Конспект урока "Русские князья времен язычества"
Оценка 4.9

Конспект урока "Русские князья времен язычества"

Оценка 4.9
doc
16.12.2020
Конспект урока "Русские князья времен язычества"
Урок Русские князья времен язычества.doc

Технологическая карта урока в 6 классе на тему: «Русские князья времен язычества»                                                                                                                                           

Цель: сформировать представление о процессе становления Древнерусского государства и роли первых князей из династии Рюриковичей в этом процессе

Задачи урока:

Предметные:обучающиеся объясняют смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье, реформа, урок, погост;

показывают на карте территорию Древней Руси, крупнейшие города – центры племенных союзов восточных славян; торговые пути, военных походы первых русских князей;

раскрывают причины и называют время образования Древнерусского государства;

 систематизируют материал о деятельности первых русских князей на основании учебника, отрывков из «Повести временных лет», трудов известных историков;

дают оценку роли первых русских князей в становлении Древней Руси

Формирование личностных УУД:обучающиеся осознают свою идентичность как гражданина страны,дают оценку социально-нравственному опыту, деятельности предшествующих поколений, выражают положительное отношение к процессу познания

Формирование познавательных УУД:обучающиеся учатся раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Показывают на карте главные торговые пути Древней Руси. Учатся анализировать различные точки зрения о происхождении Древнерусского государства, высказанные историками. Учатся работать с историческими документами, анализировать их и делать выводы.

Формирование коммуникативных УУД:планируют цели и способы взаимодействия, понимают позицию партнера, согласуют с ним свои действия, проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группы

Формирование регулятивных УУД:Обучающиеся учатся основам саморегуляции в познавательной деятельности в форме осознанного управления своей учебной деятельностью, направленной на достижение поставленных учителем задач.  Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая

Методы: словесный, наглядный, практический

Основные понятия и термины:  государство, князь, дружина, дань, полюдье, реформа, уроки, погосты

Основные даты:

 862г. – призвание варяжских князей в славянские и угро-финские земли.

882г- объединение Новгорода и Киева. Образование Древнерусского государства

 907г. – поход князя Олега на Константинополь.

911г. – первый письменный договор Руси с Византией. 912-945гг. – правление князя Игоря в Киеве. 941г., 944г. походы князя Игоря на Константинополь. 945-964гг. – правление княгини Ольги в Киеве. 964-972гг. – правление князя Святослава в Киеве.

Персоналии: Рюриковичи: Олег, Игорь, Ольга, Святослав

Этапы

урока

Действия  учителя

Действия  учащихся

Мотивирование на учебную деятельность

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Здравствуйте ребята, садитесь. Приготовьтесь к работе.

Обратите внимание на потрет, который вы видите на доске.  Кто на нем изображен?

 

Как вы думаете, может ли существовать государство без правителя?

 В Древнерусском государстве тоже были правители.   Мы называем их князьями.  У каждой группы было задание, связанное с одним из киевских князей. Назовите их. Как вы думает, почему только 5 правителей будут предметом нашего разговора.

Вспомните, какой проблемный вопрос мы не решили на прошлом уроке

Чтобы дать оценку деятельности первых русских князей, нужно знать, направления их деятельности

 

 

Подготовка к работе.

 

 

Отвечают на вопросы:

 потрет В.В. Путина.

называют его должность – президент РФ.

Нет, не может

 

Эти правители периода становления Древнерусского государства

 

 

 

Какую роль сыграли первые русские князья в становлении Древнерусского государства?

 

Актуализация знаний

Вспомним основные понятия прошлого урока.

Словарная работа: древнерусское государство, князь, варяги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему именно варягов славяне пригласили на роль первых правителей Древнерусского государства?

 

 

Кого из них вы можете назвать?

 

Перед вами медальон с портретом Князя Рюрика.

Вопрос: Что нам известно о данном правителе?

Дают определения понятий словарной работы:

Государство  - организация жизни, при которой существовала единая система управления людьми, проживающими на одной территории, их взаимоотношения регулируются силой единых законов, осуществляется охрана границ, осуществляется взаимодействие с другими государствами.

