Тема: Однородные члены предложения.
Цель: познакомить с однородными членами предложения.
Задачи:
Образовательная
ü научить узнавать однородные члены в предложениях;
ü научить учащихся делать выводы через наблюдение;
ü повторить изученные правила, разбор предложений по членам предложения;
ü учить самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях.
Развивающая
ü совершенствовать умение строить монологические высказывания;
ü расширять и обогащать словарный запас учащихся;
ü развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление.
Воспитательная
ü воспитание интереса к урокам русского языка.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: карточки для дифференцированной работы, карточки для работы в группах, тесты для проверки понимания темы урока, использование ИКТ.
Этапы урока
I. Организационный
Прозвенел звонкий звонок,
Пригласил всех на урок.
Посмотрите, всё в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Будем дружно отвечать,
Будем знания получать!
II. Актуализация знаний.
Запишите число. Классная работа.
1.Чистописание.
К М
Какие буквы вы увидели?
Что вы знаете об этих буквах? Что общего? В чём различие?
Какие звуки они обозначают?
Спишите эти буквы в тетрадь.
2. Словарные слова.
Сегодня я «во весь дух» спешила на урок и забыла словарные слова. Все буквы перепутались.
Помогите мне расшифровать слова.
М К О А Р П К У О С В Т Ь А
Не шит, не кроен, За кудрявый хохолок
А весь в рубцах; Лису из норки поволок.
Без счёту одёжек, На ощупь очень гладкая,
А все без застёжек. На вкус как сахар сладкая.
Ответы детей: капуста, морковь.
Как можно объединить эти слова, сказать одним словом?
Это овощи.
Составьте предложение с одним из этих слов.
Запишите в тетрадь, разберите. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
3. Повторение изученных правил.
Прочитайте предложение, найдите ошибки.
Осеню сазривает моркофка.
Спишите в тетрадь. Разберите предложение по членам предложения.
Запись предложения.
4.Взаимопроверка.
Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работу соседа по парте.
ü Где пишется разделительный мягкий знак Ь?
ü Почему в приставке пишем букву «о»?
ü Докажите, что в корне слова « созревает» пишем букву «е»?
ü Объясните, как проверить парную согласную в слове « морковка»?
Ученики исправляют ошибки и объясняют правила.
III. Постановка проблемы.
Запишите следующее предложение.
Осенью созревают капуста, морковка, картофель.
Подчеркните главные члены.
Что вас удивило? Чем отличается это предложение от предыдущего?
Сколько подлежащих в этом предложении? Докажите свою точку зрения.
О чём говорится в предложении?
Что? - морковка, капуста, картофель.
Это подлежащее.
Вывешивается табличка:
- являются одним и тем же членом предложения.
Сколько разных вопросов мы задали к словам? Один.
Табличка, значит:
- отвечают на один и тот же вопрос
С какими словами связаны подлежащие?
Со сказуемым: созревают.
Табличка:
- связаны с одним и тем же членом предложения.
Прочитайте предложение ещё раз. Как мы читаем эти слова?
С интонацией перечисления.
Табличка:
- с интонацией перечисления
Как вы думаете, как можно назвать такие члены?
Можно сказать они одинаковые, отвечают на один и тот же вопрос, связаны с одним членом предложения?
- В русском языке они называются однородные члены предложения.
Справка.
В толковом словаре Ожегова: «однородный» - т.е. относящийся к тому же роду, разряду или одинаковый. Однородные члены, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию в предложении. Одинаковый и однородный - это слова синонимы.
1 Тема урока.
Какая тема нашего урока?
Однородные члены предложения.
Постановка целей и задач урока.
Какие задачи урока? Чему мы должны научиться?
Находить предложения с однородными членами.
- Сделайте вывод, какие члены предложения называются однородными?
(составляют ответ с опорой на вывешенные на доске таблички)
- Как проверить правильность, сделанного вами вывода?
- Прочитать правило в учебнике.
2 Знакомство с правилом.
- Откройте учебники , прочитайте правило. Чтение правила.
Физминутка для глаз.
Закрыли глаза. Представили лето. Вы катаетесь на качелях. Открыли глаза. Показываем глазами: качаемся вправо - влево; вправо – влево. Посмотрели вверх на солнышко, вниз на травку. Закрыли глаза. Открыли глаза.
IV. Первичное усвоение новых усвоение новых знаний.
Как вы думаете, однородными членами предложения могут быть только главные члены предложения?
Докажите. Поработайте в группе.
1.Групповая
У вас на карточках тексты. Найдите в предложениях однородные члены. Каким членом предложения они являются?
Идет обсуждение и разбор работа.
1 группа.
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами.
Однородные члены являются сказуемым.
Отвечают на вопрос: Что делать?
2 группа.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла
Однородные члены являются
Картошку, капусту, морковку, горох.
Однородные члены являются дополнением.
Отвечают на вопрос: Что?
3 группа.
Красный, синий, голубой,
Однородные члены являются
Не угнаться за тобой.
Однородные члены являются определением.
Отвечают на вопрос: Какой?
2.Запись в виде опорного сигнала.
- Однородные члены предложения принято обозначать при помощи кружков. Сколько однородных членов в нашем предложении?
- Три.
- Значит, кружков будет тоже три. Как разделены однородные члены предложения на письме?
- Запятыми.
- Верно, но так бывает не всегда. Подробно о знаках препинания при однородных членах мы узнаем позже на уроках правописания. А пока между кружками поставим те знаки, которые стоят в предложении – запятые.
- Как вы предлагаете обозначить на схеме что это однородные подлежащие?
- Поставить внутри кружка одну сплошную черточку.
- Однородными членами могут быть только подлежащими? Как при помощи схемы обозначить такие однородные члены?
V. Первичная проверка понимания.
- Прочитайте предложения. Обсудите в парах к какой схеме подойдет это предложение? Постройте в тетради только схемы предложений.
Работа в парах.
-Осенью в лесах, в садах, в парках начинается листопад.
Как вы понимаете слово «листопад»?
-Листья медленно летают, кружатся, падают на землю.
Подберите синоним и антоним к слову «медленно».
VI.Первичное закрепление.
В конвертах лежат карточки с заданиями.
Подчеркните однородные члены. Составьте схемы.
1 На поляне высыхает трава, листья, мох.
2 Расписные миски, ковши, ложки продавались на ярмарке.
3 На уроке физкультуры мы бегаем, прыгаем, играем.
4 Огонь шипел, корчился, прятался в густых клубах дыма.
5 Ребята украсили класс красными, синими, жёлтыми шарами.
Проверка.
VIII. Рефлексия.
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Что повторили?
IX. Оценки.
Оцените свою работу. Кто выполнял задания без ошибок?
Кто допустил 1-2 ошибки?
Кто допустил больше ошибок?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.