Конспект открытого урока по теме:
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
(работа над тестовой частью)
Цели урока:
1) повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ОГЭ-2022, умение применять знания на практике; подготовка к сдаче экзамена;
2) развитие творческого потенциала учащихся, выработка навыка работы над тестовой частью ОГЭ;
3) обеспечение ценностного отношения к совместной творческой деятельности;
4) воспитание познавательного интереса к русскому языку.
Задачи:
1) образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи, предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок, формирование умения применять полученные знания на практике, умение самостоятельно создавать собственное высказывание
2) развивающие: развитие любознательности, творческой, речевой и мыслительной активности, логического мышления, развитие коммуникативных возможностей учащихся, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме, отработка навыков использования раздаточного материала и выполнения тестовых заданий в формате ОГЭ;
3) воспитательные: воспитание у учащихся ответственности, организованности, самостоятельности, чувства коллективизма, эстетического вкуса, формирование психологической установки на успешное решение тестовой части ОГЭ.
Тип урока: урок развивающего контроля
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация к уроку, карточки, раздаточный материал, карта самоанализа.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
На фоне музыки рассказываю легенду.
Здравствуйте, ребята.
У нас сегодня необычный урок, т.к. к нам пришли гости, и урок я хочу начать необычно. Я вам расскажу легенду.
«На земле рождается человек, на небе загорается новая звезда. И Бог сразу определяет его судьбу, и от этой судьбы человеку не уйти. Но мудрый создатель дает нам право выбрать между добром и злом, красотой и уродством, желанием любить других или только себя, приносить людям пользу или вред. От выбора человека зависит, насколько ярко или тускло будет гореть его звезда. И если это настоящая звездочка, то она будет неповторимой и необычайно сложной, будет ярко сверкать и наполнять мир и людские души теплом, светом и красотой. Закройте глаза. Мысленно представьте свою звезду, прикоснитесь к ней, ощутите ее тепло, радость, вдохновение. И пусть эти незабываемые чувства помогут вам сегодня на уроке и, конечно, при сдаче экзамена.
II. Актуализация знаний и умений.
- Чтобы справиться с тестовыми заданиями, необходимо знание множества правил и понятий.
1. Фронтальный опрос. Ребята, проверим, насколько прочны ваши знания теории.
1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?
2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?
3. Из каких частей состоит СПП?
4. Когда причастный оборот выделяется запятыми?
5. Как определить вид придаточного предложения?
6. Перечислите значения приставки ПРИ.
7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные?
8. Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ слово или нет?
9. Назовите значения приставки ПРЕ.
10. Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП?
11. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.
12. Как отделяются друг от друга части ССП и СПП? Где именно ставится запятая?
- Молодцы, ребята! Вы превосходно справились с первым заданием. Переходим с вами к анализу текста.
- Мы перейдем к анализу текста, который включает в себе задания ОГЭ 2,3,5)
(Индивидуальная работа. Слайд №5)
2.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания
Хотя роман его с Машенькой прод…лжался в те д…лекие годы не три дня не неделю а гораздо больше он (не) чу…ствовал (ни) какого (не) соответствия между д…йствительным врем…нем и тем другим врем…нем в к…тором он ж.л так как пам…ть его сов…рше(нн, н)о (не) учит…вала каждого мгновения а перескак…вала через пустые (не) нужные ему места я…стве(нн,н)о озаряя только то что было связа(нн,н)о с Машенькой и потому вых…дило так что (не) было (не) соответствия между ходом прошлой ж…зн… и ходом наст…ящей.
(По В.Набокову)
( /Хотя роман его с Машенькой продолжался в те далекие годы не три дня, не неделю, а гораздо больше, /он не чувствовал никакого несоответствия между действительным временем и тем другим временем, /в котором он жил, /так как память его совершенно не учитывала каждого мгновения, а перескакивала через пустые, ненужные ему места, явственно озаряя только то, /что было связано с Машенькой, /и потому выходило так, /что не было несоответствия между ходом прошлой жизни и настоящей).
2.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть. Определите тип этого сложного предложения.
(Сложное предложение со смешанными видами связи. Состоит из 7 простых предложений)
3.Выпишите основу 5 части. Определите тип сказуемого.
(Грамматическая основа - "что было связано", составное именное сказуемое)
4.Напишите номер части, которая осложнена однородными определениями.
(предложение 4, пустые, ненужные)
5.Напишите номер части, которая осложнена обособленным обстоятельством.
(предложение 4, явственно озаряя только то)
6.Выпишите из предложения слова, правописание которых определяется правилом: «В глаголах пишется суффикс – ЫВА-/-ИВА -, если в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени он не чередуется с суффиксом – У-/-Ю-, а остается неизменным.
(учитывала, перескакивала)
7.Выпишите из предложения слово, правописание которого определяется правилом: «Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий»
(связано)
8.Найдите в тексте орфограммы «Не с разными частями речи»
(не неделю, не чувствовал, несоответствия, не учитывала, ненужные, не было).
9.Выпишите из 7 части контекстные антонимы.
(прошлой и настоящей)
10. Назовите средство художественной выразительности в предложении:
(Память перескакивала через пустые места - метафора)
(Ответы на слайде №6)
3. Повторение сведений о словосочетании (задание 4 - ОГЭ)
Закончим высказывания:
Если оба слова в словосочетании изменяются – это … (согласование)
Если зависимым словом является существительное, употребленное в том или ином падеже, - это… (управление)
Если в словосочетание входит неизменяемая часть речи – это… (примыкание)
Упражнение:
Заменить тип связи в словосочетании. Выполняем задания по замене словосочетаний синонимичными. Задания выполняем устно. (по цепочке, остальные хлопают)
· Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Дружеский совет (совет друга)
Понимающий человек (человек с пониманием)
Человеческая доброта (доброта человека)
Жизненная основа (основа жизни)
Кирпичный дом (дом из кирпича)
Лингвистический диктант (проверка по карточке)
Заменить в тексте подчеркнутые словосочетания синонимичными.
Дом из кирпича. Во дворе стоит глубокая миска с водой. В неё хозяйка бросает хлебные корки. Молодой петух беззаботно гулял по двору. Щенок Фунтик прыгнул со смелостью к миске и вытащил из воды съедобную корку. Петух со злобой посмотрел на Фунтика.
Кирпичный дом. Во дворе стоит глубокая миска с водой. В неё хозяйка бросает корки хлеба. Молодой петух без забот гулял по двору. Щенок Фунтик смело прыгнул к миске и вытащил из воды съедобную корку. Петух злобно посмотрел на Фунтика.
Подведение итогов. Рефлексия деятельности.
- Ребята, вы сегодня неплохо поработали. Попробуйте оценить вашу деятельность на уроке. Перед вами карты самоанализа. Попрошу их заполнить.
Слайд №12)
«Плюс – минус – интересно». Карта самоанализа
Я узнал….
Я научился…
Мне нужно усовершенствовать знания по теме: «Подготовка к ОГЭ».
VII. Домашнее задание
- Подготовиться к тестированию в формате ОГЭ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.