Конспект урока: «Русь расправляет крылья».
Оценка 4.8

Конспект урока: «Русь расправляет крылья».

Оценка 4.8
doc
11.11.2020
Конспект урока: «Русь расправляет крылья».
конспект по истории.doc

 

Этапы

Д/м

СУМ

Примечание

Организационный

Момент

1

Здравствуйте ребята! Меня зовут Ольга Андреевна, сегодня я у вас проведу урок окружающего мира

Я хочу послушать, какой ряд тише сядет. Садится 1ряд, 2ряд и 3ряд.

 

Актуализация знаний

2

- чтобы перейти нам к новой теме, мы с вами сейчас проверим ваши знания по ранее пройденному материалу.

Индивидуальная работа. Тест – опрос по пройденному ранее материалы, самостоятельно отвечают, затем меняясь тетрадями проверяют ответы, и выставляют оценки: у кого нет ошибок ставят 5, у кого 1-2 ошибки стаят 4, у кого 2-3 ставят 3, у кого более 3 ошибок стаят 2. (в презентации).

-поднимите руку у кого нет совсем ошибок? Молодцы!   

слайд 1 проверка

 

Постановка проблемы и темы урока

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

-Прочитайте тему урока, записанную на доске: «Русь расправляет крылья».

-Чтобы узнать о ком мы сегодня будем разговаривать, вам нужно разгадать кроссворд (на слайдах задания, на вопросы отвечают по желанию)

1.     Имя новгородского князя, который получил прозвание Невский (Александр)

2.     Натуральный или денежный побор, который выплачивала Русь. (Дань)

3.     Название государства монголов. (Золотая Орда)

4.     Способ боевого построения рыцарей – крестоносцев. (Клин)

5.     Синоним слова «бой». (Битва)

6.     Река, на которой 15 июля 1240 г. Были разбиты шведы. (Нева)

(ключевое слово в выделенных клетках: Калита)

- кто-нибудь знает, что такое калита?

(калита – это кожаный мешочек для хранения денег, который прикрепляли к ремню, современное слово – кошелек.)

- сегодня на уроке мы узнаем, какое значение слово калита имеет к истории.

Слайд 2

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

Открытие нового

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Давайте запишем план урока в тетрадь. (План на слайде)

План:

1. Северо – Восточная Русь

2. Правление Ивана Даниловича

3. Наследство московским князьям от Ивана Калиты

 

- откройте свой учебник на стр. 61(ученики в учебники, учитель работает по карте на слайде)

– Найдите на карте Северо – восточную Русь. Назовите её города. (Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Суздаль).

- Откройте страницу 65 своего учебника.      

–  Прочитайте 2 абзац.

– Почему данные города более безопасные для жизни?? (Эти города более безопасны для жизни, они далеко от Орды).

Князья Северо – Восточной Руси были заботливыми и предприимчивыми хозяевами. Они ставили новые города и крепости. Постепенно возрождались прежние ремесла. В городах Северо – Восточной Руси трудились искусные кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники. Особо стали цениться мастера, изготавливающие вооружение и доспехи. А также возникали новые монастыри.

- какими были князья Северо – Восточной Руси?

- Какие ремёсла возрождались?  (в этих городах трудились кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, камнерезы. Особенно ценились мастера, изготавливающие вооружение и доспехи.)                                               

 

- Московский князь Иван Данилович, внук Александра Невского. Правил он с 1325 по 1340 год. При Иване Даниловиче Москва богатела. В Москву стали переселяться купцы, ремесленники, привлеченные жить под надежной защитой. Москвичи успешно торговали.

-Московскому князю Ивану Даниловичу народ дал меткое прозвище Калита. Так на Руси называли кожаную сумку для денег.  Калитой окрестили князя по двум причинам. Во-первых ему удалось скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра. Во-вторых Иван Данилович постоянно носил на поясе кошель с монетами для раздачи бедным и нищим. Так как Иван Калита был внуком Александра Невского во владение ему достался глухой, затерянный в лесах городок Москва и семь ещё более мелких городов. Но со временем крохотное княжество Ивана Калиты так разрослось, что стало самым большим и сильным среди русских земель, а Москва превратилось в богатый, хорошо укреплённый город. Другое такое же княжество находилось по-соседству – Тверское. Долгая борьба шла между ними за первенство. Победила Москва. Московский князь Иван Данилович получил от Орды грамоту на великое княжение. Это была награда за помощь Орде в подавлении восстания в Твери. Так московский князь избавился от соперника. Он остаётся в Москве и называет теперь главным городом Руси не Владимир, а Москву. Было это в 1328 году. Иван Калита уговорил переехать в Москву митрополита, что сделало город духовным центром Руси и обеспечило московскому князю поддержку церкви. Смирно вёл себя московский князь в Орде. Всегда приезжал с богатыми дарами: драгоценными камнями и мехами. Не знал князь жалости, когда собирал дань с Руси. Он же отвозил её в Орду, но не всю. Немалая доля дани оставалась в Москве (втайне от ханов), что дало возможность строить город, становиться Москве богаче. При Иване на сорок лет прекратились губительные ордынские нашествия и погромы. Благодаря этой передышке Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы позднее дать чужеземным захватчикам решительный отпор. Таким образом, Калита первый из князей понял, что главная причина бессилия Русской земли и всех её бедствий – уделы, и начал губить их беспощадно.

