Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Старощербаковская средняя общеобразовательная школа
Барабинского района Новосибирской области
Районный конкурс профессионального мастерства
«Мой лучший урок» в номинации «Урок математики»
Тема: «Решение задач на движение»
УМК «Школа России»
Учитель начальных классов
высшей категории
Понамарева Т.К.
Тема урока: Задачи на движение
Тип урока: урок закрепления
Цель урока: закреплять умение решать задачи на движение, учить анализировать задачи и самостоятельно их решать; развивать практические навыки с величинами (скорость, время, расстояние), обеспечить условия для развития у школьников умения применять формулы для решения задач на движение; закреплять арифметические навыки;
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать понятия «скорость», «время», расстояние»; уметь объяснять, что означает скорость определённого объекта; изучать формулы нахождения скорости по известному пути и времени движения; уметь решать эти задачи; продолжать формирование вычислительных навыков; развивать мышление, внимание, речь, самостоятельность.
Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные: Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.
Познавательные УУД: переработка полученной информации для формулировки выводов.
Предметные результаты: применение полученных ранее знаний.развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, содействовать усвоению понятий «скорость», «время», «расстояние».
Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), в парах (помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа)
Приемы работы: деятельностный подход к обучению (самостоятельный поиск решения задач)
Оборудование – интерактивная доска, мультимедиа проектор, компьютер, презентация, карточки для работы в паре, карточки с числами « Математический квадрат», лист самооценивания.
Ход урока
I.Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент.
Комментарии: на данном этапе создаются условия для включения в учебную деятельность, подготовка учащихся к работе на уроке, психологический настрой учащихся, создание благоприятной внешней обстановки на уроке.
Здравствуйте, ребята!
Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям. Наш девиз:
НАБЛЮДАЮ - ЗАМЕЧАЮ - РАЗМЫШЛЯЮ - ДЕЛАЮ ВЫВОД
II. Актуализация знаний. Постановка темы урока.
Комментарии: На этапе актуализации идёт повторение изученного материала, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Формируются регулятивные УУД и личностные УУД.
Чтобы узнать, какая у нас сегодня будет тема, необходимо потрудится в группах и сыграть в игру «Дешифровщик». Заодно проверим, как вы усвоили предыдущие изученные темы.
Задание (1 группа). Реши примеры, расставь ответы в порядке возрастания.
(К) 3* 5 * 10 = (Р) 48 * 10 = (О) 26 * 10 =
(Ь) 40 * 100 = (С) 5 * 10 = (Т) 10 * 10 * 10 =
(О) 7 * 10 * 8 = (С) 70 * 10 =
с |
к |
о |
р |
о |
с |
т |
ь |
50 |
150 |
260 |
480 |
560 |
700 |
1000 |
4000 |
Задание 2 ( 2 группа). Реши примеры, расставь буквы в соответствии с ответами.
(М) 2 * 7 = (В) 40 : 2 =
(Р) 50 * 2 (Я) 54 : 6 =
(Е) 7 * 9 =
20 |
100 |
63 |
14 |
9 |
в |
р |
е |
м |
я |
Задание 3 (3 группа). Заполни пропуски, запиши в таблицу под соответствующими числами нужные буквы.
24 : 4 = …(А) * 5 = 30 - …(О) = 10 + 150 = … (Е): 3 = 80 * …(Р) = 240 + 170 = …(С) * 2 =…(Я) – 10 = 810 : 9 = … (Т) + 10 = … (Н) : 50 = 2 * …(С) = 18 : … (И) = 6
3 |
6 |
9 |
410 |
90 |
20 |
820 |
100 |
3 |
160 |
р |
а |
с |
с |
т |
о |
я |
н |
и |
е |
Какие слова у вас уже получились? (Скорость, время, расстояние).
На доске появляются карточки с этими словами и со словом величина.
Как эти понятия связаны? (Это тоже величины.)
Верно, это все величины. Приведите пример величин, которые вы уже знаете. (Масса, длина, время, цена.)
Итак, вспомнили 3 величины: скорость, время . расстояние. Кто сформулирует основную цель нашего урока? (слайд №1)
Какое умение будем формировать?
III. Закрепление.
Комментарии: На этапе актуализации идёт повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Формируются регулятивные УУД.
1.Работа в группах
1 группа – слайд - Какая величина «лишняя»? Объясните почему?
Назовите величины в порядке возрастания:
Все ли единицы длины вспомнили?
2 группа - На столах у вас карточки со словами ( километр, минута, секунда., метр, час, сантиметр) Распределите их по группам.
По каким признакам делили на группы?
- Докажите, что ед. времени между собой взаимосвязаны. - Докажите, что ед. длины между собой связаны.
- А связаны ли между собой эти две величины? Какая величина их связывает?
