Технологическая карта урока в 6 классе на тему: «Русские князья времен язычества»
Цель: сформировать представление о процессе становления Древнерусского государства и роли первых князей из династии Рюриковичей в этом процессе
Задачи урока:
Предметные:обучающиеся объясняют смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье, реформа, урок, погост;
показывают на карте территорию Древней Руси, крупнейшие города – центры племенных союзов восточных славян; торговые пути, военных походы первых русских князей;
раскрывают причины и называют время образования Древнерусского государства;
систематизируют материал о деятельности первых русских князей на основании учебника, отрывков из «Повести временных лет», трудов известных историков;
дают оценку роли первых русских князей в становлении Древней Руси
Формирование личностных УУД:обучающиеся осознают свою идентичность как гражданина страны,дают оценку социально-нравственному опыту, деятельности предшествующих поколений, выражают положительное отношение к процессу познания
Формирование познавательных УУД:обучающиеся учатся раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Показывают на карте главные торговые пути Древней Руси. Учатся анализировать различные точки зрения о происхождении Древнерусского государства, высказанные историками. Учатся работать с историческими документами, анализировать их и делать выводы.
Формирование коммуникативных УУД:планируют цели и способы взаимодействия, понимают позицию партнера, согласуют с ним свои действия, проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группы
Формирование регулятивных УУД:Обучающиеся учатся основам саморегуляции в познавательной деятельности в форме осознанного управления своей учебной деятельностью, направленной на достижение поставленных учителем задач. Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая
Методы: словесный, наглядный, практический
Основные понятия и термины: государство, князь, дружина, дань, полюдье, реформа, уроки, погосты
Основные даты:
862г. – призвание варяжских князей в славянские и угро-финские земли.
882г- объединение Новгорода и Киева. Образование Древнерусского государства
907г. – поход князя Олега на Константинополь.
911г. – первый письменный договор Руси с Византией. 912-945гг. – правление князя Игоря в Киеве. 941г., 944г. походы князя Игоря на Константинополь. 945-964гг. – правление княгини Ольги в Киеве. 964-972гг. – правление князя Святослава в Киеве.
Персоналии: Рюриковичи: Олег, Игорь, Ольга, Святослав
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
||||||
Мотивирование на учебную деятельность |
Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку. Здравствуйте ребята, садитесь. Приготовьтесь к работе. Обратите внимание на потрет, который вы видите на доске. Кто на нем изображен?
Как вы думаете, может ли существовать государство без правителя? В Древнерусском государстве тоже были правители. Мы называем их князьями. У каждой группы было задание, связанное с одним из киевских князей. Назовите их. Как вы думает, почему только 5 правителей будут предметом нашего разговора. Вспомните, какой проблемный вопрос мы не решили на прошлом уроке Чтобы дать оценку деятельности первых русских князей, нужно знать, направления их деятельности
|
Подготовка к работе.
Отвечают на вопросы: потрет В.В. Путина. называют его должность – президент РФ. Нет, не может
Эти правители периода становления Древнерусского государства
Какую роль сыграли первые русские князья в становлении Древнерусского государства?
|
||||||
Актуализация знаний |
Вспомним основные понятия прошлого урока. Словарная работа: древнерусское государство, князь, варяги.
Почему именно варягов славяне пригласили на роль первых правителей Древнерусского государства?
Кого из них вы можете назвать?
Перед вами медальон с портретом Князя Рюрика. Вопрос: Что нам известно о данном правителе? |
Дают определения понятий словарной работы: Государство - организация жизни, при которой существовала единая система управления людьми, проживающими на одной территории, их взаимоотношения регулируются силой единых законов, осуществляется охрана границ, осуществляется взаимодействие с другими государствами. Князь - военный вождь, правитель государства. Варяги - наемные скандинавские воины. Проверяют правильность определения понятий.
Именно варягов славяне пригласили на роль первых правителей Древнерусского государства, т.к. они были отличными мореплавателями, бесстрашными воинами, что в тот период существования племен было наиболее важным. Рюрик, Синеус, Трувор Скандинавский князь, призванный на Русь в 862 году править славянскими и угро-финскими племенами. Пришел с двумя братьями Синеусом и Трувором. Вскоре братья умерли. Рюрик занял Ладогу, превратил Новгород в столицу, став русским князем. Власть князя распространилась и на другие племена: мерю, полочан. Так на севере возник один из очагов русской государственности. В 879г. Рюрик скончался, передав правление и малолетнего сына Игоря своему родственнику или дружиннику Олегу. |
||||||
Целеполагание,постановка проблемы |
Знакомство с темой урока. Сегодня на уроке продолжим знакомиться с первыми русскими князьями Олегом, Игорем, Ольгой, Святославом с их деятельностью. Давайте попробуем сформулировать проблему, которую мы будем решать на уроке по данной теме. Для этого еще раз прочитайте определение и признаки государства, обратите внимание на ваши групповые сообщения о деятельности первых русских князей. |
Обсуждают в группе. Высказывают предположения. Выходят на ответ: Какую роль сыграли первые русские князья в становлении Древнерусского государства?
|
||||||
Поиск путей решения проблемы |
В течение всего урока в таблице нужно отметить основные направления их внутренней и внешней политики. И подумать, что было общего в деятельности первых русских князей?