- когда правил Иван Данилович? (с 1325 -1340)

- почему Ивана прозвали Калитой?

- какую награду получил Иван Калита от орды? (грамоту на великое княжение)

- за что он получил грамоту  на великое княжение? (Это была награда за помощь Орде в подавлении восстания в Твери)

- На сколько лет прекратились губительные ордынские нашествия? (При Иване на сорок лет прекратились губительные ордынские нашествия и погромы)

- как у него это получилось? (Смирно вёл себя московский князь в Орде. Всегда приезжал с богатыми дарами: драгоценными камнями и мехами.)

 

В наследство от Ивана Калиты московские князья получили великокняжеский головной убор. В своем завещание Калита назвал его золотой шапкой. Позднее она стала называться шапкой Мономаха и превратилась в символ власти.

Происхождение шапки Мономаха связано с легендой: будто бы ее получил в дар из Византии еще в начале 12 в киевский князь Владимир Мономах, который по матери приходился родственником византийскому императору Константину Мономаху. Легенда возникла в конце 15 века. Тогда усиливалась власть потомков Владимира – московских царей и им нужно было обосновать идею что Москва – «третий Рим», преемница Древнего Рима и Византии.

На самом деле шапка имеет восточное происхождение. Она была изготовлена в 14 веке. Это золотая остроконечная шапка среднеазиатской работы. Сверху она увенчана крестом, а внизу отделана собольим мехом. Когда очередной царь вступал на престол, его короновали шапкой Мономаха. Так продолжалось до конца 17 века, а в 1724 году шапку заменили императорской короной. В истории шапка Мономаха осталась символом царской власти в России. Она хранится теперь в оружейной палате Московского Кремля.

- что осталось в наследство московским князьям от Ивана Калиты?

- как в своем завещание Иван Калита назвал шапку? (золотая шапка)

- откуда получили в дар шапку Мономаха? (из Византии)

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

Первичное закрепление полученных знаний

14

- Откройте свои рабочие тетради на страницу 22.

- найдите неверное утверждение, выполняя задание 1, работая в паре. (3)

- самостоятельно выполните задание 2. Назовите три слова, которые вписали в клеточки. (калита, константин, кремль)

- (проверка вместе с учителем)

 

итог

15

-почему Ивана Даниловича прозвали Калитой?

- когда правил Иван Калита? (1325-1340)

- что происходило с Москвой при его правление? (Москва богатела и росла)

- Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?  

 

Рефлексия

16

Закончите любое начатое предложение

- сегодня на уроке я узнал (а)…

- сегодня я удивился…

-теперь я могу….

-было трудно….

- мне захотелось….

- я считаю, что дома мне надо…, так как……..

Слайд 9

 

Дача домашнего задания

17

Прочитать текст на с. 65-69 учебника.

Ответить на вопросы («Проверь себя»)

Слайд 10


Конспект урока по истории

в 4Б классе школы №4

у учителя Отмаховой Н.А.

студентки 303 группы МПК

Козловой О.А.

дата выдачи 10.03.2016

 
 

 

 

 

 

 

 


  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпись руководителя __________ Талипова Л.А.

Подпись учителя __________ Отмахова Н.А.

 

 

 

 

Тема: «Русь расправляет крылья»

Цель:

1. сформировать представление учащихся о возрождении Руси; умение работать с картой;

2. обеспечить развитие речи, памяти, внимания

3.   воспитывать интерес к истории.

Оборудование: учебник, ТСО, рабочая тетрадь, карта

УУД

 - личностные:

воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее;

развитие способности адекватно оценивать себя и свои достижения;

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

 - коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- познавательные:

умение ставить и формулировать проблему, создавать алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера;

устанавливать причинно-следственные связи;

- регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.


Этапы Д/м СУМ

Этапы Д/м СУМ

Открытие нового5 6 7 8 9 10 11 12 13Давайте запишем план урока в тетрадь

Открытие нового5 6 7 8 9 10 11 12 13Давайте запишем план урока в тетрадь

Давайте запишем план урока в тетрадь

Давайте запишем план урока в тетрадь

Давайте запишем план урока в тетрадь

Давайте запишем план урока в тетрадь

Открытие нового 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Открытие нового 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Подпись руководителя __________

Подпись руководителя __________

Тема: «Русь расправляет крылья»

Тема: «Русь расправляет крылья»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2020