Конспект урока русского языка. 10 класс. "Развитие речи. Обучающее сочинение-рассуждение"
Оценка 5

Конспект урока русского языка. 10 класс. "Развитие речи. Обучающее сочинение-рассуждение"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл—11 кл
08.10.2022
Конспект урока русского языка. 10 класс. "Развитие речи. Обучающее сочинение-рассуждение"
Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ. Задание 27
Урок русского языка 10 класс.docx

Урок русского языка

Учитель: Тертыченко Евгения Ивановна

ОУ: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 653 с углублённым изучением иностранных языков (хинди и английского) Калининского района Санкт-Петербурга имени Рабиндраната Тагора

Тема урока: «Развитие речи. Обучающее сочинение-рассуждение»

Дата проведения урока: 12.02.2020

Класс: 10 класс

Продолжительность: 45 мин

Классификация урока: Урок с использованием технологии проблемного обучения, технологии поискового чтения, технологии критического мышления,

Цель урока: научить обучающихся проводить анализ исходного текста, писать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.

Задачи: образовательная – способствовать формированию знаний о сочинении-рассуждении в формате ЕГЭ

развивающая – продолжить развитие умения анализировать исходный текст, создавать сочинения-рассуждения в соответствии с требованиями задания №27 экзаменационной работы

      воспитательная – способствовать воспитанию у учащихся готовности к творческому решению поставленных задач, внимательному отношению к мнению других участников процесса, вдумчивому прочтению текстов художественного и публицистического стилей.

Учебный материал, подлежащий актуализации: понятие сочинения-рассуждения, структура сочинения-рассуждения в соответствии с требованиями задания №27 экзаменационной работы

Учебный материал, подлежащий усвоению: структура сочинения-рассуждения в соответствии с требованиями задания №27 экзаменационной работы, текст по рассказу А. П. Чехова «В аптеке»

 

Планируемые результаты:

Предметные:

•   Знать

- особенности написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту

- структуру сочинения-рассуждения в соответствии с требованиями формата задания №27 ЕГЭ

- • Уметь

- проводить анализ исходного текста;

- определять виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- создавать письменный текст в соответствии с требованиями к сочинению-рассуждению формата задания №27 ЕГЭ

Личностные: проявлять эмоционально-оценочное отношение к прочитанному, формулировать выражение собственного мнения в письменной форме

Метапредметные: уметь работать с информацией, представленной в разных видах (текстовая, наглядная), осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Необходимое оборудование, материалы: 1)Мультимедиа 2)Раздаточный материал к уроку 3)  Учебник русского языка для 10 класса под редакцией И.В. Гусаровой 4)Текст рассказа А. П. Чехова «В аптеке».

 

Ход урока

I этап.  Введение в тему. Актуализация знаний

Беседа по вопросам:

1.      В чём заключается особенность сочинения-рассуждения?

Текст сочинения-рассуждения обязательно состоит из тезиса, доказательств (не менее двух) и вывода. Доказательства должны строится на основе убедительных аргументов. Каждый из абзацев, содержащих доказательства должен завершаться микро-выводом.

2.      Чем отличается сочинение-рассуждение по прочитанному тексту?

   Необходимо внимательно прочитать текст, понять основную идею, авторскую позицию, сформулировать собственную точку зрения. В 
   основе написания такого сочинения должен быть анализ исходного текста

 

II. Проверка домашнего задания

1.      Повторение требований к структуре сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ

 Структура экзаменационной работы имеет свою специфику:

- Определение проблемы, поднятой автором исходного текста

- Комментарий к проблеме: приведение примеров-иллюстраций из текста для подтверждения данной проблемы

- Формулировка позиции автора

- Выражение собственного мнения

- Подведение итогов (заключение)
2. Чтение и анализ домашних сочинений. Обсуждение удачных моментов, работа над ошибками. 

 

III. Подготовка к написанию сочинения по рассказу А. П. Чехова «В аптеке»

      Организация работы в группах

      Задание 1: подготовить советы для того, кому предстоит написать сочинение. Составление памяток.

      Обсуждение. Корректировка составленных памяток.

