Конспект урока русского языка. 4 класс «УМК Школа России»Тема урока: «Несклоняемые имена существительные». Учитель: 1 категории Серова Э.В., г. Нижний тагил .

  • docx
  • 07.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала lkd.docx

Конспект урока русского языка. 4 класс «УМК Школа России»

Учитель: 1 категории  Серова Э.В., г. Нижний тагил

Тема урока: «Несклоняемые имена существительные».

Ход урока:

1.        Орг.момент.

 Учите русский годы к ряду…

С душой, с усердием, с умом.

Вас ждет великая награда

И та награда, в нем самом…

-  Итак, начинаем наш  урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, укажите вид работы.

2.        Словарная работа.

-  Сегодня на уроке мы с вами узнаем   много нового и интересного.-  А начнём наш урок с орфографической разминки. Замените одним словом и запишите:

§  Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам (аллея)

§  Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и рукописи для общего пользования (библиотека)

§  Здание большой станции на путях сообщения (вокзал)

§  Специалист с высшим техническим образованием (инженер)

§  Занимательный, любопытный, привлекающий интерес (интересный)

§  Жилое помещение в доме, имеющее отдельный вход, обычно с передней, кухней(квартира)

§  Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами (коллектив)

§   Разговор, обмен мнениями (беседа)

-  Прочитайте ещё раз внимательно  слова. Какое слово  лишнее и почему? (Интересный. Это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие  слова? (Наводящий вопрос: Какой частью речи они являются?)   ( Им.сущ ) Докажите. Обоснуйте ответ.

3.        Обобщение знаний об имени существительном.

-    Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела под общим названием  «Имя существительное» Но прежде, чем получить новые знания, вам необходимо вспомнить, всё, что вы знаете о данной части речи.  Послушайте задание:

-    Подготовьте  рассказ об имени существительном, используя следующий план:  (слайд)                     

1. Какого рода бывают имена существительные?

2. Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)

3. Как иначе называется изменение по падежам? (Склонение)

-  Итак, что у вас получилось? (проверка)

-   А теперь вспомните и дайте полное определение,   что   такое склонение?  (слайд)

   -  Просклоняйте существительные:

1 вариант – сестра

2 вариант – окно  ( ученик).

-  Выделите окончания.

( У доски работают 2 человека)

-  Проверим, как вы справились с заданием.

- Что изменилось при склонении имён существительных? (окончание)

4.      Постановка учебной проблемы.

-  Как вы думаете, все ли имена существительные склоняются?

5.   Решение проблемы. Формулирование темы урока.Давайте проверим. Прочитайте предложения, записанные на листочках.  В магазине продаются разные пальто.   У  пальто  меховой воротник. К пальто  пришиты красивые пуговицы. Мама купила  мне   новое зимнее пальто.  Я доволен своим  пальто.  Мне было тепло в  пальто.

-  Что вы заметили?(  Во всех предложениях повторяется слово пальто) .  Какой частью речи оно является? - Давайте узнаем ,  в каком падеже употребляется  слово  пальто в каждом предложении.    Как будем действовать?  Что нужно сделать?

                                 Памятка.

Чтобы определить падеж существительного, надо:

1.      Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.

2.      По вопросу и предлогу определить падеж.

         (Появляется запись на доске:

И.п. – пальто. Р.п. –  пальто.  Д.п. – пальто.В.п. -  пальто. Т.п.-   пальто. П.п. – в пальто.

-  Что вы заметили? Изменилась ли какая-нибудь часть слова? Так какая  же особенность  у    слова пальто? ( Оно не склоняется, те. не изменяется по падежам).

-  Как можно назвать  существительное, которое не склоняется ? (Несклоняемое).

-  Сформулируйте тему нашего урока.  (Несклоняемые имена существительные).

5.     Физминутка.

6.        Актуализация знаний.

а) Чтение сведений в учебнике, с. 65.- Какие существительные ещё не склоняются? Почему их назвали несклоняемыми? (Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные). .А в чём ещё особенность этих слов? ( не изменяются по числам).

б) В русском языке таких слов много:

-  Прочитайте их. Значение каких слов вам не понятно?

-  Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям. Словари бывают разные (показать печатный вариант, имеющихся  словарей).  Ну и как вы уже догадались, все эти слова словарные, поэтому их надо заучивать наизусть.

 Что мы с вами сейчас и сделаем.

в)  Словарная работа.

-   Послушайте загадку и догадайтесь, о каком из этих слов в ней идёт речь:

Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень.

(шоссе)

-  Как вы понимаете смысл слова шоссе? (Учащиеся высказывают свои предположения).

(слайд)

- Сравните картинки. На какой картинке изображено шоссе? (Предположения учащихся).

-  Это слово пришло к нам из французского языка.  Оно обозначает дорогу с твердым покрытием. 

-  Составьте предложение с данным словом.

  Работа со словом:

§  Запишите слово.

§  Поставьте ударение.

§  Определите опасные места.

§   Сколько слогов? Букв? Звуков?

Итак, в чём особенность этих слов?

Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.

       ( Дифференцированная работа с карточками)

5.      Итог урока.

-   Итак, с какими словами познакомились на уроке? -  Почему он так называются?

-  А сейчас я предлагаю вам послушать «Песенку» Аркадия Хайта

               Чтобы грамотными стать и писать отлично,

               Никогда нельзя менять в падежах различных

               Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,

               Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.

               Можно песню распевать и в гостях, и дома,

               Если только не менять окончанье слова

               Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,

               Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.

 

 

 

 


 

Посмотрите также