Домашнее задание. П. 40, работа с документом.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.