Конспект урока русского языка. 4 класс «УМК Школа России»
Учитель: 1 категории Серова Э.В., г. Нижний тагил
Тема урока: «Несклоняемые имена существительные».
Ход урока:
1. Орг.момент.
Учите русский годы к ряду…
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждет великая награда
И та награда, в нем самом…
- Итак, начинаем наш урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, укажите вид работы.
2. Словарная работа.
- Сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового и интересного.- А начнём наш урок с орфографической разминки. Замените одним словом и запишите:
§ Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам (аллея)
§ Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и рукописи для общего пользования (библиотека)
§ Здание большой станции на путях сообщения (вокзал)
§ Специалист с высшим техническим образованием (инженер)
§ Занимательный, любопытный, привлекающий интерес (интересный)
§ Жилое помещение в доме, имеющее отдельный вход, обычно с передней, кухней(квартира)
§ Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами (коллектив)
§ Разговор, обмен мнениями (беседа)
- Прочитайте ещё раз внимательно слова. Какое слово лишнее и почему? (Интересный. Это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие слова? (Наводящий вопрос: Какой частью речи они являются?) ( Им.сущ ) Докажите. Обоснуйте ответ.
3. Обобщение знаний об имени существительном.
- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела под общим названием «Имя существительное» Но прежде, чем получить новые знания, вам необходимо вспомнить, всё, что вы знаете о данной части речи. Послушайте задание:
- Подготовьте рассказ об имени существительном, используя следующий план: (слайд)
1. Какого рода бывают имена существительные?
2. Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)
3. Как иначе называется изменение по падежам? (Склонение)
- Итак, что у вас получилось? (проверка)
- А теперь вспомните и дайте полное определение, что такое склонение? (слайд)
- Просклоняйте существительные:
1 вариант – сестра
2 вариант – окно ( ученик).
- Выделите окончания.
( У доски работают 2 человека)
- Проверим, как вы справились с заданием.
- Что изменилось при склонении имён существительных? (окончание)
4. Постановка учебной проблемы.
- Как вы думаете, все ли имена существительные склоняются?
5. Решение проблемы. Формулирование темы урока.Давайте проверим. Прочитайте предложения, записанные на листочках. В магазине продаются разные пальто. У пальто меховой воротник. К пальто пришиты красивые пуговицы. Мама купила мне новое зимнее пальто. Я доволен своим пальто. Мне было тепло в пальто.
- Что вы заметили?( Во всех предложениях повторяется слово пальто) . Какой частью речи оно является? - Давайте узнаем , в каком падеже употребляется слово пальто в каждом предложении. Как будем действовать? Что нужно сделать?
Памятка. Чтобы определить падеж существительного, надо: 1. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос. 2. По вопросу и предлогу определить падеж. |
(Появляется запись на доске:
И.п. – пальто. Р.п. – пальто. Д.п. – пальто.В.п. - пальто. Т.п.- пальто. П.п. – в пальто.
- Что вы заметили? Изменилась ли какая-нибудь часть слова? Так какая же особенность у слова пальто? ( Оно не склоняется, те. не изменяется по падежам).
- Как можно назвать существительное, которое не склоняется ? (Несклоняемое).
- Сформулируйте тему нашего урока. (Несклоняемые имена существительные).
5. Физминутка.
6. Актуализация знаний.
а) Чтение сведений в учебнике, с. 65.- Какие существительные ещё не склоняются? Почему их назвали несклоняемыми? (Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные). .А в чём ещё особенность этих слов? ( не изменяются по числам).
б) В русском языке таких слов много:
- Прочитайте их. Значение каких слов вам не понятно?
- Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям. Словари бывают разные (показать печатный вариант, имеющихся словарей). Ну и как вы уже догадались, все эти слова словарные, поэтому их надо заучивать наизусть.
Что мы с вами сейчас и сделаем.
в) Словарная работа.
- Послушайте загадку и догадайтесь, о каком из этих слов в ней идёт речь:
Опоясал
каменный ремень
Сотни городов и деревень.
(шоссе)
- Как вы понимаете смысл слова шоссе? (Учащиеся высказывают свои предположения).
(слайд)
- Сравните картинки. На какой картинке изображено шоссе? (Предположения учащихся).
- Это слово пришло к нам из французского языка. Оно обозначает дорогу с твердым покрытием.
- Составьте предложение с данным словом.
Работа со словом:
§ Запишите слово.
§ Поставьте ударение.
§ Определите опасные места.
§ Сколько слогов? Букв? Звуков?
Итак, в чём особенность этих слов?
Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.
( Дифференцированная работа с карточками)
5. Итог урока.
- Итак, с какими словами познакомились на уроке? - Почему он так называются?
- А сейчас я предлагаю вам послушать «Песенку» Аркадия Хайта
Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать и в гостях, и дома,
Если только не менять окончанье слова
Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.