Урок русского языка 3 класс.
Тема: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: создание условий для наблюдения за особенностями обозначения звука [ы] после звука [ц] в разных морфемах; организация совместной деятельности при составлении алгоритма написания данной орфограммы в словах.
Задачи: Обучающие: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму, наблюдать за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова, знакомство и закрепление правила, отработка написания слов с изучаемой орфограммой. Развивающие : развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, внимание, орфографическую зоркость учащихся, умение работать в парах, группах. Воспитывающие: привить интерес к предмету, аккуратность, трудолюбие, уважение друг к другу.
Ход урока.
1.Самоопределение к деятельности.
-Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть. Сегодня необычный урок русского языка для вас и для меня. Поприветствуйте гостей, улыбнитесь. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.
Подарите друг другу улыбку и мысленно пожелайте успеха (Слайд № 1
-Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение?
Желтый – «всё отлично»
Зелёный-«мне хорошо»
Красный – «мне грустно» (Слайд № 2).
2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
-Задание «Лови ошибку» (Слайды № 3).
(На слайдах появляются слова, содержащие ошибочную информацию).
Сейчас вам необходимо исправить ошибки в словах.
Что необходимо сделать, чтобы правильно исправить ошибки? (подобрать проверочные слова)
Давайте проверим, правильно ли вы подобрали проверочные слова. ( Слайд № 4).
Посмотрите на этом слайде появились новые слова. Прочитайте их. В какой части слова неясное написание и после какого звука?
- Как вы думаете, будет называться тема сегодняшнего урока? ( Слайд № 5).
- Чему мы можем научиться на этом уроке?
-Зачем нам этот урок необходим?
3. Этап изучения новых знаний.
- Давайте составим план изучения новой темы. Работаем в паре. Выкладываем карточки с приложения №3 в правильной последовательности.
- Кто желает на доске обозначить последовательность нашей работы, используя карточки? (приложение № 3). ( Слайд № 6) (направляет, помогает) _А теперь сопоставим нашу лесенку с готовой. (Слайд № 7) |
«Лесенка» УД
4. Работа с грамматическим материалом
- Работаем в паре.
-Перед вами на парте карточки, на которых записано 3 столбика слов (приложение № 4).
- Прочитайте слова первого столбика.
- В какой части слова орфограмма? Обозначьте.
- Что заметили?
Найдите нужную схему (приложение № 5).
(Слайд № 8)
(проверяем).
- Прочитайте слова второго столбика (приложение № 4).
- В какой части слова орфограмма? Обозначьте.
- Что заметили?
-Найдите нужную схему (приложение № 5).
( Слайд № 9) (проверяем).
-На каком уроке мы используем слова циркуль, цифра? С помощью циркуля что строим? А цифры для чего нужны?
- Прочитайте слова третьего столбика (приложение № 4).
-Что заметили? На что оканчиваются эти слова?
- Звук [ы] какой буквой обозначается?
Покажите схему (приложение № 5).
( Слайд № 10) (проверяем).
5. Выведение правила
- Посоветуйтесь с соседом и попытайтесь сделать вывод, в каком случае пишется после ц - ы, а в каком - и?
(Слайд № 11) (проверяем).
6. Работа с правилом
- Давайте в учебнике на с. 121 прочтем правило, правильно ли мы его сформулировали, не пропустили ли чего?
- Да, действительно во многих правилах русского языка есть исключения.
- Чтобы легче запомнить слова исключения, предлагаю вам такую чистоговорку:
«Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»» ( Слайд № 12).
- Значение каких слов непонятно?
-Кто сможет объяснить, что значит «цыкнул»?
- Куда мы можем обратиться, если не знаем значение слова?
Цы́кать ( разг.) - прикрикивать на кого-л., что-л. (обычно при приказании прекратить что-л. или при выражении какой-л. угрозы).
-Цыган - Народ индийского происхождения, живущий кочевыми и полукочевыми этническими группами в разных странах мира.
-Повторим чистоговорку хором.
7. Составление алгоритма
Теперь мы знаем правило и исключения, и нужно научиться его применять.
- Итак, определим по шагам, какие операции мы проводим?
-Работаем в группах. «Подзарядим» контакты!
-Какая задача перед вами стоит? (Приложение № 7).
-А теперь проверим! ( Слайд № 13).
8. Физминутка
9. Первичное закрепление.
-А теперь, ребята, будем применять свои знания! Откройте учебники на с .122. Найдите упр.1. Прочитайте про себя задание. Что вам необходимо сделать? Разделите свой лист тетради на 3 части.
2) Проверить себя каждый может, выполнив маленький тест (приложение № 10).
- Кто не допустил ошибок?
-Молодцы!
10. Рефлексия.
-Всю ли работу мы выполнили?
-Достигли ли мы поставленной цели?
-Что нового узнали? (Слайд № 17).
-Кто вам помогал обрести новые знания?
-Кому было легко? Трудно?
-Где нам пригодятся эти знания?
Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих весёлых глаз.
Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставим мы оценки вам сейчас!
-А сейчас я вам предлагаю на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно каждый из вас работал (приложение № 11).
Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение? (Приложение № 2) (Слайд № 18).
11. Домашнее задание.
д/з.: стр.122, упр. 2 или 3; Раб. тетр.,
стр.34, упр.5 (кто хочет преодолеть трудность) (Слайд № 19).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.