Князь - военный вождь, правитель государства.

Варяги - наемные скандинавские воины.

Проверяют правильность определения понятий.

 

Именно варягов славяне пригласили на роль первых правителей Древнерусского государства, т.к. они были отличными мореплавателями, бесстрашными воинами, что в тот период существования племен было наиболее важным.

Рюрик, Синеус, Трувор

Скандинавский князь, призванный на Русь в 862 году править славянскими и угро-финскими племенами. Пришел с двумя братьями Синеусом и Трувором. Вскоре братья  умерли. Рюрик занял Ладогу, превратил Новгород в столицу, став русским князем. Власть князя распространилась и на другие племена: мерю, полочан. Так на севере возник один из очагов русской государственности. В 879г. Рюрик скончался, передав правление и малолетнего сына  Игоря своему родственнику или дружиннику Олегу.

Целеполагание,постановка проблемы

Знакомство с темой урока.

Сегодня на уроке продолжим знакомиться с первыми русскими князьями Олегом, Игорем, Ольгой, Святославом с их деятельностью.

Давайте попробуем сформулировать проблему, которую мы будем решать на уроке по данной теме.  Для этого еще раз прочитайте определение и   признаки государства, обратите внимание на ваши групповые сообщения о деятельности первых русских князей.

Обсуждают в группе. Высказывают предположения. Выходят на ответ: Какую роль сыграли первые русские князья в становлении Древнерусского государства?

 

Поиск путей решения проблемы

В  течение всего урока в таблице нужно отметить основные направления их внутренней и внешней политики.

И подумать, что было общего в деятельности первых русских князей?

 

 

После смерти Рюрика новгородским князем стал Олег.

Князь, который был родственником, или дружинником Рюрика,  взял власть в свои руки, так как Игорь, сын Рюрика был еще слишком мал.

 

Какие сведения дошли о князе Олеге до наших дней, о его политическом курсе нам расскажет Стацко С.

Кратко записать основные направления политического курса князя.

Что из «Повести временных лет» известно о гибели Олега?

В княжение Олега было положено начало созданию Древнерусского государства. Русь заявила о себе и на международной арене.

После смерти Олега киевским князем стал сын Рюрика Игорь.

Основные направления политического курса данного князя вам самостоятельно нужно записать в таблице, опираясь на текст учебника.

Сколько походов совершил в Византию князь Игорь.

Словарная работа: полюдье

печенеги

«греческий огонь»

 

Итоги деятельности князя Игоря: сохранение единства Руси, ослабление международного авторитета государства.

 

После гибели Игоря правительницей на Руси становится княгиня Ольга.

Физминутка.

Опираясь на видеофрагмент Н.М. Карамзина «История государства Российского» ответьте на вопрос: Как княгиня Ольга отомстила древлянам за смерть своего мужа. Выделите главное во внутриполитическом и внешнеполитическом курсе княгини Ольги.

Словарная работа:

-погосты

 -уроки

 

 

Опираясь на аудиозапись, выделите главное во внутриполитическом и внешнеполитическом курсе князя Святослава.

Какие качества  характеризуют его как воина и полководца.

 

Подготовка к работе с таблицей:

Князь

Годы

правления

Содержание периода

 

 

 

 

 

Слушают выступления , читают информацию в карточках, записывают даты правления князя Олега и его деятельность.

Записывают имена князя, годы правления содержание периода.

 

 

 

Записываем содержание периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записываем содержание периода.

 

 

 

 

Записывают содержание периода.

 

 

Записывают содержание периода.

 

 

 

 

Работа в печатной тетради.

 

 

Записывают содержание периода.

 

Записывают содержание периода.

Работа в печатной тетради.

 

Записывают содержание периода.

 

Коррекция

Советует как правильно заполнить таблицу

Проверяют правильность заполнения таблицы на слайде

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Учитель предлагает ученикам сравнить деятельность князей поэтапно:

1) Сколько в параграфе выделено князей?

