Тема: Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова
«Иван Царевич на Сером волке»
Цель: учить писать сочинение-описание по картине.
Задачи:
· учить определять тему, структурные компоненты текста, соотносить текст и содержание картины, осмысливать содержание картины;
· совершенствовать умение подбирать необходимые описания и повествования;
· развивать воображение;
· расширять словарный запас.
Планируемые результаты: учащиеся получат возможность научиться:
Предметные:
· писать сочинение с опорой на план, понимать мысли художника картины;
· соотносить текст и содержание картины;
· подбирать необходимые описания;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
· искать и выделять необходимую информацию;
· ставить и формулировать проблемы, рефлексия способов и условий действия, контроль (взаимоконтроль) и оценка процесса и результатов деятельности;
· анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД:
· целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;
· волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
· планирование.
Коммуникативные УУД:
· полно и точно выражать свои мысли в устной форме в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
· владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные:
проявлять интерес к уроку русского языка, сотрудничать с учителем и сверстниками.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Самоопределение к деятельности
¾ О какой сказке идёт речь?
«Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.
И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками.
Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитителя.
Царь перестал и пить, и есть, затосковал. Сыновья отца утешают:
- Дорогой наш батюшка, не печалься, мы сами станем сад караулить…»
¾ «Иван Царевич и Серый Волк»
¾ Чем детские книги отличаются от взрослых книг? (есть иллюстрации)
¾ Кто рисует иллюстрации? (художники-иллюстраторы)
¾ У вас в картинной галерее есть не просто иллюстрация к сказке «Иван Царевич и Серый Волк», а репродукция картины, которая была написана к этой сказке.
¾ Кто автор этой картины? (Виктор Михайлович Васнецов)
¾ Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (писать описание картины)
¾ Мы будем не просто описывать картину, нам нужно выразить свои чувства к этой картине, будем учиться писать сочинение по репродукции картины.
¾ Попробуйте использовать наречия в вашем изложении.
3. Работа по теме урока
Ø Беседа по картине.
¾ Какой эпизод сказки здесь изображён? («Помчался серый волк с Иваном — царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает… »)
¾ Для того чтобы лучше нам понять замысел художника, вспомним, какие жанры живописи мы знаем. (Портрет, пейзаж, натюрморт.)
¾ Что такое пейзаж? (Изображение картин природы.)
¾ Что такое натюрморт? (Изображение различных предметов, цветов, фруктов и т. д.)
¾ Что такое портрет? (Изображение человека.)
¾ Посмотрите внимательно на эту картину. Как вы думаете, к какому жанру живописи её можно отнести? (Ответы детей.)
¾ Трудно отнести картину к какому-то одному жанру — так тесно переплелись здесь природа и человек.
¾ Главный признак живописных полотен (в отличие от графики или скульптуры) — цвет. В живописи цвет играет основную роль. Он доносит до зрителя всё богатство и разнообразие красок окружающего мира.
Ø Рассмотрим картину подробно.
¾ Что изображено в нижней части картины? (Болото с кувшинками, сухая трава, чёрная земля.)
¾ Что изображено в центре картины? (Серый волк, Иван Царевич, Елена Прекрасная, дремучий непроходимый лес.)
¾ Опишите верхнюю часть картины. (Неба не видно — деревья высокие, густые, но сквозь них брезжит свет.)
¾ Какое настроение создаёт этот пейзаж? (Лес мрачный. Кругом опасности. Страшно. И т. д.)
¾ Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позы.
¾ Какое значение имеет цветовой контраст пейзажа? (Он отражает настроение картины.)
¾ Какое значение имеет фон картины? (Он помогает передать настроение героев. Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед Серым волком лес расступается, он помогает героям.)
¾ Как художник относится к своим героям? Почему вы так решили? (Ответы детей.)
¾ Для чего художник изобразил яблоньку? (Она предвещает хороший конец, победу добра над злом. Она выжила и расцвела в этом дремучем лесу.)
¾ Какова основная мысль картины?
¾ Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.
Физкультминутка
4. Продолжение работы по теме урока
Ø Работа по учебнику. Упр. 134 (с. 77).
¾ Прочитайте, как отозвался об этой картине один из ценителей русской живописи, меценат Савва Иванович Мамонтов.
¾ Какие наречия встретились в отзыве С.И. Мамонтова? (Кругом, просто, непосредственно.)
¾ Как помогают наречия выразить отношение к увиденному, услышанному?
Ø Составление плана сочинения
План
1. Художник-сказочник.
2. Волшебный лес.
3. Главные герои картины.
4. Мое впечатление о картине.
Ø Словарно-орфографическая работа
¾ Подробно рассмотрим образы картины, подберём прилагательные и наречия для их описания.
¾ Что вы напишете о лесе? (Лес дремучий, глухой, древний, чёрное болото, цветущая яблонька)
¾ Как вы опишете Ивана Царевича? (задумчивый, тревожный)
¾ Что вы можете сказать о Елене Прекрасной? (уставшая, печальная)
¾ Как скачет Серый волк? (Быстро, стремительно.)
Ø Работа над сочинением
(Написание сочинения)
5. Рефлексия
(Чтение и анализ нескольких сочинений.)
¾ Оцените свою работу на уроке.
6. Подведение итогов урока
¾ С каким произведением живописи мы познакомились сегодня на уроке?
¾ Что вы узнали о В.М. Васнецове, С.И. Мамонтове?
¾ Какие умения пригодились вам при написании отзыва о картине?
Домашнее задание
Познакомиться с другими картинами В.М.Васнецова.
Примерное сочинение
Картину «Иван Царевич на сером волке» написал В. М. Васнецов к русской народной сказке «Иван Царевич и Серый волк». Здесь изображен побег Ивана Царевича и Елены Прекрасной на Сером волке.
На картине дремучий глухой лес. Высокие деревья загораживают небо, света почти не видно. Под ногами чёрное болота. Цветет только одна дикая яблонька рядом с героями картины.
В центре картины тревожный Иван Царевич держит на руках уставшую Елену Прекрасную. Сидят они на сером волке, который быстро скачет через сказочный лес.
Мне картина …..
Карточка-помощница
1. Художник-сказочник.
|
Написал, к сказке, изображён побег |
2. Волшебный лес.
|
Дремучий, глухой, древний, небо, чёрное болото, цветущая яблонька |
3. Главные герои картины.
|
Задумчивый, тревожный, уставшая, печальная, быстро, стремительно. |
4. Мое впечатление о картине.
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.