Тема : «Словари – наши помощники».
Тип урока: Освоение новых знаний
Цель урока:
Познакомить учащихся со словарями, научить работать по ним.
Заинтересовать предстоящим изучением словарей изучением родного языка
Побудить к осмысленному и глубокому изучению на основе словарей, словарной и научно – познавательной литературы, развивать память , внимание и мышление; вырабатывать у детей личные качества: организованность, аккуратность, самостоятельность, умение быстро находить нужный материал в них.
Планируемые результаты: на данном уроке – первоначального знакомства со словарями – целесообразно, чтобы дети подержали их в руках, внимательно рассмотрели их оформление, шрифты, условные обозначения, разделы. При этом очень важно , чтобы дети отнеслись с глубоким уважением. Все дети должны проникнуться ощущением большой необходимости и величия словарей как источника знаний языка в последующей жизни. Таким образом, будет создана значимая мотивация учебной деятельности.
I.Вступительная часть – 1 минута
- Ребята! Начинается урок.
Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки.
- Спасибо! Улыбка располагает к приятному общению. Сегодня мы продолжим знакомство с секретами русского языка.
1. Задание « Дополни предложение». – 5 минут
- Ученик в тетради написал предложение:
Кружатся снежинки.
- Что вы можете сказать об этом предложении?
- Давайте попробуем преобразовать его. Самое красивое из ваших предложений мы запишем в тетрадях.
В воздухе тихо кружатся пушистые снежинки.
- Что теперь можете сказать о данном предложении? Какое предложение получили?
Предлагаю разобрать данное предложение.
II.Тема и цель урока.- 5 минут
Молодцы, ребята! Вы составили очень красивое предложение, подобрали много слов. И я думаю, что в вашем словарном запасе ( лексиконе), есть ещё много замечательных и нужных слов. А вы не задумывались, сколько слов в русском языке?
Так вот, учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое изречение:
« Не тот образованный человек, который всё знает, а тот , кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос»
Сегодня мы узнаем, где же «хранятся» слова. Оказывается, они « хранятся» в словарях, которых существует множество. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об их истории, третьи расширяют кругозор, приобщают к культуре. Видите, какую помощь могут оказать нам словари? Поэтому наш урок мы проведем в форме устного журнала, я так и назвала его « Словари – наши помощники».
Много сведений можно получить из словарей, но для этого ими нужно научиться пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чём рассказывают их словарные статьи. Этому мы будем сегодня учиться.
III. Первая страница журнала – « К несметным сокровищам страны Слов»- 7 мин.
Открываем первую страницу журнала.
Знакомство с толковым словарём. ( В роли словарей выступают ученики. К доске выходит мальчик с нарисованной обложкой словаря.)
Я – Толковый словарь. Моё назначение – толковать слова. Кроме того, я указываю, к какой части речи принадлежит слово, даю его формы и привожу примеры употребления в речи. Существует несколько толковых словарей: школьный толковый словарь – авторы Лапатухин, Скорлуповская, Снетова. Толковый словарь Ожегова, в котором 50 тысяч слов.
- А какой самый большой словарь.
В самом большом толковом словаре 17 томов, в нём объясняется 120 тысяч слов.
ПОКАЗ толковых словарей.
- Вы уже знаете, как располагаются слова в словаре?
- А теперь давайте попробуем с помощью словаря объяснить значение слова АВТОРИТЕТ
- Какой человек пользуется авторитетом у окружающих?
- О ком из ребят нашего класса можно сказать , что он пользуется авторитетом?
- Ребята, вы заметили, что толковый словарь кроме основной задачи выполняет функции и других словарей. Например, в нём можно узнать , как пишется слово, с ударением на каком слоге произносится.
Найдите слово КОРЫСТЬ
I ряд – грамматические формы
II ряд – значение слова
III ряд – пример употребления в речи
Корысть – сущ., ж. р., Р.П. – корысти, имеет только ед .ч.
- Вспомните, в каком известном произведении мы с вами встречали это слово? Кто автор?
- Какой была старуха? ( корыстной) А старик? ( бескорыстный)
4. Вторая страница.
- А сейчас, отгадав загадку, вы догадаетесь по слову – отгадке, словаре пойдет речь. Отгадайте загадку, но сначала откройте скобки.
(В)огороде вы(растаю),
А когда я со(зреваю),
Варят из меня из меня томат,
В щи кладут и так едят.
ПОМИДОР.
Отгадка нам знакома. А где мы могли встретить слово « помидор» ?
- Да, конечно, в нашем школьном словаре словарных слов. В нём записаны слова с непроверяемыми орфограммами, которые требуют запоминания. Давайте вспомним некоторые слова.
