Тема: Обучающее сочинение по картине С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство».
Цель: научить детей составлению описательного рассказа по картине известного художника с опорой на план.
Планируемые результаты:
Познавательные
· познакомить с картиной художника Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство»
Регулятивные
· учить детей осмысливать содержание картины
· совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова
· совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению
Коммуникативные
· Организовывать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке
· развивать устную и письменную речь учащихся, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения
Личностные
· развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение
Оборудование:
1. компьютер, телевизор, презентация по теме урока;
2. репродукция картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, картинная галерея), портрет художника;
3. запись произведения «Зима» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы и задач урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с репродукцией картины Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство» и составим рассказ о том, что на ней изображено.( Слайд 1)
III. Беседа о художнике и его картине.
1. Рассказ о художнике.
Живописец. Член Союза художников СССР. Автор тематических картин бытового жанра, портретов.
Родился 30 октября 1925 года в Москве. Мать - Елизавета Николаевна Тутунова (урождённая Сахарова) из семьи священника о. Николая Сахарова. Отец - Андрей Васильевич Тутунов, из обрусевших армян, был крупным специалистом в области птицеводства.
Обучался в МСХШ (Московской средней художественной школе, 1939-45).
В 1945 поступил и в 1951 году окончил Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова. В 1988 состоялась персональная выставка в Москве.
С.А.Тутунов умер 12 октября 1998 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Картины художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее Киева, во многих музеях России и стран ближнего зарубежья.
2. Выразительное чтение стихотворений о зиме.
Звучит пьеса из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Зима».
* * *
Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал.
… В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух легок и чист,
И замерзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем…
И. Никитин
Первый снег
Первый снег обнимает траву,
Ветер, словно из сказочных тем.
А я счастлив и радостен тем,
Что смеюсь и живу наяву. Разлохматил прически берез
Ветер буйный.
Доносится смех.
И уже не из сказок и грез,
Выпал первый искрящийся снег.
Николай Селезнёв
3. Беседа.
-О каком времени года идет речь?
-Назовите зимние месяцы.
- Декабрь, январь, февраль — зимние месяцы. Их не спутаешь друг с другом. У каждого свой характер и цвет.
-Какие цвета зимы отметили поэты? (белый, искрящийся, разноцветный)
-Объясните значение этих слов.
-Какой вы видите зиму, читая строки поэтов?
- Мы увидели, как поэты «раскрасили» зиму с помощью слов, и попали под обаяние этого времени года. А теперь рассмотрим репродукцию художника, обратим внимание на краски и почувствуем переданное им настроение.
4. Рассматривание картины. (слайд 2 )
-Какие краски здесь преобладают?
-Созвучны ли строки стихотворений данной картине?
-Ваши впечатления от представленной картины?
-Нам предстоит описать картину С.А. Тутунова. В чем ее своеобразие? (Необычная, сказочная; белоснежное чудо)
5.Физкультминутка.
IV. Работа по теме урока.
-Ребята, что такое сочинение?( Слайд 3)
- Как избежать повторов в сочинении?( Слайд 4)
Посмотрите на картину и ответьте на вопросы.
— Где происходит действие картины?
— Что на ней изображено (что на переднем плане, что в
центральной части, на заднем плане)?
— Какое время года, изобразил художник? По каким признакам
можно это определить?
- Как бы вы назвали эту картину?
- А художник назвал ее «Зима пришла. Детство». Как вы думаете почему?
- К какому жанру изобразительного искусства принадлежит эта картина?
- Правильно, это пейзаж, но это пейзаж зимний (по времени года), пейзаж сельский (по месту изображенного).
- Какие краски использует художник для изображения природы?
А теперь, глядя на картину,
подберите подходящие образные выражения и признаки к словам:
снег – белый, легкий, как пух, …
деревья — с черными крепкими стволами, накрыты первым
снегом, на некоторых ветках остались желтые листья, ...
листья — желтые, зеленые, …
Кусты - спрятались под снегом, …
- Давайте охарактеризуем зиму на картине С.А. Тутунова и заполним таблицу.
Что изображено |
Опорные слова |
Мальчик |
маленький |
Время |
ранним утром, |
Зима |
волшебная, праздничная |
Снег |
пушистый и мохнатый снег, волшебство кружащихся на ветру снежинок, повсюду: на деревьях и на земле |
Деревья и кусты |
Сказочные, необычные, похожи на белоснежное чудо, таинственные, загадочные, Тонкие, гибкие веточки, раскидистые, гибкие ветви, Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты снегом |
Земля, забор |
все белым-бело; снег, устилающий землю; лег на землю первый снег, |
Воздух |
чистым, свежим воздухом |
Настроение |
Радостное, праздничное, восторженное |
V. Составление плана.
- Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения.
- Как начать сочинение по картине? (об авторе, как писалась картина, о природе в картине).( Слайд 5)
- О чем скажем в основной части? (опишем героя) ( Слайды 6-13)
- Чем закончить рассказ? О чем сказать в заключительной части? (о настроении, о чувствах, которые вызывает картина) ( слайд 14).
ПЛАН.
1. Художник и картина.
2. Мальчик у окна.
3. Зима.
4. Мое отношение к картине.
- При написании сочинения не обязательно использовать все опорные слова. Вы можете описать героя по-своему.
VI. Запись рассказа по картине с опорой на план.
VII. Рефлексия
-Ребята, кому было легко выполнять данную работу, поднимите зелёные смайлики.
- У кого в работе возникли трудности, поднимите красные смайлики.
VIII. Итог урока
-Какие мысли, чувства возникли у вас при рассматривании картины?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.