        Примерный текст памятки

1.      Внимательно прочитайте исходный текст

2.      Подчеркните ключевые слова, художественные детали, помогающие понять основную идею текста, авторский замысел

3.      Определите проблематику текста (круг основных вопросов, поднятых автором, поиск ответов на которые и помогает читателю понять идею текста, авторский замысел)

4.      Запишите данные вопросы, внимательно их перечитайте, найдите среди них самый главный вопрос. Это и будет основная проблема, затронутая автором данного текста

5.      Сформулируйте и запишите выявленную проблему

6.      Подберите два примера-иллюстрации из текста, помогающие прокомментировать выбранную проблему. Проанализируйте каждый пример с опорой на текст. Не забывайте о цитатах.

7.      Установите смысловую связь между примерами-иллюстрациями, указание на которую и будет являться переходом от одного примера к другому.

8.      После двух примеров-иллюстраций сделайте вывод, который логически будет их объединять.

9.      Сформулируйте позицию автора

10.  Выскажите собственное мнение по данному вопросу, аргументируйте его анализом текста или примерами из истории, литературы, жизни. Будьте корректны, соблюдайте этические нормы.

11.  Перечитайте работу и подведите итог, напишите заключение.

12.  Прочтите работу, проверьте речевые и грамматические ошибки.

13.  Перечитайте сочинение ещё раз, проверьте орфографические и пунктуационные ошибки.

14.  Проверьте работу по критериям и поставьте себе баллы.

15.  Перепишите сочинение в чистовик и проверьте ещё раз.

       Задание 2: работа по тексту А. П. Чехова

       - Самостоятельное чтение текста

       - Обсуждение прочитанного текста в группах

       - Подготовка с последующим общим обсуждением схем-опор по данному тексту

                                                                                     Примерная схема-опора

 Проблема безразличного, чёрствого отношения к окружающим людям

1 пример-иллюстрация  - равнодушное отношение провизора к заболевшему учителю. Цитата: «На обращение к нему Свойкина он не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал…»

2 пример-иллюстрация  - безразличие провизора к проблеме больного, у которого не хватило денег на лекарство. Цитата: «Этого нельзя…У нас кредита нет…Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарство получите.»

Смысловая связь между данными примерами: второй пример дополняет первый: «Дополняя мысль о равнодушии провизора к заболевшему учителю, автор с горечью отмечает, что бездушного человека не может пробудить даже тяжёлое состояние больного: Этого нельзя…У нас кредита нет…»

Позиция автора: А. П. Чехов считает, что нельзя быть чёрствым и бессердечным человеком, необходимо проявлять сочувствие ко всем, кто тебя окружает.

Выражение собственного мнения: «Невозможно не согласиться с автором, я также считаю, что равнодушным быть нельзя….»

В качестве подтверждения своей точки зрения можно привести пример из литературы  - рассказ В. Распутина «Уроки французского» (Поступок учительницы Лидии Михайловны)

Вывод: «Проявляя доброту, милосердие, сострадание, мы сможем преодолеть все жизненные трудности»
       Задание 3:

- написание сочинения на черновике

- чтение и обсуждение черновиков

 

IY. Подведение итогов. Рефлексия

В чём, по вашему мнению, заключается удачное написание сочинения?

Внимательное, вдумчивое прочтение текста и его последующий анализ; соблюдение структуры сочинения, поэтапная работа помогут написать хорошее сочинение.

Y. Домашнее задание.

1.  Написать сочинение в чистовик

2.  Подготовить советы-рекомендации для одноклассников: «Как избежать речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок при написании сочинения»

 


 

Урок русского языка Учитель:

Урок русского языка Учитель:

ЕГЭ - • Уметь - проводить анализ исходного текста; - определять виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - создавать письменный текст в соответствии с требованиями…

ЕГЭ - • Уметь - проводить анализ исходного текста; - определять виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - создавать письменный текст в соответствии с требованиями…

II . Проверка домашнего задания 1

II . Проверка домашнего задания 1

Подберите два примера-иллюстрации из текста, помогающие прокомментировать выбранную проблему

Подберите два примера-иллюстрации из текста, помогающие прокомментировать выбранную проблему

Смысловая связь между данными примерами: второй пример дополняет первый: «Дополняя мысль о равнодушии провизора к заболевшему учителю, автор с горечью отмечает, что бездушного человека не…

Смысловая связь между данными примерами: второй пример дополняет первый: «Дополняя мысль о равнодушии провизора к заболевшему учителю, автор с горечью отмечает, что бездушного человека не…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2022