Назвать одним словом:
- Общее название для всей семьи, наименование, которое добавляют к имени и отчеству. ( ФАМИЛИЯ)
- Учащийся школы. ( УЧЕНИК)
- Небольшой сочный плод кустарников и некоторых растений. ( ЯГОДА)
- Шестой день недели. ( СУББОТА)
- Сшитые листы чистой бумаги в обложке. ( ТЕТРАДЬ)
- Близкое по смыслу слово весёлый. ( РАДОСТНЫЙ)
- Разберите слово РАДОСТНЫЙ по составу.
- Прочитайте текст:
Орфографический словарь.
Написание слов ты можешь проверить по орфографическому словарю. Ученики средней школы работают со словарём С.Е, Крючкова.
Как работать со словарем.
Помни :
1. Слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Учитывается не только первая буква, но и последующие.
2. Слова записаны в начальной форме.
3. На всех словах стоит ударение. Поэтому ты можешь проверить и правильность ударения.
Письменно ответьте на вопросы:
1. Куда следует обращаться, чтобы правильно написать слово?
2. Как найти в словаре нужное слово?
3. В какой форме записаны слова?
V. Третья страница журнала – « К словам разнообразным, близким, но чуточку разным».- 7 мин.
- Найдите слово, которое мы разбирали по составу.
- А как оно у нас появилось? ( синоним к слову ВЕСЁЛЫЙ)
- Сейчас мы познакомимся со словарем, где собраны слова близкие по значению.
Я – Словарь Синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повтора одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придаёт языку красочность и выразительность. В словаре 90 тысяч синонимических рядов. Автор – Александрова.
- Пользуясь словарем, назовите синонимы к слову БЕСЕДОВАТЬ.
Упражнение в подборе синонимов.
- Соедините стрелками данные слова так, чтобы они образовали смысловые пары. ( Устно)
РОЖИЦА ПРЫГАЛ
СКАКАЛ МОРДОЧКА
ВЕСЕЛО ТУМАННЫЙ
УЧЕБНИК РАДОСТНО
НЕЯСНЫЙ КНИГА
- Выберите один из синонимов , который наиболее точно отражает содержание приведенных ниже предложений, и вставьте его вместо пропусков.
У нашего щенка забавная _______________.
Маленький жеребёнок резво _______________ по лугу.
VI. Четвёртая страница журнала -10 мин.
Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный.
Все антонимы всегда противоположны.
1.Знакомство со словарем.
Я – Словарь Антонимов. В языке антонимы отражают противоположности, существующие в жизни. Мы спрашиваем: « это хорошо или плохо?», « Еще рано или уже поздно?»
В словаре представлено 20 антонимических пар. В словарной статье даётся объяснение значений каждого члена пары, приводятся примеры употребления антонимов из литературных произведений. Автор словаря – М.Р. Львов.
2. Знакомство со словарной статьёй.
- Подберите антонимы к слову веселье .Прочитайте .
Веселье – грусть.
Длить веселье все готовы:
Никто не хочет грусть делить.
( М.Ю. Лермонтов « Одиночество»)
VII. Пятая страница – « Какого роду – племени?»
1. Знакомство со словарем.
Я – Словарь иностранных слов. Я имею 1500 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто встречаетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, также сведения о его происхождении. Авторы словаря Одинцов, Иванов, Смолицкая, Голанова, Василевская.
- Русский народ издавна славился гостеприимством и миролюбием. Ещё в глубокую старину русские охотно общались с соседними народами, налаживали с ними торговые и культурные связи. Люди общались, и в речь проникали иноязычные слова, обозначавшие новые понятия. Узнать откуда пришло слово, что оно обозначает, поможет нам словарь иностранных слов.
- Объясните слово « комплимент»
Комплимент – а , м.р. ( compliment), похвала, лестные , приятные слова. Сказать кому – то комплимент.
2. А теперь послушайте и решите задачу.
В словах кашне ( шарф) и пенсне есть общая часть не. Эти слова пришли к нам из французского языка, где слово кашне обозначает – прячьте нос, а пенсне – держи за нос.
3. Игра « Комплименты»
- Эту страницу я хочу закрыть словами поэта Бокова:
Следуйте хорошему примеру –
Продлевайте добрым словом жизнь людей!
VIII.Знакомство с выставкой словарей» - 10 мин. Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».
- Мы познакомились с несколькими словарями. А посмотрите, сколько их пришло к нам на урок.
« Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке», - сказал французский писатель Анатоль Франц. И действительно, в них вы можете получить ответ на любой вопрос. Главное – уметь ими пользоваться.
IХ. Итог – 2 мин.
Развивайте дар слова ! В этом вам помогут словари, которые можно найти в школьной библиотеке. Х. Рефлексия- 2 мин.
Два вида смайликов.
ХI. Домашнее задание – 2 мин.
Прочитать статью о словарях
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.