Конспект урока русского языка "БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ БУКВЫ В КОРНЕ СЛОВА"

  • doc
  • 17.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Безударные гласные.doc

Русский язык

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ БУКВЫ

В КОРНЕ СЛОВА.

Тема: Обобщающий урок по разделу (в форме игры «Счастливый случай»).

Цель: развитие чувства языка, интереса к языку, совершенствование учебно-языковых и правописных умений.

 

 

 

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД.

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».

– Изучение русского языка – это великое дело.

– Давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали несколько уроков? (Буквы безударных гласных в корне слова.)

– Сегодня мы заканчиваем изучать эту тему. Как вы думаете, чему будет посвящён сегодняшний урок?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. 

 

(Возможно, сегодня на уроке мы будем повторять материал по пройденной теме.)

– Да, верно, и повторение пройдёт у нас в виде игры. Сегодня в игре принимают участие три команды (по рядам столов в классе), которые покажут свои знания по теме: «Буквы безударных гласных в корне слова».

 

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

ΙII.  Развитие умений – применение знания.

 

Игра.

1-й гейм «Заморочки из бочки».

Три ученика вытаскивают из ведёрка капсулу от киндер-сюрприза, в ней лежит карточка со словами:

п_ля                     гр_за                                        ст_лы

з_мля                   в_сна                                        л_сной

т_гровый           гр_бной                                    м_ря

пр_мой               р_бой                                       р_ды

гр_чи                  с_ды                                        в_ренье

б рёзкой             н чует                                      цв тёт

цв ты                пт нец                                      п ёт

по вились          л жит                                      д мишко

д ньки               тр ва                                        св стеть

с сны                 в дичка                                     б гун         

 

Ученик вытаскивает капсулу, открывает её и читает слова. (Эти слова уже написаны на доске, желательно тем же цветом, что и на карточке.)

 

Задание:

– Запишите слова в столбик. Вставьте пропущенную букву. Запишите проверочные слова. Обозначьте орфограмму.

 

2-й гейм «Ты – мне, я – тебе».

Учитель задаёт по вопросу каждому ряду, за грамотный вопрос и ответ ряд получает два очка.

– Какие гласные в корне требуют проверки? (А, О, Е, И, Я)

– В какой части слова проверяем  написание безударной гласной? (в корне слова)

 – Как проверить написание безударной гласной в корне слова? (Подобрать слово, где безударная гласная находится под ударением.)

 

 

3-й гейм «Тёмная лошадка».

 

Баба-яга:

Здорово, ребятишки,

Девчонки и мальчишки!

Леший книжку мне читал

И загадку загадал.

Помогите отгадать,

Что это и как писать.

Вот загадочка моя,

Вы послушайте, друзья.

 

1)Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна,

Называюсь ...

(пауза) (тишина).

Но не знаю, И иль Е

Написать мне в «тишине».

Вы скорее подскажите,

Без ошибки напишите,

Мне, старухе, объясните. (Пауза.)

Ученики записывают, графически обозначают и объясняют: тишинатихо.

2)Заслонили тучи солнце,

Гром раскатисто смеётся

В небе молний полоса-

Значит, началась…. (гроза - грозы)

3)Кошка есть в лесу у нас:

Грозный клюв, огромный глаз,

Острый слух цепкий коготь

Побоюсь её я трогать ( сова – совы)

 

Всех я вас благодарю,

По очку я вам дарю.

 

4-й гейм «Дальше, дальше, дальше...»

У каждого ученика лежит лист с текстом, в тексте ошибки, их нужно исправить и объяснить.

Тихо в лесу зимой. Все деревья стоят в сказочном уборе. Всюду видны следы зверей.

 

5-й гейм «Спешите видеть».

Учащимся раздаются карточки.  Каждый работает самостоятельно. Вставляем нужную букву. Обозначаем орфограммы.

         В ст_рину на р_ке (М, м)оскве ч_сто случ_лись пав_дки. Иногда пав_дки превращались в нав_днения. В_да смывала д_ма, м_сты и м_стовые. Наб_режные становились _зёрами.

        Подсказка: в слове «паводки» очень редкая приставка ПА-; паводок – поднятие уровня воды в реках из-за быстрого таяния снега.

     Ошибки команды суммируются. Та команда, где меньше всего ошибок, получает 3 очка

6-й гейм «Гонка за лидером».

ТЕСТ.

Выбери правильный ответ. Букву правильного ответа вставьте  в кружочки.

1. Выберите группу слов, в которых гласные пишутся не так, как слышатся.

а)  норы, реки, воды

б)  нора, река, вода

 

2. Какие буквы пропущены в словах пословицы.

В_сна красна цв_тами, а ос_нь – пл_дами.

 

а) е, о

б) и, а

 

3. К какому слову относится данная транскрипция [сава].

 

а) сова

б) софа

 

4. Какой корень в слове лесник?

 

а) лесн

б) лес

 

5. Какой ударный слог в слове ЦВЕТОК?

 

а) второй слог

б) первый слог

 

 

 

 


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

IV. Итог урока.

 

 Учитель называет команду-победителя, поощряет всех участников игры.

– Понравилась ли вам игра?

– Какие задания вызвали наибольший интерес?

 

 

 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru