конспект урока "Русские князья времен язычества"

  • doc
  • 16.12.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок Русские князья времен язычества.doc

Технологическая карта урока в 6 классе на тему: «Русские князья времен язычества»                                                                                                                                           

Цель: сформировать представление о процессе становления Древнерусского государства и роли первых князей из династии Рюриковичей в этом процессе

Задачи урока:

Предметные:обучающиеся объясняют смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье, реформа, урок, погост;

показывают на карте территорию Древней Руси, крупнейшие города – центры племенных союзов восточных славян; торговые пути, военных походы первых русских князей;

раскрывают причины и называют время образования Древнерусского государства;

 систематизируют материал о деятельности первых русских князей на основании учебника, отрывков из «Повести временных лет», трудов известных историков;

дают оценку роли первых русских князей в становлении Древней Руси

Формирование личностных УУД:обучающиеся осознают свою идентичность как гражданина страны,дают оценку социально-нравственному опыту, деятельности предшествующих поколений, выражают положительное отношение к процессу познания

Формирование познавательных УУД:обучающиеся учатся раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Показывают на карте главные торговые пути Древней Руси. Учатся анализировать различные точки зрения о происхождении Древнерусского государства, высказанные историками. Учатся работать с историческими документами, анализировать их и делать выводы.

Формирование коммуникативных УУД:планируют цели и способы взаимодействия, понимают позицию партнера, согласуют с ним свои действия, проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группы

Формирование регулятивных УУД:Обучающиеся учатся основам саморегуляции в познавательной деятельности в форме осознанного управления своей учебной деятельностью, направленной на достижение поставленных учителем задач.  Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая

Методы: словесный, наглядный, практический

Основные понятия и термины:  государство, князь, дружина, дань, полюдье, реформа, уроки, погосты

Основные даты:

 862г. – призвание варяжских князей в славянские и угро-финские земли.

882г- объединение Новгорода и Киева. Образование Древнерусского государства

 907г. – поход князя Олега на Константинополь.

911г. – первый письменный договор Руси с Византией. 912-945гг. – правление князя Игоря в Киеве. 941г., 944г. походы князя Игоря на Константинополь. 945-964гг. – правление княгини Ольги в Киеве. 964-972гг. – правление князя Святослава в Киеве.

Персоналии: Рюриковичи: Олег, Игорь, Ольга, Святослав

Этапы

урока

Действия  учителя

Действия  учащихся

Мотивирование на учебную деятельность

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Здравствуйте ребята, садитесь. Приготовьтесь к работе.

Обратите внимание на потрет, который вы видите на доске.  Кто на нем изображен?

 

Как вы думаете, может ли существовать государство без правителя?

 В Древнерусском государстве тоже были правители.   Мы называем их князьями.  У каждой группы было задание, связанное с одним из киевских князей. Назовите их. Как вы думает, почему только 5 правителей будут предметом нашего разговора.

Вспомните, какой проблемный вопрос мы не решили на прошлом уроке

Чтобы дать оценку деятельности первых русских князей, нужно знать, направления их деятельности

 

 

Подготовка к работе.

 

 

Отвечают на вопросы:

 потрет В.В. Путина.

называют его должность – президент РФ.

Нет, не может

 

Эти правители периода становления Древнерусского государства

 

 

 

Какую роль сыграли первые русские князья в становлении Древнерусского государства?

 

Актуализация знаний

Вспомним основные понятия прошлого урока.

Словарная работа: древнерусское государство, князь, варяги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему именно варягов славяне пригласили на роль первых правителей Древнерусского государства?

 

 

Кого из них вы можете назвать?

 

Перед вами медальон с портретом Князя Рюрика.

Вопрос: Что нам известно о данном правителе?

Дают определения понятий словарной работы:

Государство  - организация жизни, при которой существовала единая система управления людьми, проживающими на одной территории, их взаимоотношения регулируются силой единых законов, осуществляется охрана границ, осуществляется взаимодействие с другими государствами.

Князь - военный вождь, правитель государства.

Варяги - наемные скандинавские воины.

Проверяют правильность определения понятий.

 

Именно варягов славяне пригласили на роль первых правителей Древнерусского государства, т.к. они были отличными мореплавателями, бесстрашными воинами, что в тот период существования племен было наиболее важным.

Рюрик, Синеус, Трувор

Скандинавский князь, призванный на Русь в 862 году править славянскими и угро-финскими племенами. Пришел с двумя братьями Синеусом и Трувором. Вскоре братья  умерли. Рюрик занял Ладогу, превратил Новгород в столицу, став русским князем. Власть князя распространилась и на другие племена: мерю, полочан. Так на севере возник один из очагов русской государственности. В 879г. Рюрик скончался, передав правление и малолетнего сына  Игоря своему родственнику или дружиннику Олегу.

Целеполагание,постановка проблемы

Знакомство с темой урока.

Сегодня на уроке продолжим знакомиться с первыми русскими князьями Олегом, Игорем, Ольгой, Святославом с их деятельностью.

Давайте попробуем сформулировать проблему, которую мы будем решать на уроке по данной теме.  Для этого еще раз прочитайте определение и   признаки государства, обратите внимание на ваши групповые сообщения о деятельности первых русских князей.

Обсуждают в группе. Высказывают предположения. Выходят на ответ: Какую роль сыграли первые русские князья в становлении Древнерусского государства?

 

Поиск путей решения проблемы

В  течение всего урока в таблице нужно отметить основные направления их внутренней и внешней политики.

И подумать, что было общего в деятельности первых русских князей?

 

 

После смерти Рюрика новгородским князем стал Олег.

Князь, который был родственником, или дружинником Рюрика,  взял власть в свои руки, так как Игорь, сын Рюрика был еще слишком мал.

 

Какие сведения дошли о князе Олеге до наших дней, о его политическом курсе нам расскажет Стацко С.

Кратко записать основные направления политического курса князя.

Что из «Повести временных лет» известно о гибели Олега?

В княжение Олега было положено начало созданию Древнерусского государства. Русь заявила о себе и на международной арене.

После смерти Олега киевским князем стал сын Рюрика Игорь.

Основные направления политического курса данного князя вам самостоятельно нужно записать в таблице, опираясь на текст учебника.

Сколько походов совершил в Византию князь Игорь.

Словарная работа: полюдье

печенеги

«греческий огонь»

 

Итоги деятельности князя Игоря: сохранение единства Руси, ослабление международного авторитета государства.

 

После гибели Игоря правительницей на Руси становится княгиня Ольга.

Физминутка.

Опираясь на видеофрагмент Н.М. Карамзина «История государства Российского» ответьте на вопрос: Как княгиня Ольга отомстила древлянам за смерть своего мужа. Выделите главное во внутриполитическом и внешнеполитическом курсе княгини Ольги.

Словарная работа:

-погосты

 -уроки

 

 

Опираясь на аудиозапись, выделите главное во внутриполитическом и внешнеполитическом курсе князя Святослава.

Какие качества  характеризуют его как воина и полководца.

 

Подготовка к работе с таблицей:

Князь

Годы

правления

Содержание периода

 

 

 

 

 

Слушают выступления , читают информацию в карточках, записывают даты правления князя Олега и его деятельность.

Записывают имена князя, годы правления содержание периода.

 

 

 

Записываем содержание периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записываем содержание периода.

 

 

 

 

Записывают содержание периода.

 

 

Записывают содержание периода.

 

 

 

 

Работа в печатной тетради.

 

 

Записывают содержание периода.

 

Записывают содержание периода.

Работа в печатной тетради.

 

Записывают содержание периода.

 

Коррекция

Советует как правильно заполнить таблицу

Проверяют правильность заполнения таблицы на слайде

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Учитель предлагает ученикам сравнить деятельность князей поэтапно:

1) Сколько в параграфе выделено князей?

2) Давайте попробуем сравнить их внешне, в чем различия?

3)Как мы оцениваем людей?

4) князей мы будем оценивать по их политике внутренней и внешней!

Чем они отличаются по внутренней политике?

5)В чем сходства князей  во внешней политике?

6) В чем различия внешней политики князей?

 

 

 

¾    Четверо: Олег, Игорь, Ольга, Святослав;

¾    Одна женщина и три мужчины;

¾    По поступкам;

¾    В параграфе говориться только о  внутренней политике Игоря и Ольги сходство – занятие системой налоговых сборов;

¾    изменение налогообложения – это различие;

¾    отношения с Византией

¾    отношения разные: у Олега, Игоря и Святослава – военный способ ведения внешней политики;

¾    у Ольги – мирный!

 

Систематизация знаний

 

Задает вопросы:

1. Какую тему урока мы изучили?

2. Что повторили сегодня на уроке?

3. Что нового узнали?

4. Что было общего в деятельности первых русских князей?

 

Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом

Отвечают на вопросы учителя:

1.Первые русские князья. 

2. Повторили понятия: Древнерусское государство, князь, варяги.

Почему именно варягов славяне пригласили на роль первых правителей Древнерусского государства.

3. О роли первых русских князей в сложении государства на Руси. Поговорили об особенности внутриполитических преобразований  каждого князя, получили представление о внешнеполитическом курсе каждого из князей, заполнили таблицу. Познакомились с новыми понятиями: полюдье, печенеги, «греческий огонь»,

уроки, погосты.

Общим в деятельности первых русских князей было следующее:

А. Главной задачей внутриполитического курса князей было объединение разрозненных территорий под единой властью.

Б.Укрепление собственной власти в городах Киевской Руси.

В. Расширение территорий Киевской Руси (основной формой деятельности князей была война).

Г. Завоевание авторитета Киевской Руси  среди соседних государств.

 

Д. зависимость населения от княжеской власти проявлялась в такой форме как полюдье.

Объяснение домашнего задания

Прочитать параграф 6, выучить новые понятия.

Дополнительно по желанию ответить на один из вопросов  письменно:

  1.Какой русский князь тебе больше всего понравился? Почему?

 2.Политика, какого правителя  принесла наибольшую пользу Руси?

 

записывают домашнее задание

Оценивание

Обосновывает оценки

 

Учащиеся самостоятельно оценивают работу , используя критерии оценивая

 Подают дневники для выставления оценок

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия «Незаконченная фраза».

Перед вами лежит список незаконченных предложений.  Желающие читают предложение и завершают его.

Я узнал…

Мне больше всего удалось…

Я чувствовал…

Я думал…

Я приобрел…

Я получил от этого урока…

За это я могу себя похвалить…

Мне показалось важным…

Было трудно…

Я научился…

Урок заставил задуматься…

Урок навел меня на размышление…

Над этим мне надо еще поработать…

Дают оценку своей деятельности на уроке