2) Давайте попробуем сравнить их внешне, в чем различия?

3)Как мы оцениваем людей?

4) князей мы будем оценивать по их политике внутренней и внешней!

Чем они отличаются по внутренней политике?

5)В чем сходства князей  во внешней политике?

6) В чем различия внешней политики князей?

 

 

 

¾    Четверо: Олег, Игорь, Ольга, Святослав;

¾    Одна женщина и три мужчины;

¾    По поступкам;

¾    В параграфе говориться только о  внутренней политике Игоря и Ольги сходство – занятие системой налоговых сборов;

¾    изменение налогообложения – это различие;

¾    отношения с Византией

¾    отношения разные: у Олега, Игоря и Святослава – военный способ ведения внешней политики;

¾    у Ольги – мирный!

 

Систематизация знаний

 

Задает вопросы:

1. Какую тему урока мы изучили?

2. Что повторили сегодня на уроке?

3. Что нового узнали?

4. Что было общего в деятельности первых русских князей?

 

Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом

Отвечают на вопросы учителя:

1.Первые русские князья. 

2. Повторили понятия: Древнерусское государство, князь, варяги.

Почему именно варягов славяне пригласили на роль первых правителей Древнерусского государства.

3. О роли первых русских князей в сложении государства на Руси. Поговорили об особенности внутриполитических преобразований  каждого князя, получили представление о внешнеполитическом курсе каждого из князей, заполнили таблицу. Познакомились с новыми понятиями: полюдье, печенеги, «греческий огонь»,

уроки, погосты.

Общим в деятельности первых русских князей было следующее:

А. Главной задачей внутриполитического курса князей было объединение разрозненных территорий под единой властью.

Б.Укрепление собственной власти в городах Киевской Руси.

В. Расширение территорий Киевской Руси (основной формой деятельности князей была война).

Г. Завоевание авторитета Киевской Руси  среди соседних государств.

 

Д. зависимость населения от княжеской власти проявлялась в такой форме как полюдье.

Объяснение домашнего задания

Прочитать параграф 6, выучить новые понятия.

Дополнительно по желанию ответить на один из вопросов  письменно:

  1.Какой русский князь тебе больше всего понравился? Почему?

 2.Политика, какого правителя  принесла наибольшую пользу Руси?

 

записывают домашнее задание

Оценивание

Обосновывает оценки

 

Учащиеся самостоятельно оценивают работу , используя критерии оценивая

 Подают дневники для выставления оценок

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия «Незаконченная фраза».

Перед вами лежит список незаконченных предложений.  Желающие читают предложение и завершают его.

Я узнал…

Мне больше всего удалось…

Я чувствовал…

Я думал…

Я приобрел…

Я получил от этого урока…

За это я могу себя похвалить…

Мне показалось важным…

Было трудно…

Я научился…

Урок заставил задуматься…

Урок навел меня на размышление…

Над этим мне надо еще поработать…

Дают оценку своей деятельности на уроке

 


Технологическая карта урока в 6 классе на тему: «Русские князья времен язычества»

Технологическая карта урока в 6 классе на тему: «Русские князья времен язычества»

Этапы урокаДействия учителяДействия учащихся

Этапы урокаДействия учителяДействия учащихся

Почему именно варягов славяне пригласили на роль первых правителей

Почему именно варягов славяне пригласили на роль первых правителей

Целеполагание,постановка проблемы

Целеполагание,постановка проблемы

Что из «Повести временных лет» известно о гибели

Что из «Повести временных лет» известно о гибели

История государства Российского» ответьте на вопрос:

История государства Российского» ответьте на вопрос:

Учитель предлагает ученикам сравнить деятельность князей поэтапно: 1)

Учитель предлагает ученикам сравнить деятельность князей поэтапно: 1)

Познакомились с новыми понятиями: полюдье, печенеги, «греческий огонь», уроки, погосты

Познакомились с новыми понятиями: полюдье, печенеги, «греческий огонь», уроки, погосты

Объяснение домашнего задания

Объяснение домашнего задания

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности
Скачать файл