Конспект урока русского языка 3 класс, УМК «Школа России»
Подготовила: учитель начальных классов 1 категории,
г. Нижний Тагил, Серова Эмилия Вячеславовна
Тема: Понятие о временных формах глагола
Цель: познакомить учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы, воспитывать аккуратность.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте загадки про животных. Назовите глаголы и определите их число.
3. Минутка чистописания.
4. Ознакомление с временем глагола.
5. На доске написаны предложения:
Весной солнце светит и греет.
Зимой оно мало светило и хуже грело.
Летом солнце будет ярко светить и будет сильно греть.
– Прочитайте предложения. Назовите в них глаголы.
(Глаголы: светит, греет, светило, грело, будет светить, будет греть.)
– Докажите, что это глаголы.
(Они отвечают на вопрос что делает? что делало? что будет делать? и обозначают действие предмета.)
– Найдите в одном из предложений глаголы, которые обозначают действие, происходящее в настоящее время.
(Глаголы светит, греет обозначают действие, которое происходит в настоящее время.)
– На какой вопрос отвечают глаголы настоящего времени?
(В настоящем времени глаголы отвечают на вопрос что делает?)
– Кроме вопроса что делает? глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы:
- что делаю? что делаешь? что делаем? что делаете? что делают?
Учитель открывает на таблице-схеме вопросы глаголов в настоящем времени.
– Прочитайте в одном из предложений глаголы, которые обозначают действие в прошедшем времени.
(Глаголы светило, грело обозначают действие в прошедшем времени.)
– На какой вопрос отвечают глаголы в прошедшем времени?
(Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопрос что делало?)
– Кроме вопроса что делало? глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы:
- что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделало? что сделали?
Учитель открывает вопросы глаголов прошедшего времени.
– Прочитайте в одном из предложений глаголы, обозначающие действия, которые будут происходить, то есть действия будущего времени.
(Глаголы будет светить, будет греть обозначают действия будущего времени.)
– На какой вопрос отвечают глаголы в будущем времени?
(В будущем времени глаголы отвечают на вопрос что будет делать?)
– Глаголы будущего времени отвечают и на вопросы6
- что сделает? что сделают? что будут делать?
Учитель открывает на таблице-схеме вопросы глаголов будущего времени.
– Обоснуйте наши рассуждения по плану, глядя на таблицу-схему:
6. Работа с учебником . Чтение правила на с. 111-112.
– Назовите грамматические признаки глагола.
(Глаголы изменяются по числам. Они могут быть в единственном и во множественном числе. Глаголы изменяются по временам. Они могут быть в настоящем, прошедшем и будущем времени.)
Физминутка (гимнастика для глаз)
7. Составление и запись предложений с комментированием.
– Составьте и запишите предложение о том, что происходит в природе в настоящее время. (Травка зеленеет. Черёмуха цветет. Солнце ярко светит. По небу бегут белые облака. ...)
– Напишите предложение о том, что уже произошло.
(Снег растаял. Прилетели птицы. Кончились морозы.)
– Составьте предложение о том, что произойдет в будущем.
(Скоро зацветут яблони. Дачники будут сажать овощи. …)
8. Выборочное списывание и письмо по памяти.
Упр.196 (устно), упр.197 с выполнением задания.
9. Деление слов на группы.
На доске записаны слова:
синеет, выльет, съела, улетает, побежал, пришьёт, поджарила, будет пить, выезжают, посчитали, сольют, пищит, забежала, совьёт, побьёт, обнёс, переживает, запьёт.
– Сгруппируйте слова в соответствии с темой урока.
10. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Как изменяются глаголы?
– Как узнать число глаголов?
– Как узнать время глаголов?
11. Домашнее задание.
Упр.198, стр.112-113 правило выучить наизусть (таблица выдана каждому ученику)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.