После смерти Рюрика новгородским князем стал Олег. Князь, который был родственником, или дружинником Рюрика, взял власть в свои руки, так как Игорь, сын Рюрика был еще слишком мал.
Какие сведения дошли о князе Олеге до наших дней, о его политическом курсе нам расскажет Стацко С. Кратко записать основные направления политического курса князя. Что из «Повести временных лет» известно о гибели Олега? В княжение Олега было положено начало созданию Древнерусского государства. Русь заявила о себе и на международной арене. После смерти Олега киевским князем стал сын Рюрика Игорь. Основные направления политического курса данного князя вам самостоятельно нужно записать в таблице, опираясь на текст учебника. Сколько походов совершил в Византию князь Игорь. Словарная работа: полюдье печенеги «греческий огонь»
Итоги деятельности князя Игоря: сохранение единства Руси, ослабление международного авторитета государства.
После гибели Игоря правительницей на Руси становится княгиня Ольга. Физминутка. Опираясь на видеофрагмент Н.М. Карамзина «История государства Российского» ответьте на вопрос: Как княгиня Ольга отомстила древлянам за смерть своего мужа. Выделите главное во внутриполитическом и внешнеполитическом курсе княгини Ольги. Словарная работа: -погосты -уроки
Опираясь на аудиозапись, выделите главное во внутриполитическом и внешнеполитическом курсе князя Святослава. Какие качества характеризуют его как воина и полководца.
|
Подготовка к работе с таблицей:
Слушают выступления , читают информацию в карточках, записывают даты правления князя Олега и его деятельность. Записывают имена князя, годы правления содержание периода.
Записываем содержание периода.
Записываем содержание периода.
Записывают содержание периода.
Записывают содержание периода.
Работа в печатной тетради.
Записывают содержание периода.
Записывают содержание периода. Работа в печатной тетради.
Записывают содержание периода.
|
||||||
Коррекция |
Советует как правильно заполнить таблицу |
Проверяют правильность заполнения таблицы на слайде |
||||||
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний |
Учитель предлагает ученикам сравнить деятельность князей поэтапно: 1) Сколько в параграфе выделено князей? 2) Давайте попробуем сравнить их внешне, в чем различия? 3)Как мы оцениваем людей? 4) князей мы будем оценивать по их политике внутренней и внешней! Чем они отличаются по внутренней политике? 5)В чем сходства князей во внешней политике? 6) В чем различия внешней политики князей? |
¾ Четверо: Олег, Игорь, Ольга, Святослав; ¾ Одна женщина и три мужчины; ¾ По поступкам; ¾ В параграфе говориться только о внутренней политике Игоря и Ольги сходство – занятие системой налоговых сборов; ¾ изменение налогообложения – это различие; ¾ отношения с Византией ¾ отношения разные: у Олега, Игоря и Святослава – военный способ ведения внешней политики; ¾ у Ольги – мирный!
|
||||||
Систематизация знаний
|
Задает вопросы: 1. Какую тему урока мы изучили? 2. Что повторили сегодня на уроке? 3. Что нового узнали? 4. Что было общего в деятельности первых русских князей?
|
Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом Отвечают на вопросы учителя: 1.Первые русские князья. 2. Повторили понятия: Древнерусское государство, князь, варяги. Почему именно варягов славяне пригласили на роль первых правителей Древнерусского государства. 3. О роли первых русских князей в сложении государства на Руси. Поговорили об особенности внутриполитических преобразований каждого князя, получили представление о внешнеполитическом курсе каждого из князей, заполнили таблицу. Познакомились с новыми понятиями: полюдье, печенеги, «греческий огонь», уроки, погосты. Общим в деятельности первых русских князей было следующее: А. Главной задачей внутриполитического курса князей было объединение разрозненных территорий под единой властью. Б.Укрепление собственной власти в городах Киевской Руси. В. Расширение территорий Киевской Руси (основной формой деятельности князей была война). Г. Завоевание авторитета Киевской Руси среди соседних государств.
Д. зависимость населения от княжеской власти проявлялась в такой форме как полюдье. |
||||||
Объяснение домашнего задания |
Прочитать параграф 6, выучить новые понятия. Дополнительно по желанию ответить на один из вопросов письменно: 1.Какой русский князь тебе больше всего понравился? Почему? 2.Политика, какого правителя принесла наибольшую пользу Руси?
|
записывают домашнее задание |
||||||
Оценивание |
Обосновывает оценки
|
Учащиеся самостоятельно оценивают работу , используя критерии оценивая Подают дневники для выставления оценок |
||||||
Рефлексия учебной деятельности |
Рефлексия «Незаконченная фраза». Перед вами лежит список незаконченных предложений. Желающие читают предложение и завершают его. Я узнал… Мне больше всего удалось… Я чувствовал… Я думал… Я приобрел… Я получил от этого урока… За это я могу себя похвалить… Мне показалось важным… Было трудно… Я научился… Урок заставил задуматься… Урок навел меня на размышление… Над этим мне надо еще поработать… |
Дают оценку своей деятельности на уроке |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.