3 группа - Расскажите про скорость, время, расстояние по плану : что обозначает величина, в чем измеряется, как найти.
2.Работа в парах
Задание. « Да, нет» Учитель читает утверждения. Дети либо соглашаются и ставят знак + или не соглашаются и ставят знак - .
1) Чтобы найти скорость , надо расстояние разделить на время
2)Расстояние 240 км. Время нахождения в пути 4 ч. Скорость 70 километров в час.
3)Скорость пешехода 5 километров в час. Время движения 3 ч. Пешеход прошел за данное время 15 км.
4)Скорость легкового автомобиля 65 километров в час. Если он проехал 130 км, то он был в пути 2 ч.
5) Чтобы узнать расстояние, нужно скорость разделить на время.
Самооценка - Дети меняются тетрадями, сверяют ответы с образцом (слайд) и в оценочном листе указывают свой результат.
IV.Физминутка
V.Локализация затруднений. Постановка проблемы
Комментарии: используется побуждающий от проблемной ситуации диалог, происходит обсуждение затруднений. Дети учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему, задачу совместно с учителем. Формируются регулятивные УУД – прогнозирование, познавательные УУД -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД - управление поведением партнёра, оценка его действий, личностные УУД -личностный выбор, оценивание усваиваемого содержания
1.Недавно на уроке физкультуры проводили соревнования побегу. Серёжа пробежал 45 метров за 15 секунд, а Денис 60 метров за 20 секунд. Мальчики поспорили? Каждый считал себя Лучшим. Серёжа говорит, что затратил меньше времени, а Денис не согласен. Помогите разобраться. Кто же из них прав?
45:15=3(м/с)
60:20=3(м/с)
3=3, оба мальчика были правы, они оба быстро бежали
VI .Творческая работа.
Комментарии: На данном этапе дети учатся добывать информацию различными способами: наблюдение, чтение, слушание.Происходит открытие нового знания. Формируются познавательные УУД.
Учатся доносить свою позицию до других, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументировать её. Формируются коммуникативные УУД,
|
1.Задания творческого характера – было задано на дом. Интересные факты о скорости передвижения некоторых животных: леопард, тигр, заяц, лиса, медведь, орлан - выступления учащихся
2. Игра « Математический квадрат»
- Расстояние между поселками 66 км. За сколько времени велосипедист проедет это расстояние , если его скорость 11 километров в час?
-Автобус едет 4 часа со скоростью 35 километров в час. Какое расстояние проедет автобус за это время?
-Велосипедист проехал 40 км со скоростью 10 километров в час. За какое время он проедет весь путь? )
Скорость космического корабля, если он пролетел 56 км за 8 с.
Скорость улитки, если она проползла 35 м за 7 ч.
Что получилось в итоге? Получился «+». Значит все сделали верно.
VII.Контроль. Отработка действий по алгоритму
Слайд Самостоятельная работа.
Комментарии: На данном этапе предлагаются не только задания, при решении которых используется новый алгоритм, но и выполняются задания, в которых новое знание используется вместе с ранее изученным. Выполняются универсальные логические действия: анализ, синтез.
Дети учатся находить информацию в тексте задачи, выделять главное, применять новые знания в другой ситуации. Формируются познавательные УУД.
Задачу № 1 выбирают те, кто хорошо сегодня разобрался и хочет попробовать решить более сложную задачу.
Трактор за 6 часов проезжает 240км, а машина это же расстояние за 3 часа. Во сколько раз скорость машины больше скорости трактора?
Задачу № 2 выбирают те, кто хорошо разобрался в скорости движения.
Заяц, когда ему угрожает опасность пробегает за 6 секунд 72 м, а мышь бежит со скоростью 2 м/сек. Кто из них бежит быстрее и насколько?
Задачу № 3 решают те, кто чувствует, что ещё не совсем понял тему, но хочет попробовать.
Расстояние между Барабинском и Новосибирском 300 км, скорый поезд двигался со скоростью 100км/ч . Найди время.
Проверка по образцу (слайд) – оценивание
VIII.Рефлексия деятельности. Итог урока.
Комментарии: В диалоге с учителем дети учатся определять степень успешности выполнения своей работы и работы все, осознание своей УД. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Регулятивные УУД.
Составить кластер на тему «Задачи на движение»
Ребята, а сейчас давайте мы разработаем кластер, я даю на это 5 минут. Кластер на тему «Задачи на движение», 2 звезды и 1 пожелание.
По группам составляют кластер, затем дети на стикерах пишут свою оценку и прикрепляют к кластерам и рассказывают почему отдали предпочтение именно этому кластеру.
VIII. Домашнее задание : Творческого характера: составьте задачу для своего соседа по парте на нахождение скорости, расстояния или времени используя интересные факты о скорости передвижения животных.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.