Конспект урока русского языка для 2 класса по теме "Обучающее сочинение по картине С.А. Тутунова "Зима пришла.Детство".
Оценка 5

Конспект урока русского языка для 2 класса по теме "Обучающее сочинение по картине С.А. Тутунова "Зима пришла.Детство".

Оценка 5
docx
13.12.2020
Конспект урока русского языка для 2 класса по теме "Обучающее сочинение по картине С.А. Тутунова "Зима пришла.Детство".
сочинение по картине Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство»..docx

 

Тема: Обучающее сочинение по картине С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство».

 

Цель:  научить детей составлению описательного рассказа по картине известного художника с опорой на план.

Планируемые результаты:

Познавательные

·        познакомить с картиной художника Сергея Андреевича Тутунова  «Зима пришла. Детство»

Регулятивные

·        учить детей осмысливать содержание картины

·         совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова

·         совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению

Коммуникативные

·        Организовывать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке

·        развивать устную и письменную речь учащихся, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения

Личностные

·         развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение

Оборудование: 

1.     компьютер, телевизор, презентация по теме урока;

2.      репродукция картины С.А. Тутунова  «Зима пришла. Детство» (учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,  картинная галерея), портрет художника;

3.      запись произведения «Зима» из цикла «Времена года»                                   П.И. Чайковского.

 

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы и задач урока.

     - Сегодня на уроке мы познакомимся с репродукцией картины Сергея Андреевича Тутунова  «Зима пришла. Детство» и составим рассказ о том, что на ней изображено.( Слайд 1)

III.  Беседа о художнике и его картине.

1.     Рассказ о художнике.

 Живописец. Член Союза художников СССР. Автор тематических картин бытового жанра, портретов.

Родился 30 октября 1925 года в Москве. Мать - Елизавета Николаевна Тутунова (урождённая Сахарова)  из семьи священника о. Николая Сахарова. Отец - Андрей Васильевич Тутунов, из обрусевших армян, был крупным специалистом в области птицеводства.

Обучался в МСХШ (Московской средней художественной школе, 1939-45).

В 1945 поступил и в 1951 году окончил Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова. В 1988 состоялась персональная выставка в Москве.

С.А.Тутунов умер 12 октября 1998 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Картины художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее Киева, во многих музеях России и стран ближнего зарубежья.

 

2.     Выразительное чтение стихотворений о зиме.

Звучит пьеса из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Зима».

 

* * *


Поутру вчера дождь

В стекла окон стучал,

Над землею туман

Облаками вставал.

… В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух легок и чист,

И замерзла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем…

                       И. Никитин

 

Первый снег

Первый снег обнимает траву,
Ветер, словно из сказочных тем.
А я счастлив и радостен тем,
Что смеюсь и живу наяву.  Разлохматил    прически берез

 Ветер буйный.

 Доносится смех.
 И уже не из сказок и грез,
  Выпал первый искрящийся снег.             

                                                                                                                          Николай Селезнёв


 

 


 

3. Беседа.

-О каком времени года идет речь?

-Назовите зимние месяцы.

- Декабрь, январь, февраль — зимние  месяцы. Их не спутаешь друг с другом. У каждого свой характер и цвет.

-Какие цвета зимы отметили поэты? (белый, искрящийся, разноцветный)

-Объясните значение этих слов.

-Какой  вы видите зиму, читая строки поэтов?

- Мы увидели, как поэты «раскрасили» зиму с помощью слов, и попали под обаяние этого времени года. А теперь рассмотрим репродукцию художника, обратим внимание на краски и почувствуем переданное им настроение.

 

4.     Рассматривание картины. (слайд 2 )

 

-Какие краски здесь преобладают?

-Созвучны ли строки стихотворений данной картине?

-Ваши впечатления от представленной картины?

-Нам предстоит описать картину С.А. Тутунова. В чем ее своеобразие? (Необычная, сказочная; белоснежное чудо)


 

5.Физкультминутка.

 

IV. Работа по теме урока.  

-Ребята, что такое сочинение?( Слайд 3)

- Как избежать повторов в сочинении?( Слайд 4)

Посмотрите на картину и ответьте на вопросы.
—    Где происходит действие картины?
—    Что на ней изображено (что на переднем плане, что в центральной части, на заднем плане)?
—    Какое время года, изобразил художник? По каким признакам можно это определить?

- Как бы вы назвали эту картину?

- А художник назвал ее  «Зима пришла. Детство». Как вы думаете  почему?

- К какому жанру изобразительного искусства принадлежит эта картина?

- Правильно, это  пейзаж, но это  пейзаж зимний (по времени года), пейзаж сельский (по месту изображенного).

  - Какие краски использует художник для изображения природы?

А теперь, глядя на картину, подберите подходящие образные выражения и признаки к словам:
снег – белый, легкий, как пух, …

деревья — с черными крепкими стволами, накрыты первым снегом, на некоторых ветках остались желтые листья, ...
листья — желтые, зеленые, …

Кусты - спрятались под снегом, …

 

- Давайте охарактеризуем зиму на картине   С.А. Тутунова и заполним таблицу.

 

Что изображено

Опорные слова

Мальчик

маленький

Время

ранним утром,

Зима

волшебная, праздничная

Снег

пушистый и мохнатый снег, волшебство кружащихся на ветру снежинок, повсюду: на деревьях и на земле

Деревья и кусты

Сказочные, необычные, похожи на белоснежное чудо, таинственные, загадочные,

Тонкие, гибкие веточки, раскидистые, гибкие ветви,

Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты снегом

Земля, забор

все белым-бело; снег, устилающий землю; лег на землю первый снег,

Воздух

чистым, свежим воздухом

Настроение

Радостное, праздничное, восторженное

 


V. Составление плана.

- Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения.

- Как начать сочинение по картине? (об авторе, как писалась картина, о природе в картине).( Слайд 5)

-  О чем скажем в основной части? (опишем героя) ( Слайды 6-13)

- Чем закончить рассказ? О чем сказать в заключительной части? (о настроении, о чувствах, которые вызывает картина) ( слайд 14).

                                           ПЛАН.

1. Художник и  картина.

2. Мальчик у окна.

3. Зима.

4. Мое отношение к картине.

 

- При написании сочинения не обязательно использовать все опорные слова. Вы можете описать героя по-своему.

 

VI. Запись рассказа по картине с опорой на план.

 

VII. Рефлексия

-Ребята, кому было легко выполнять данную работу, поднимите зелёные смайлики.

- У кого в работе возникли трудности, поднимите красные смайлики.

 

VIII. Итог урока

-Какие мысли, чувства возникли у вас при рассматривании картины?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема: Обучающее сочинение по картине

Тема: Обучающее сочинение по картине

В 1945 поступил и в 1951 году окончил

В 1945 поступил и в 1951 году окончил

Ваши впечатления от представленной картины? -Нам предстоит описать картину

Ваши впечатления от представленной картины? -Нам предстоит описать картину

V. Составление плана. - Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения

V. Составление плана. - Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения
Скачать файл